Строительство Москвы 1920-х. Инфраструктура

По материалам Библиотеки им. Некрасова

Nikolay V. Malinin
Moscowww
7 min readApr 28, 2018

--

Библиотека им. Некрасова опубликовала в хорошем качестве номера журналов “Строительство Москвы” за вторую половину 1920-х годов. Журнал — бесценный источник информации по архитектуре и городскому хозяйству того времени, поэтому воспользуемся поводом и посмотрим главные проекты того времени в поисках оригинальных фотографий и чертежей. А каждую находку будем иллюстрировать цитатой из журнала. В этом выпуске — пять аспектов городского хозяйства 1925–29 гг.

1. Промышленность

До первой пятилетки промышленность тоже развивалась довольно интенсивно, если судить по строительству новых предприятий. Диапазон тоже был широк: от электростанций и фабрик до научно-производственных лабароторий.

Завод “Клейтук”

1925, № 9 (здесь и далее — номера журнала “Строительство Москвы”). Новые корпуса завода “Клейтук”.

Чтобы не приостановить выработку нужных стране продуктов костеообрабатывающей промышленности, пришлось в 1923 году приступить к постройке нового клееваренного завода. (1925, №9)

1925, № 9. Внутренний вид цехов завода “Клейтук”

Зубодробительный текст 1920-х из №9 за 1925 год:

Постройка “Клейтука” является актом приложения усилий и средств по линии восстановления рентабельной отрасли промышленности, опирающейся на достаточную сырьевую базу и на безусловно обеспеченный спрос, которая занимает не только значительное количество промышленных рабочих, но и служит источником заработка для широкого круга лиц, занятого сбором кости.

Электростанция Трехгорной мауфактуры

1926, № 12. Строительство электростанции Трехгорной мануфактуры. Краснопресненская набережная

Постройка новой станции состоит из котельного помещения… из помещения для погрузки топлива (бункера); из помещений для турбогенераторов и трансформаторов и распределительных устройств; …помещения электротехнических мастерских, и из круглого шестиэтажного водоемного здания, предназначенного для приема воды из Москвы-реки, и помещения насосов и баков горячей и холодной воды. (…) Проект постройки был разработан инженером Сорокиным в “Госстрое”. (1926, №12)

Мусоросжигательная станция

1926, № 3. Мусоросжигательная станция на Звенигородском шоссе.

На Звенигородском шоссе в 1926 году была построена первая в Москве мусоросжигательная станция. Все механизмы для утилизации приводились в движение энергией, получавшейся от сжигаемого мусора. Строительство мусоросжигательного завода соответствовало прагматичному духу времени. Чуть ниже мы увидим более яркое проявление этого тренда — строительство крематория.

“Советский Голливуд”

1928, № 5. Проект киностудии “Совкино” на Воробьевых горах

В конце 1920-х гг. на Воробьевых горах начинается строительство главной советской киностудии. В то время она называлась “Совкино”, но в историю войдёт под именем “Мосфильм”. Первое производственное здание студии сейчас — главный корпус киноконцерна.

1928, № 5. Арх. Брокман и Воинов. Главный корпус концерна “Мосфильм”. Боковой фасад.

Правление Совкино, учитывая масштаб новой строящейся кино-фабрики, … организовало специальный конкурс на составление проекта фабрики. По конкурсу был получен 21 проект, из коих 7 оказались премированными. Принят был проект, получивший 3-ю премию, составленный арх. Брокман и Воиновым. (1928, № 5)

Победивший проект с обложки журнала открывает этот пост.

2. Гигиена

В середине 20-х годов развернулось массовое строительство коммунально-бытовых зданий, из которых самыми важными были общественные бани. Для их строительства создаются проекты, где наряду с общими банными помещениями предусматриваются ванные и душевые кабины.

1928, № 5. Арх. С.В. Панин, бани Рогожско-Симоновского района

В связи с тяжелым положением банного хозяйства столицы, Московским Советом намечен отпуск значительных средств на сооружение новых бань. В первую очередь будет осуществлена постройка двух бань — в Рогожско-Симоновском и Бауманском районах. (1928, № 5)

1929, № 8. Арх. А. Дмитриев. Проект бани Замоскворецкого района

У нас центром тяжести каждой бани являются более или менее значительных размеров мыльни и парильни. На Западе же «жаркие комнаты имеют второстепенное значение, а на первый план выдвигаются ванны и, главным образом, души, при чем эти души располагаются и в общих помещениях, и в отдельных кабинах. (1929, № 8)

1929, № 8. Арх. А. Дмитриев. Замоскворецкие бани. Поперечный разрез и план подвала.

Естественно, что омовение под душем является более гигиеничным, чем наш старый способ мытья в мыльной, при непременном участии шайки или таза. Но сразу отказаться от мыльных и парилен очень трудно, так как значительная часть населения Москвы к ним привыкла и пока не считает возможным обходиться без них.

1928, № 12. Проект общественного туалета на Новой площади

Наряду с банями нужно было решать другую насущную проблему — общественные туалеты в центре. Их необходимость обосновывалась “развитой уличной жизнью” центральных районов.

Особенно сказывается недостаток общественных уборных в дни майских и октябрьских торжеств, при громадных в несколько сот тысяч человек скоплениях народа. Нами часто получаются письма рабочих, участвующих в демонстрациях, с указаниями на недопустимость отсутствия уборных в этом районе, и требованиями немедленной их постройки. (1928, № 12)

3. Фабрики-кухни

Символ времени — создание предприятий для производства полуфабрикатов и готового питания, фабрик-кухонь. Вопрос о строительстве в Москве грандиозной фабрики-кухни был впервые поднят рабочими организациями Краснопресненского района в 1925 году, вскоре после открытия такой фабрики в Иванове.

1928, № 2. Эскизный проект фабрики-кухни на Ленинградском шоссе

Одним из первых появился проект использования под столовую “недостроенного колосса” — собора Александра Невского на Миусской площади.

Но здесь подсчет показал, что перестройка эта обойдется много дороже, чем сооружение специального здания для фабрики-кухни. В конце концов Нарпит решил строить новое здание и приступил к разработке эскизного проекта сооружения.

1929, № 11. Арх. А. Мешков. Фабрика-кухня на Ленинградском шоссе

Участок для постройки фабрики-кухни после долгих поисков был найден на Ленинградском шоссе в густо населенном рабочем районе. Место это до некоторой степени символично. Здесь, против бывшего дома кутежей буржуазии-ресторана «Яр», возникнет грандиозный дворец питания для рабочих, который по своей отделке и оборудованию превзойдет прежние роскошные рестораны. (1928, № 2)

1929, № 11. Арх. А. Мешков. Фабрика-кухня. Обеденный зал

Значительная часть выпускаемых готовых обедов с фабрики-кухни была рассчитана на собственную столовую, а поэтому основной упор в разрешении общей задачи был сделан на помещения для обедающих. … Столовая в данном случае задавила фабрику-кухню, и последняя не получила должного своего разрешения. (1929, № 11)

4. Рынок

Осенью 1921 г. после с началом нэпа была легализована частная торговля. Стихийно стали создаваться рынки. Они обосновались главным образом на городских площадях и стали стремительно и стихийно развиваться. Это мешало уличному движению и угрожало городу антисанитарией. Было решено перевести рынки с городских площадей на незастроенные участки внутри кварталов.

1927, № 10. Арх. К.С. Мельников. Центральный (Сухаревский) рынок в Москве

Первым таким мероприятием стал перенос Сухаревского рынка с одноименной площади на территорию, между Садовым кольцом и Б. Сухаревским переулком. За проектирование нового рынка отвечал великий К.С. Мельников.

Здесь был применен предложенный профессором Мельниковым новый способ расстановки торговых палаток — не параллельными рядами, а по радиусу, что помимо удобства для отыскания отдельных видов торговли придает рынку красивый вид. (1925, №12)

1926, № 4. Арх. Кондрашев и Паршин. Проект Смоленского рынка

В 1926 году так же планировали поступить со Смоленским рынком. Для его переустройства был объявлен всесоюзный конкурс.

Вопрос о постройке нового районного (крытого) рынка, вместо намеченного к закрытию существующего сейчас на площади Смоленского рынка, возник в начале прошлого года. (1926, № 4)

1926, № 4. Арх. И. Голосов. Конкурсный проект Смоленского рынка

Рынок решено было строить двухэтажный, с местами торговли как в первом, так и во втором этаже и с подвалом под всей территорией земельного участка, занятым складочными помещениями для отдельных мест торговли 1-го и 2-го этажей.

1926, № 4. Проекты Смоленского рынка. Вверху: Гинзбург и Владимиров. Внизу: арх. Д. Фридман.

Совет жюри, рассмотрев проекты как со стороны общей планировки и экономики постройки, так и со стороны интересов покупателя и продавца, признал лучшими проекты: арх. Кондрашева и Паршина — 1-я премия, арх. И. Голосова — 2-я премия, арх. Гинзбург, (при уч. Владимирова) — 3-я премия, арх. Фридман — 4 я премия и гр. инж. Владимирова (при участии Лазарева) — 5-я премия.

5. Крематорий

В похоронном деле городские власти пропагандировали кремацию. Первые мысли о постройке крематориев возникли в связи с высокой смертностью в конце 1910-х и полным упадком кладбищенского хозяйства. Как писали в журнале, существовавшие кладбища были “переполненными в среднем не менее чем на 95%”.

1927, № 10. Крематорий, перестроенный из православного храма. Проект арх. Осипова.

В настоящее время приступлено к постройке первого крематория в Москве на территории Донского монастыря. Московское Коммунальное Хозяйство устроило специальный конкурс на составление проекта крематория.

1929, № 5. Арх. К.С. Мельников. Проект крематория в Донском монастыре.

В конкурсе поучаствовал даже К.С. Мельников. Его проект завоевал вторую премию.

Автор дает много интересных мыслей по внутренней организации здания и придает оригинальную внешность сооружению, которая, однако, не отвечает представлению о крематории, напоминая более выставочный павильон.

1926, № 5. Строительство крематория в Донском монастыре по проекту арх. Осипова.

В итоге конкурсе победил архитектор Осипов, который предоставил строгий проект перестройки храма Серафима Саровского.

Основное требование, предъявленное к проектам, заключалось в том, чтобы здание крематория с внешней и внутренней стороны не напоминало церковь, так как в задание составления проектов входило приспособление под крематорий старой недостроенной церкви. Эти требования и удалось выполнить архитектору Осипову.(1926, № 5)

Больше фотографий и рассказов публикуется в нашем инстаграме: https://www.instagram.com/belokamenno/

Оперативно следить за публикациями о Москве можно в нашем Telegram-канале Moscowww https://telegram.me/moscowww

--

--