Каберне Фран. Луарские хроники.

Olga Yerokhina
Na Vina!
Published in
6 min readDec 8, 2019

Сам по себе винодельческий регион — это как отдельный вид некого живого явления. Можно представить его существом, имеющим физическую оболочку. Тогда у него будут определенные части тела, группы мышц, внутренних органов, костей. Каждой из групп нужен особый тип питания, погодные условия и элементарная человеческая забота. В принципе, так можно сказать обо всем живом… Союз земли и лозы в конкретной точке планеты не напрасен. И я захотела более детально рассмотреть некоторые из них.

Loire Valley (Долина Луары) — звучит как название очень старой книги. Обязательно в кожаном переплете, с которого нужно сдуть толстый слой многолетней пыли, прежде чем открыть. И там конечно же в самых ярких красках о дворцах, садах, лесах и искрящейся в свете солнца реке; о прекрасных винах и множествах яств — почти лучших в мире. Не будем уходить в совсем буйные романтические дебри, взрослые люди же! Но сказочный образ и оригинал во многом схожи. На красивейшие замки перманентно нападают армии туристов, рестораны затоплены желающими вкусить кухню королей, начиная от морепродуктов с запада и заканчиваю дичью из лесов. Но все земное оставим приезжим. Что про вино?

La Vallée de la Loire. Регион — большой, река — длинная, виноградников — много. Они начинаются уже там, где река спускается с Massif Central (Центральный Массив), и преследуют ее многие-многие километры по солнечной стороне до самого Атлантического океана. Бесстыдно широкий размах территории дает площадку для фантазий природы на тему состава почв, разницы климатов и приспособленных к этому комбо сортов. Отсюда мы знаем, что самая западная часть региона Pays nantais (Пай Нант) — это древняя и скалистая колыбель из гранита, песчаника и сланца для Melon de Bourgogne (Мелон де Бургонь) он же Muscadet (Мюскаде).

Но чем дальше на восток, тем хуже чувствует себя Muscadet (Мюскаде). Но никто не расстраивается, так как здесь, в Anjou (Анжу), другой бестиарий со своими песнями и плясками: полусухие, сухие, белые, розовые, красные, десертные. Будто после строгого царства моносорта ты попадаешь на гаме-парад со всеми блестками и цацками. Здесь, в Anjou, жизнь раскинулась на полотне из известняка, мелового песчаника, гравия и мергеля. Chenin Blanc (Шенен Блан), Sauvignon Blanc (Совиньон Блан), Cabernet Franc (Каберне Фран), Pinot Noir (Пино Нуар), Gamay (Гаме), Grolleau (Гролло), Cot (Кот) etc. Не просто так центральная часть региона стала обителью королей.

Еще дальше на восток раскинулись туфовые замки Touraine (Турень). Жизнь крутится не вокруг лишь одной Loire River (река Луара). Восточнее города Tours (Тур) излюблен вниманием виноградарей ее приток Cher (Шер). В Touraine (Турени) веселятся сорта обоих цветов. Но у каждого свои настроения. Chenin Blanc (Шенен Блан) обосновался в Vouvray (Вувре) и Montlouis (Монлуи). Здесь его царство, где он может быть тихим, игристым, менее сухим, более сухим или вообще десертным. Может себе позволить. Но все эти прелюдии о широте, длине, красоте и богатстве Loire Valley (Долины Луары) настойчиво ведут к самой сути разговора — сорту Cabernet Franc (Каберне Фран).

Этого стройного парня многие знают на подтанцовке у Cabernet Sauvignon (Каберне Совиньона). Он, конечно, красиво смягчает агрессию своего сына в дуэте. Но за его соло тоже стоит понаблюдать. А его потрясающее одиночное исполнение можно найти в Loire Valley, где его еще называют Breton (Бретон). Есть версия и о том, что кардинал Ришелье в 1631 году разослал тысячи своих лучших лоз аббату Бретону, который и оставил их здесь — в Touraine.

Но до Loire Valley, и даже до Bordeaux (Бордо), Cabernet Franc обитал в Испании. Генетические и исторические исследования говорят о том, что не своими ногами, но пришел он во Францию из País Vasco (Страны Басков). Его потомки — два старейших в этом регионе сорта — Morenoa и Hondarribi Beltza. Их можно спутать с Cabernet Franc на виноградниках Txakoli (Чаколи). Далее в XII в País Vasco (Стране Басков) рядом с французской границей была основана Соборная церковь Roncesvalles. Местные священники занимались виноградарством, используя один из местных сортов Achéria (что означает “лиса”) — баскское имя Cabernet Franc.

В общем, витиеватыми путями Cabernet Franc попал в эту самую Loire Valley. Местные знают, как огранить его, помочь открыть свое лицо. Оно может меняться, и в первую очередь это зависит от участка. Главное прибежище Cabernet Franc в Loire Valley — Chinon (Шинон), Bourgueil (Бургей)и St-Nicolas-de-Bourgueil (Сан-Николя-де-Бургей). Chinon и Bourgueil — две деревни на разных берегах с одинаковым составом почв. Вина Chionon — это чистый шелк и нежный бархат. Здесь Cabernet Franc показывает свои самые аккуратные черты. Но, как мы помним, участок решает. Те, что из песка и гравия, ближе к воде дают легкие и нежные вина. Известковый туф на более высоких склонах делает вина плотнее и насыщенней. Там, где почвы беднее всего, а солнце светит нещадно, Cabernet Franc расцветает во всей своей красе, которая живет даже спустя десятилетия.

В Chinon виноградников больше всего. И именно здесь мозаика почв и климата самая сложная. В Bourgueil каждый квадратный сантиметр засажен Cabernet Franc, который можно ждать очень долго, чтобы восхититься. St-Nicolas-de-Bourgueil — самый западный и скромный в своих размерах. Он дарит нам легкие и сочные красные вина и розе.

Но писать и говорить можно сколько угодно. Это занятно, но пить все равно лучше. И вот наша подборка.

Philippe Alliet Chinon “L'Huisserie” 2016

В Chinon обосновался Philippe Alliet (Филипп Аллье). Точнее семья обосновалась там еще раньше, но к Филиппу виноградники перешли в 1985 году. Со временем он приумножил территорию виноградников. Сейчас у него 17 гектаров разных участков, в которых резвится многоликий Cabernet Franc. А нежные чувства к виноделию Bordeaux, который Филипп часто посещает, придает его винам особую элегантность. Урвать можно на Кронверском.

Pierre Borel Clos de Pavée Monopole 2013

Когда нам удается урвать несколько бутылок Pierre Borel (Пьера Бореля) к себе на полку, мы как дети плачем от радости. Его хозяйство в 1,5 гектара спряталось в Bourgueil. Он работает вручную со столетними лозами Cabernet Franc. И то, что он еще есть на полках “На Вина!” — это богатство, которое деньгами не измерить.

Domaine Bobinet Hanami 2016

Sebastien Bobinet (Себастьян Бобинэ) от бабушки с дедушкой унаследовал немного виноградников, вдохновение — у своей прекрасной жены Émeline (Эмелин). И теперь они вдвоем делают вино. Он — на винограднике, она — в погребе. Их вина — как кристалл, чисты и прекрасны. Нас остается лишь наблюдать, как красиво он переливается своими гранями.

Domaine De La Garreliere Cinabre Cabernet Franc 2016

Легенда Touraine — Francois Plouzeau (Франуса Плюзо). Он следует воле природы, интуиции и своему носу. Если вы встречались с ним на каком-то из Горизонтов в Петербурге и Москве; если вы танцевали с ним до утра в “На Вина!” и Big Wine Freaks, вы знаете, что у радости жизни нет возрастных ограничений. Его вина похожи на него самого: в них столько энергии и красоты, что непонятно, как бокал сам не пускается в пляс.

Автор: Ольга Ерохина

Instagram: https://www.instagram.com/yeah_siobhan/

--

--