Как не терять полезные мысли из книг?

Anna Buldakova
No Flame No Game
Published in
2 min readApr 26, 2018

#вопросотчитателя
“Когда читаешь книжку/статью и понимаешь, что в ней есть полезные знания, инсайты, как это потом не потерять? Я же не могу делать конспект книги или полезной статьи постоянно — это страшно растянет чтение и в итоге (а это так и происходит, даже если я делаю не самые большие заметки) я бросаю”.

Я пробовала читать разными способами:

  • писать подробный конспект прочитанного
  • писать короткий конспект
  • выделять хайлайтером важные мысли и каждый месяц перечитывать
  • пролистывать книжку регулярно через определенные промежутки времени.

Спустя много лет экспериментов у меня на этот счет есть несколько мыслей:
1) любые ухищрения ОЧЕНЬ замедляют скорость чтения
2) помимо привычки чтения надо следить еще и за привычкой делать ухищрения после чтения
3) все это в итоге приводит к тому, что читать хочется все меньше
4) но ни одно ухищрение еще не помогло мне удержать информацию в памяти (на уровне “вот эта мысль — из вот этой книжки”) больше года.

Но вот надо ли?
Чтение очень контекстная штука: мы читаем то, что нам интересно в определенный период нашей жизни, в поисках вдохновения или ответов на вопросы. Соответственно, мысли, которые мы выносим из книжек, будут сильно различаться сейчас и 3 года спустя. Это значит, что конспект, который вы сделали сегодня, будет не особо полезен вам в будущем — просто потому, что у вас будет другой опыт/знания/жизненная ситуация (ну и, конечно, при условии, что конспект не потерялся среди кучи инструментов для ведения заметок ;)).
С другой стороны, наш мозг — это безумная машина для переработки информации; все, что мы в него загружаем, переваривается где-то на уровне бессознательного и потом превращается в интуицию/опыт. То есть, даже если вы не помните, что прочитали в той или иной книжке, оно все равно с вами, просто уже в виде ваших собственных мыслей.
Еще одна важная штука: если в книгах/статьях мы ищем инсайтов, вполне возможно, что после их прочтения у вас будут конкретные действия, которые стоит претворить в жизнь. На мой взгляд, это наилучший “закрепитель”: если вы что-то сделали после того, как прочитали, это зацементируется у вас в голове надолго.

Таким образом:

  • я предпочитаю читать больше, нежели читать меньше и делать конспекты, такой формат приносит мне больше пользы
  • если есть action items, которые можно сделать после прочтения, стараюсь делать их сразу — иначе вообще зачем читать это именно сейчас?

Другая проблема — если вы читаете что-то неинтересное/неважное именно сейчас, но про это я уже писала тут.

--

--

Anna Buldakova
No Flame No Game

AI/ML Product manager at Facebook (ex-Intercom, ex-Yandex).