Modernism under Construction

Как строился и развивался советский модернизм

MosTrip
Moscowww
7 min readFeb 3, 2017

--

1975. Строительство здания ТАСС в самом разгаре

В конце января СМИ не забыли про сорокалетие здания ТАСС, которое принято считать примером хорошего модернизма. Появился повод расшерить красивую картинку времен его строительства.

На качественных фотографиях Москвы 60–70-х вообще запечатлелось много знаковых строек тех лет. Москва менялась, обновлялась, новая архитектура иногда совершенно бесцеремонно вторгалась в центр. Поэтому даже иностранные туристы — кто нарочно, а кто случайно — фотографировали эти стройки.

Этих кадров у меня в коллекции накопилось несколько штук, поэтому можно их собрать в одном месте.

1958. Монтаж нового фасада павильона “Поволжье”. Фото В. Толкачева

В 1954 году открылся ансамбль сталинской ВСХВ (предшественницы ВДНХ), который сразу стал демонстрацией того, как строить нельзя: в том же году было принято постановление о борьбе с архитектурными излишествами. Новые, но вышедшие из моды павильоны сначала стыдливо прикрывали транспарантами, а к концу 50-х решили радикально перестроить. Так архаичный павильон “Поволжье” стал минималистской “Радиоэлектроникой”.

1959. Строительство Американской выставки в Сокольниках. Фото Л. Манфи

В противовес устаревшей ВДНХ современный архитектурный ансамбль сформировался в другом столичном парке — Сокольниках. На его появление повлияла знаменитая Американская выставка 1959г.

1959. Павильон Фуллера. Сокольники. Фото Л. Манфи

Выставка запомнилась не только первым столкновением советского общества с американской повседневностью и “кухонными дебатами”, но и ультрасовременной архитектурой. Больше всего внимания привлекал павильон Бакминстера Фуллера — купол, представлявший собой каркас из стальных труб, заполненный треугольниками анодированного аллюминия.

1959. Замечатльно видно конструкцию фуллеровского павильона. Фото Л. Манфи

Советский модернизм вырос во многом благодаря международным контактам. Вслед за павильоном Фуллера и другими площадками выставки Сокольники заполнялись советскими стильными сооружениями. Уже в 1961-м отечественные архитекторы на тех же принципах создали Выставочный павильон №4.

1959. Ленинские горы. Будущий Дворец пионеров. Фото К. Миданса

Тогда же, в конце 50-х началась главная стройка хрущевской Москвы — Дворец пионеров на Ленинских горах, “физическое воплощение оттепели и всего лучшего, что было в Советском Союзе” (цитата из TheVillage). Город было решено развивать в юго-западном направлении, а этот комплекс планировался как часть глобального градостроительного решения: Дворец Советов (не на месте храма, а новый на Воробьевых горах), а по осям от него Дворец пионеров и Дворец молодёжи. В итоге реализовали только самый “младший” проект. Дворец молодежи закончили только в 80-е.

1964. Строительство на Вяземской ул. Фото Д. Конгера

Главной задачей было строительство жилья. Сталинская архитектура оставила в наследство парадные ансамбли, но квартирный вопрос для большинства населения СССР не решила. Поэтому в 1960-х основным направлением в архитектуре стала разработка типовых проектов, которые с максимальной скоростью и с минимальными затратами позволяли бы возводить жилые дома и общественные здания.

1967. Арбатская площадь и строительство Калининского проспекта

Выставкой возможностей и достижений современной архитектуры непосредственно в центре города стала первая торговая улица в СССР — Новый Арбат (в проектах) или Калининский проспект (в реальности). Спланированный централизованно, этот градостроительный ансамбль немилосердно врезался в историческую ткань центра. Он же стал самым модным местом города. Улица с променадом, кафе и магазинами на любой вкус, с первым супермаркетом в СССР и с киноконцертным залом “Октябрь” привлекала москвичей и гостей столицы своей новизной и западным потребительским духом.

1967. Контраст старых трамваев и новой архитектуры. Ленинградский пр-т у метро “Сокол”

Если перспектива Нового Арбата завершается сталинской высоткой гостиницы “Украина”, то другая городская магистраль — Ленинградский проспект — получилась совсем другой. Там наоборот: сталинская застройка улицы завершается небоскрёбом в американском стиле, зданием НИИ “Гидропроект”. Его прототипом был нью-йоркский “Ливер-Хауз” (1952), который вызвал волну подражаний во всем мире. А “Гидропроект” в районе “Сокола” на старых фотографиях совсем выпадает из архитектурного контекста.

1967. Строительство гостиницы “Интурист”

Интересно, что начинаться в центре Ленинградский радиус должен был другим зданием в интернациональном стиле — гостиницей “Интурист” на улице Горького (Тверской). Авторы путеводителя по московскому модернизму пишут, что архитектор этого проекта Всеволод Воскресенский в 1963 году побывал в Нью-Йорке и так впечатлился небоскребами, что мечтал превратить Москву в Манхэттен.

1975. Завершенный “Интурист” возвышается над Манежной пл. Фото Г. Нейеншвандера

Но разогнаться Воскресенскому не дали. Более того, не разрешили строить “Интурист” выше 22 этажей, чтобы Кремль совсем уж не терялся на его фоне. Правда, это не спасло “Интурист” от сноса. В XXI веке мэр Лужков назвал его “гнилым зубом” и запустил демонтаж.

1975. Забор стройки гостиницы “Россия”. Фото Ж. Дюпакье

Судьба многих строек модернизма отразилась в истории другой гостиницы — “Россия”: она возникла в историческом районе (в Зарядье, как Новый Арбат вместо переулков Старого), на месте непостроенной сталинской высотки (как бассейн “Москва” или НИИ “Гидропроект”), демонтирована в 2000-х (как другие гостиницы — “Интурист” и “Минск”). Уже 10 лет на ее месте долгострой и забор, как и на фотографиях 50-летней давности.

1984. Завершенное здание ТАСС и троллейбусный маршрут на Большой Никитской

В 1970-е модернизм становится более монументальным. Исчезает легкость и универсальность интернационального стиля, появляется всё больше зданий “с характером”. Одним из них и стал нынешний юбиляр — здание ТАСС на площади Никитских ворот. Вся его композиция основана на окнах-“телевизорах”, гигантских скругленных проемах, объединяющих два этажа. Вход украсил брутальный портал с глобусом, а витрины первого этажа стали местом постоянных выставок фотографий агентства.

1965. Изначальный проект здания ТАСС. Источник

Площадь Никитских ворот — важное место для советской идеологии и мифологии (здесь были самые жестокие бои в 1917 году). Тем интереснее, что больше полувека главной доминантой на ней оставалась Вознесенская церковь. Планы по застройке несколько раз менялись: предполагалась то очередная сталинская высотка, то безликий жилой дом в духе 60-х.

1962. Типовой 14-этажный дом на пл. Никитских ворот. Проект В. Егерева и А. Шапиро

Наконец было найдено решение, которое хорошо вписалось в среду. В штаб-квартире ТАСС 9 этажей (якобы выше не разрешил строить живший по соседству Михаил Суслов), но она не убила небольшую площадь. Наоборот, здание отступает от красной линии улицы, продлевает площадь и не закрывает вид на Тверской бульвар с памятником Тимирязеву. А кубическая форма и квадратные проемы в два этажа визуально снижают фактическую этажность.

1982. Завершение здания АН СССР. Вид с Окружной железной дороги (МЦК). Фото Х. Орлеманса

Воплощение брежневской монументальности — это Президиум Академии наук СССР на Ленинском проспекте. Очень богатое здание (облицовано мрамором) с отсылками к историческому прошлому (напоминает о “Москве златоглавой”). Строилось почти 20 лет (1973–1990). А “золотые мозги” там возникли, чтобы дать желанную высоту и не перегрузить грунт на высоком берегу Москвы-реки.

1982. Строительство универмага “Московский” (в левой части кадра). Вид с платформы Казанского вокзала. Фото Х. Орлеманса

Эпоха застоя в советской архитектуре отмечена множеством интересных проектов. В это время, в частности, в СССР распространился брутализм. Один из примеров этого стиля — универмаг “Московский” на Комсомольской площади. Архитекторы проекта А.Г. Рочегов и О.П. Гридасов черпали вдохновение из двух источников: традиционных торговых рядов с аркадами и экспрессивного монастыря во французском Ля Туретте авторства классика модернизма Ле Корбюзье.

1960-е. Вид Комсомольской пл. без здания универмага. Фото Д. Конгера

Архитектор Яков Белопольский писал, что здание универмага “поставило точку в развитии всего пространства площади в направлении Краснопрудной улицы”. Это был первый торговый центр, призванный задержать транзитных пассажиров в районе вокзала и снизить нагрузку на центр. Потом такую функцию возьмет на себя ТЦ “Европейский” у Киевского вокзала, а сама идея станет основой для неудачной реконструкции Павелецкой и Белорусской площадей.

1982. Комсомольская пл. Вид на строительство проспекта Сахарова. Фото Х. Орлеманса

Последним масштабным проектом советской Москвы стало строительство Новокировского проспекта (проспект Академика Сахарова). Задел под него уже был готов в 30-е годы (часть улицы между Тургеневской пл. и Садовым кольцом), в 70-е стали строить вторую очередь между Садовым и Комсомольской площадью. Одновременно решили не трогать старую застройку между Мясницкой и Большой Лубянкой (строительство Нового Арбата заставило задуматься о культурном наследии столицы). В итоге новый широкий проспект упирается в Бульварное кольцо и тесную Тургеневскую площадь, поэтому и не пользуется большой популярностью у водителей. На проспекте Сахарова часто можно видеть пустынные пейзажи. А лапидарные формы монументальных зданий, отделанных травертином, заставляют вспомнить о творчестве итальянского художника Джорджо де Кирико.

За другими публикациями о Москве можно следить в Telegram-канале moscowww https://t.me/moscowww

Источники фотографий:

http://www.sovietmoscow.ru

Источник вдохновения:

--

--