“Тайное влечение”

Старое как мир и актуальное вне времени

Artem Chukanov
Movies and Serials
Published in
3 min readSep 23, 2013

--

Иной раз в кино я хожу по принципу брошенных наугад зариков. Что выпадет — то и посмотрю. Когда выпало “Тайное влечение”, не думал даже, о чём этот фильм и, покупая в кассе билеты, намеренно проигнорировал вывешенную рядом аннотацию, что иной раз не так-то просто сделать. Но уже с первых минут стало понятно, что или аннотация, или трейлер меня таки настигли. Что, впрочем, совершенно не испортило моё впечатление.

Сюжет сам по себе древний и события могли происходить как в 2535-м, так и до рождества Христова. Две матери-погодки воспитывают двух равновозрастных сыновей, находясь в тесной духовной связи, что в совокупности с некоторой изолированностью их от социума дают закономерные плоды: формирование сексуальности у юношей замыкается на практически единственном существе женского пола в пределах досягаемости. Дорис Лессинг, по роману которой снят фильм, не стала шокировать читателя сверх меры, и устремила юношеский пыл каждого из отроков на мать друга, формируя тем самым квадрат взаимоотношений, где все связаны друг с другом кровными, любовными и дружескими узами.

Тема на стыке инцеста и геронтофилии может являться благодатной почвой для диссертаций психоаналитиков и сексо(пато)логов. Сама суть подобного конфликта возрастов конечна и неминуемо ведёт к распаду сформировавшейся пары с последующим психологическим смещением в более молодом партнёре (особенно, если это мужчина), вопрос лишь в том, когда и как это случится. И тут уже фантазия писателя может разыграться вволю. Но Лессинг выбирает весьма спокойный ход повествования, что накладывает свой отпечаток и на фильм.

Такое кино могло быть снято в 60-х, в 70-х… Может, даже в 80-х. Тогда чаще всего развитие сюжета напоминало разворачивание полотнища искуственно выращенного газона. Вот он ещё туго свёрнут, но ты уже знаешь, что находится внутри и его постепенное разворачивание демонстрирует находящуюся внутри траву, ожидаемую и аккуратную. С последним оборотом высвобождается и занимает своё место хвост с последними травинками и вот всё полотнище предстаёт перед взором. Большое, зелёное, понятное. И сюжетная линия — точно такое же полотно. Завязка, конфликт, существование вне времени и пространства, проблема возраста матерей и взросления сыновей, конфликт, катарсис… Всё происходит с должной неторопливостью, так что хочется крикнуть: “Эгей, пошевеливайтесь!” Но перед нами не приключенческий боевик, смонтированный из пятисекундных кусочков, а цельный таки рулон газона.

Актёрская игра выше всяких похвал. Каждому их них веришь. Каждый любит, страдает настолько честно, что в итоге экран становится окном в чужую жизнь, где зритель иной раз может почувствовать себя лишним и задуматься помимо собственно проблем фильма ещё и о вуайеризме, но кинематограф в этом аспекте — замечательная индульгенция. Я не большой любитель в тексте разбирать психологические конфликты, поэтому обойдусь без этого. Важно лишь то, что на экране не происходит смешения рук-ног-тел одинаковых пластиковых кукол. Каждый — человек, полный эмоций. Йен — самый слабый, жертва обстоятельств и самого себя. Роуз — сильнее остальных, но тоже неспособна противостоять влечению и страсти. Именно ей предстоит пилить этот гордиев узел медленно, болезненно и до самого конца.

Из-за предначертанности сюжета моё внимание часто обращалось к деталям съёмочного процесса. Отличная операторская работа; каждый кадр, особенно если это психологическая сцена, отлично выстроен. Смотреть — одно удовольствие. Звуковая дорожка тоже не вызывает никаких нареканий. Всё аккуратно сплетено в единый и цельный массив. И, пожалуй, придраться-то и не к чему, если бы не затянутость, которую так сложно пережить зрителю поколения ста сорока символов. Ему, впрочем, и дочитать эту рецензию до финальной точки будет непросто.

--

--