Собеседование в Intercom в 6 частях

Anna Buldakova
No Flame No Game
Published in
7 min readSep 9, 2017

Начну потихоньку рассказывать про то, как я попала в Intercom.
Надо отметить, что идея отправить им заявку была не моя :) я на тот момент просто читала блог, слушала подкаст и искренне фанатела от их продуктовой команды и работы. Поэтому, когда муж скинул мне вакансию у них, я прочитала описание…и ничего не сделала. Во-первых, где я, а где Intercom, подумала я. Во-вторых, на позиции требовался strong design experience/background: очень многие в продуктовой команде пришли в менеджеров из дизайнеров (чего не скажешь про меня).

И ничего бы не случилось, если бы не 2 фактора:

  • за нерешительность я получила пенделя от мужа: “Что ты теряешь, если отправишь им резюме? Ничего. Зато можешь выиграть по-крупному”. В общем, любопытство победило :)
  • после того, как я отправила резюме, набралась духу и попросила Костю Горского меня порекомендовать. Костя был арт-директором в Яндексе, сейчас работает Design Lead в Intercom и по шкале профессиональной крутости берет все 100 баллов из 10. Познакомились мы довольно неожиданно и интересно, но это другая история :) благодаря рекомендации мое резюме начали рассматривать уже на совсем другом уровне — к слову, у мужа была точно такая же история с Facebook. В классных компаниях, куда хочет попасть много народу, рекомендации (в большинстве случаев) решают.

Но это было только начало :) итого в моем собеседовании было 6 этапов.

Этап 1: разговор с рекрутером
Стандартные вопросы: какая команда, какие челленджи, что нравится/не нравится в работе продакта, почему Intercom, как хочется развиваться дальше, какие у меня сильные/слабые стороны. Я честно рассказала, что не считаю свой опыт в дизайне strong: в свое время я училась в Британке и в школе Горбунова, довольно плотно занималась UX-исследованиями и рисовала мокапы. Но всегда была именно менеджером и больше работала с разработчиками, чем с дизайнерами. Неожиданно, но рекрутера это порадовало: как оказалось, им сейчас интересны люди с разным бэкграундом — в команде есть и бывшие предприниматели, и технари.
Перед интервью я провела немалую исследовательскую работу: почитала про историю компании и про ее основателей, подготовила 20 вопросов, чтобы задать моему собеседнику, поизучала конкурентов, поработала с сайтом и создала аккаунт, чтобы поближе посмотреть на продукт и предложить несколько улучшений. Ничего, кроме вопросов, мне не пригодилось :) но в любом случае такое упражнение было суперполезно.

Вот список вопросов, которые я заготовила:

Компания
1. Расскажите про структуру компании.
2. Насколько руководство вмешивается в процесс продуктовой разработки?
3. Насколько открыто руководство относительно стратегии развития компании?
4. Что вам нравится в культуре компании?
5. Что вам не нравится в компании?
6. Почему вы верите, что компания будет успешна в будущем?
7. Как вы оцениваете результаты и достижения сотрудников, проводите ли ревью?
8. Поддерживается ли движуха в компании (хакатоны, внутренние семинары, участие в конференциях)?

Продукт
1. Расскажите, как построен процесс работы над продуктом.
2. На основе чего вы составляете роадмап?
3. Из каких источников вы получаете фидбэк о продукте?
4. Как вы расставляете приоритеты в разработке?
5. Какие метрики вы считаете ключевыми для продукта?
6. Кто принимает решение о выкатке фичи в продакшен?

Роль продакта
1. Расскажите про структуру департамента и команды, где я буду работать. Кому я буду подчиняться?
2. Что нужно делать продакту, чтобы быть успешным в компании?
3. Какой самый большой челлендж стоит перед командой в данный момент?
4. Как продакт взаимодействует с разработчиками и дизайнерами? Насколько глубокими должны быть его технические знания?
5. Как выглядит обычный рабочий день продакта?
6. Какие навыки/характеристики вы считаете необходимыми для продакта?

Misc
1. Дайте мне совет, как лучше подготовиться к следующему этапу.
2. Какая из продуктовых книг (статей/курсов и тд), которую вы недавно читали, произвела на вас впечатление?

И еще раз повторюсь: чем больше вы узнаете о компании и продукте до собеседования, тем лучше. Посмотрите выступления сотрудников, почитайте блог, погуглите, в конце концов. Я, например, много спрашивала про JTBD и job stories, фреймворк HEART — то есть, непосредственно про то, что используется в компании. Во-первых, вы поймете для себя, насколько вся эта “кухня” вам близка (и стоит ли вообще идти в компанию). Во-вторых, произведете хорошее впечатление и выделитесь на фоне конкурентов (это по моему опыту с другой стороны баррикад, когда я участвовала в найме). В-третьих, даже если вас не наймут, узнаете, как работает другая компания — а это всегда очень ценно и интересно.

Этап 2: домашнее задание
В конце интервью рекрутер сказал, что я прошла на следующий этап и должна выполнить домашнее задание. В нем было 2 части:
- представьте, что вы хотите создать компанию-конкурента Intercom. Какую идею вы бы взяли за основу? Какую проблему стали бы решать? Как бы выглядел ваш проджект план? Какие бы вам понадобились ресурсы? Как бы вы оценивали результат?
- выберите 1 или 2 приложения, которые вы используете и считаете примером отличного дизайна. Что делает их такими классными?

Предполагалось, что на задание я должна потратить не больше 3 часов, но по факту время никак не засекалось, и до дедлайна у меня было 4 дня. Что сыграло мне на руку: как раз в этот момент я была в горах, и интернет приходилось в буквальном смысле ловить. Все сдала в срок, по времени уложилась.

Этап 3: разговор с hiring manager
Домашнее задание проверяли 10 дней, зато потом пришло письмо, что со мной хочет пообщаться hiring manager — обычно это будущий непосредственный руководитель, который закрывает позицию у себя в команде. Полчаса мы разговаривали про мой предыдущий опыт, полчаса — про мой ответ на задание. Должна признаться, это было одно из самых приятных и дружелюбных интервью в моей практике :) менеджеру понравились мои идеи и уровень проработки ответа, мы очень интересно пообщались на темы продакт-менеджмента (опять пригодились мои вопросы :) и на том попрощались.

Этап 4: design thinking
После этапа 3 снова прошло около 10 дней, прежде чем меня позвали на следующее интервью с одним из старших продактов. Я освежила в памяти Тима Брауна и свои конспекты по дизайну (всякие там законы Фиттса и Хика), но ничего из этого не понадобилось. Опять поговорили про мой предыдущий опыт, но уже с акцентом на взаимодействии с дизайнерами. Интервью было всего 30 минут, так что даже не хватило времени на вопросы :)

Этап 5: onsite
Через неделю мне пришли радостные новости: я практически дошла до финала, меня приглашают в Дублин на 4-часовое интервью. Единственный затык был только в том, что за полгода до этого я купила билеты в Нью-Йорк — и вылет через несколько дней. В итоге до Ирландии я добралась только через 3 недели.
Онсайт должен был состоять из 5 частей:

  • дизайн-мышление (30 минут)
  • working session: воспроизведение рабочей ситуации, которую надо было решить совместно с продакт-дизайнером, техническим менеджером и старшим продакт-менеджером (1 час)
  • дебриф по working session (30 минут)
  • работа с инженерами (30 минут)
  • ланч с потенциальными будущими коллегами.

Для подготовки к working session прислали проджект бриф с описанием задачи; на сессии надо было обсудить, что именно вы собираетесь делать (как хотите решать проблему) и почему. За несколько часов до начала интервью также прислали несколько потенциальных промежуточных решений для вдохновения ;) ну и программа по ходу немного поменялась:

  • сначала была сессия про стратегическое мышление. Собеседник попросил выбрать продукт, который мне нравится (Slack ^_^), и рассказать про то, какой у него может быть роадмап, ключевые метрики, пути развития. А в итоге — предложить фичу, которую можно было бы реализовать в продукте.
  • Затем была сессия про дизайн. В первой части меня попросили нарисовать дизайн-систему Фейсбука, во второй — показали прототип фичи, которая разрабатывается в Intercom прямо сейчас, и попросили ее покритиковать.
  • Третья сессия — про взаимодействие с разработчиками. Говорили про мой предыдущий опыт: как я строила процессы, насколько была вовлечена в обсуждения и принятие решений, какие у меня есть технические скиллы.
  • Эти сессии были по 30 минут, но проходили супер-интенсивно. Поэтому ланч в этот момент оказался как нельзя кстати. Компанию мне составили 2 продакт-менеджера. Не знаю, учитывался ли фидбэк от них, но разговор получился очень интересным: я больше узнала про то, как строится работа, как оценивается вклад продактов, что вообще важно в компании, чтобы быть успешным.
  • И, наконец, на десерт у меня была часовая рабочая сессия. И если до этого все шло прямо очень неплохо, то тут случился облом. Как я писала выше, мне надо было заранее подготовить решение для предложенной проблемы. Мое решение было хорошим…но совершенно не ложилось на продуктовое видение компании, о чем мне и сообщили интервьюеры. Поэтому пришлось импровизировать и на ходу перепридумывать идею, предлагать новые метрики успеха и определять шаги работы над фичой. После окончания сессии я чувствовала себя как Штирлиц, которого “попросили остаться”. На удивление, мой hiring manager, который наблюдал за сессией, но не вмешивался в процесс, на дебрифе меня поздравил 😳 как оказалось, целью этого этапа было оценить не решение, а мои soft skills:
  • грамотно вести рабочую встречу
  • адекватно воспринимать критику
  • учитывать замечания коллег, но в то же время не прогибаться под все, что они говорят
  • аргументированно доказывать свою точку зрения
  • принимать решение в сжатые сроки.

Правильный же ответ было дать практически невозможно, потому что:
- у меня не было доступа ни к данным, ни к исследованиям, чтобы подкрепить своё решение (заранее про это спросила, и мне разрешили делать предположения). А, собственно, ребята, которые со мной сидели, уже не первую неделю работали над этой задачей :)
- некоторые вещи приходят только спустя какое-то время работы в компании — как, например, понимание того, что более, а что менее приоритетно; что ложится в общую канву, а что будет выбиваться.

В общем, уже спустя 2 дня мне написал рекрутер и предложил перейти к следующему этапу :)

Этап 6: разговор с VP of Product
По идее, этот этап должен был случиться на онсайте, но Пол был в командировке. К счастью, так получилось, что вскоре после этого он оказался в Берлине, и мы встретились лично. Вместо положенного одного часа проговорили целых три: обсудили книжки, JTBD, будущее продакт-менеджмента и Intercom’а, я, конечно, не преминула задать кучу вопросов (вообще обожаю собеседования за возможность общаться с крутейшими чуваками :)

И уже на следующий день мне позвонили рекрутер и hiring manager с предложением присоединиться к команде :) процесс начался 24 февраля, оффер я получила 3 мая, на работу вышла 8 августа.

--

--

Anna Buldakova
No Flame No Game

AI/ML Product manager at Facebook (ex-Intercom, ex-Yandex).