Про конференцию на круизном лайнере, интервью с Johannes Voelkner, основателем Nomad Cruise

Lera Cooper
NoOfficeAnymore
Published in
14 min readAug 19, 2019

В этом эпизоде подкаста NoOfficeAnymore мы поговорим про историю Йоханнеса, как он стал номадом (с 2010 года!), про появление Nomad Cruise, про удаленные команды, про то, хотелось ли когда-либо осесть и бросить номадскую жизнь. И даже про то, возможны ли нормальные отношения при таком образе жизни.

Nomad Cruise — это конференция на корабле, два раза в году собирает более 300 digital nomads (цифровых кочевников) и location independent (географически независимых) со всего мира. Один круиз пересекает Атлантический океан из Испании в Бразилию, а второй плывет по Европе.

Йоханнес стал номадом с 2010 года. Вырос в Германии, много путешествовал бэкпекером, жил в Австралии, учился в Кейптаун и начал работать удаленно более 10 лет назад.

Эпизод на английском языке, но с заботой переведен и опубликован ниже. А в конце статьи — документальный ролик про Nomad Cruise.

P.S. Перевод не дословный и сжат, в сравнении с оригиналом. Подкаст же доступен на подкаст-платформах, как Apple Podcast, Castbox, Google Podcast и другие.

Please enjoy!

2:11 — Традиционный вопрос: про детство, то где вырос и откуда появилась идея путешествовать.

Вырос в маленьком городе в Германии, в семье с четырьмя сыновьями. Отец работал министром в Германии, поэтому рос среди разных комьюнити. Но в отпуск моя семья ездила в один и тот же поселок в Норвегии, каждый год. А мне хотелось увидеть большего. Природное любопытство подталкивало увидеть мир, исследовать страны и делать вещи не так как принято.

3:05 — В Украине много людей, которые хотят путешествовать и увидеть мир, но это сложно: недостаточно денег, времени, карьерных обязанностей. Как удалось реализовать желаемые путешествия, особенно финансово, и поехать на год в Австралию.

Сначала я работал на теннисных турнирах в моем городе. Даже при том, что это маленький поселок, туда приезжали тренироваться известные спортсмены каждый год. И еще работал на фабрике сладостей, тоже там, где вырос. За шесть недель подряд накопил необходимый бюджет на поездку в Австралию. Открыл визу working holidays, по которой разрешалось работать пока жил год в Сиднее.

4:14 — Так ты и продолжал? Приезжая в новые места и находил работу?

Я год прожил в Австралии, потом поехал в Новую Зеландию и работал на ярмарке с аттракционами, потом снова в Австралии. Использовал деньги на путешествия. Даже когда жил в Германии и подрабатывал промоутером, тратил заработанное на поездки в Азию или другие регионы.

4:50 — Как ты стал диджитал номадом?

Кто-то рассказал мне про Южную Африку, когда жил в Австралии. Постоянно повторял насколько мне нравилась жизнь в Сиднее. И когда один парень спросил, бывал ли в Кейптаун, у меня закралась мысль, что есть еще один город, где стоит пожить. В результате, переехал туда учиться. Хотя по-прежнему считаю, что Сидней потрясающее место.

Изучал бизнес администрирование и туризм, хотел работать в туризме. Наверное, поэтому и организовываю Nomad Cruise.

Потом остался работать у тур-оператора в Южной Африке, встретил девушку. Но столкнулся с проблемой –работа имела фиксированный рабочий график с отпуском 14 дней. 🤷‍♀️ Искал другой способ зарабатывать на жизнь. А потом прочитал книгу 4-часовая неделя, появилась идея работать онлайн (виртуальным ассистентом).

В конечном итоге, отношения не вышли, не хотел оставаться в Кеймптаун и не хотел возвращаться в Германию. Хотел увидеть мир, кайтить. Первым номад направлением был остров Боракай на Филиппинах.

В каком году это было? В 2010.

6:33 — И в то время ты уже работал виртуальным ассистентом? На то время у нас уже был онлайн бизнес в семье. Был продукт, который продавали в Германии. Я начал ассистентом, но очень быстро научился размещением рекламы и веб-дизайну, так что мне больше не нужно было работать ассистентом и мог больше путешествовать.

7:08 — Что было самым сложным начать работать онлайн?

Для меня старт оказался очень простым. Я тогда прочитал книгу 4-часовая неделя и обнаружил, что много людей из Германии ищут ассистентов. Я подумал, что могу сделать компанию предоставляющую услуги VA (virtual assistant). В Кейптаун интернациональное общество, работающее с разным уровнем оплат. Но прежде чем что-либо начинать, нужно точно понимать то, что продаешь. Я разместил свой имейл в форуме и получил работу, потому что спрос был большой.

Даже сегодня довольно просто найти работу, даже если вначале она не очень хорошо оплачиваема, нужно развивать и укреплять навыки, чтобы зарабатывать больше.

8:29 — Что было после Южной Африки.

Я поехал на Филиппины на два месяца, Южную Америку. Мне очень нравилось путешествовать. Но была одна проблема — я хотел встретить других людей, которые такие же как я — работают онлайн.

Я был уверен, что смогу встретить номадов, но за восемь месяцев встретил всего пятерых. Оставаясь в хостелах, и живя среди бэкбекеров невозможно сосредоточиться и делать свою работу. И я тоже не мог, но мог при этом выжить. Но я хотел встретить таких же людей как я, их не было.

9:16 — Как на счет коворкингов?

Может они и существовали в Берлине, но больше нигде не было. Я был на Бали в 2012, только в том году появился Hubud.

9:35 — Как ты выжил без комьюнити и коворкингов?

Я очень любил путешествовать. Я начал со временем встречать больше людей. Еще любил кайт-серфинг и поэтому оставался в одних и тех же местах дольше. В кайт точках ветер поднимается к вечеру, поэтому работать можно утром.

Но мне хотелось познакомиться с большим количеством людей, которые также как и я работают удаленно. Я запустил группу в фейсбуке, написал e-book и в результате создал Nomad Cruise.

10:18 — Когда ты запустил сайт и группу, планировал ли ты построить бизнес или просто объединить людей без каких либо планов?

У меня был уже бизнес. Но я верил, что в какой-то момент эта идея, работать удаленно и путешествовать, будет чем-то большим. Сама идея работать онлайн и путешествовать потрясающая, почему никто не делает этого? А сам термин digital nomads нашел, начав работать над своими проектами.

11:04 — Если ты не знал ничего про термин, как нашел его?

Я нагуглил онлайн форум, основанный на тему книги “4-часовая неделя”, Тимоти Ферриса. И там нашел информацию, что термин появился в Чианмай, у парня, который вел один из самых первых блогов на эту тему. Тогда он был известным и даже основал первый Nomad Summit вместе с Johnny FD.

12:16 — Что твоя семья думает о твоих приключениях и путешествиях.

Было много критики к моим проектам на тему digital nomads, даже когда появился Nomad Cruise говорили “почему не найдешь нормальную работу”. В эти дни уже нормально, но потребовалось много усилий, чтобы переубедить.

Скептически относились даже к самому образу жизни. Говорили, что не смогу зарабатывать достаточно. А я никогда не фокусировался на деньгах и был уверен, что они появятся, если создать достаточную ценность. Все же стоит пробовать монетизировать с первых месяцев работы, продавать хоть какие-то услуги. Это будет мотивировать инвестировать больше времени в проект.

13:43 — Ты создал сайт и развивал группу, зарабатывал ли ты на них?

Немного, было даже время, когда зарабатывал 1000$ на электронной книге, но потом перестал ею гордиться и удалил. Я был глуп точки зрения бизнеса. Я понял со временем, что нужно больше слушать себя и делать то, что считаем нужным, а не то что чувствуешь. Например, мы все знаем, что нужно вставать раньше, но мало кто это делает.

14:45 — Как появилась идея про Nomad Cruise?

Когда в моей фейсбук группе было пять тысяч подписчиков, стал искать способы монетизации. В тот момент, я отказался от путешествий. Не мог встретить людей и подумал, что с меня хватит. Осел на Тарифе, в поселке для кафт-серфинга, который в будущем однозначно станет популярным номад направлением. Нужно всего лишь, чтобы там открылся коворкинг и коливинг. Это возможность для кого-то, говорю об этом открыто.

Так вот, я устал путешествовать и основался на Тарифе. Но на зиму оставаться не хотелось. Я размышлял поехать серфить в Бразилию. Наткнулся на новый и дешевый круизный лайнер, который плыл из Испании в Бразилию и подумал: “Класс, можно поехать с другими номадами и потом серфить вместе”. Я опубликовал в группе предложение о круизе и в течении следующих трех недель зарегистрировалось более 100 участников.😲

16:17 — Какая программа была не первом круизе? Как организовал 100 человек на борту?

Я попросил заполнить форму. Мол, давайте не будем скучать на борту девять дней, если хотите организовать воркшоп — предлагайте.

За неделю до ивента сформировал программу: на утро, день и вечер. Больше ничего не менял и участники сами занимались ее реализацией. Я организовал четыре презентации и совместные ужины.

17:05 — Какие первые впечатления были у людей?

Первый круиз был потрясающий. Он был дешевым. Круизная компания только запустила это направление и цена была низкой, всего 500 евро включая напитки и еду.

Мы ожидали пустой бассейн и картошку фри на обед. Но на наше удивление, круиз оказался высокого уровня и вкусной едой.

18:02 — После первого круиза ты мог остановиться, почему ты решил продолжать работать над развитием Nomad Cruise?

Я подумал, что если, сделав один пост зарегистрировалось сто человек, значит обнаружил стоящую идею. И стоит попробовать зарабатывать на нем.

Друг помог мне с логотипом. Напечатали флаг и футболки, которые продавал. На первом круизе сделали общую фотографию с логотипом. Про нас написали в одном из самых значимых издательств в Германии. Участники помогали распространить идею и публиковать в медиа. Один парень из Италии, сделал хорошее видео. И на втором круизе уже было 200 человек.

20:12 — Как выглядит конференция сегодня?

Мы сделали много изменений. Выросли. Команда стала больше.

Когда много людей на борту, нужно уже организовывать по-другому. Продумали программу до и после круиза, добавили больше презентаций, воркшопов, тематических встреч с практическими рекомендациями, кейсами. Учитываем информацию для начинающих и для опытных номадов.

21:04 — Я знаю, что ты оптимизируешь процессы и взаимодействие внутри Nomad Cruise?

Мы столько раз сделали nomad cruise, что пришло время задокументировать то, что делаем. Да, используем Asana, как программу для постановки задач, но все-равно что-то теряется. И сейчас серьезно задумались о факторах, которые драйвят Nomad Cruise. Мы прописываем руководство на 200 страниц, анализируем со стороны, как сформировать лучшую версию расписания и создать крутой опыт для участников. Особенно в удаленных командах важно прописать детали, чтобы структурировать знания и новые сотрудники понимали, почему организовано именно так.

22:18 — Большинство предпринимателей опасаются создавать удаленные команды, потому что не способны контролировать сотрудников. Что для тебя самое сложное, управляя удаленной командой?

Самое важное — это доверие.

Доверяешь ли ты?

У меня тоже были проблемы с доверием, но если не доверяю человеку, не могу работать с ним. Например, если есть ощущение, что он обманывает, недоговаривает или обещает, но не делает. Не стоит работать с такими. Так еще работает в офисе, но не в удаленной команде.

А если, человек делает потрясающую работу и вы доверяете ему — так и должно быть.

23:29 — Когда ты нанимаешь сотрудников, как определить тех кому можно доверять?

Нужно тестировать, поработать вместе месяц или два. Еще важна дисциплина, когда человек делает то, что обещает. В результате, грамотно организованные команды работают эффективнее, чем офисные организации.

24:43 — Видишь ли ты разницу между терминами digital nomads и location independent. Недавно у нас был спор, потому что “digital nomads” включают в себя всех, кто работает удаленно и путешествуют. Но при этом, location independent не хотят называть себя номадами.

Это практически одно и то. Когда ты географически свободный, в теории, можешь купить билет и уехать, когда захочешь. А будучи диджитал номадом — ты собственно путешествуешь. Существует негативное восприятием о номадах, но на мой взгляд, разница условная. Как диджитал номад ты можешь быть бэкпекером, а можешь быть и миллионером. Это зависит от уровня профессионализма и насколько часто путешествуешь. Если перемещаешься большуюу часть года, то скорее всего ты digital nomad.

Термин digital nomads объединяет всех в одной коробке.

26:47 — Как думаешь, меняются ли номады в зависимости от длительности путешествий. Можно ли выделить уровни развития номадов?

Я думаю зависит от того, чем ты занимаешься и чем занимался до этого. Я вижу, что вначале люди хотят больше путешествовать. Потом перемещаются медленнее, потом скучают по связям с друзьями и другими людьми, ищут комьюнити и номад локации, где такие же как они. И чем больше путешествуешь, тем чаще возвращаешься в одни и те же места. Но есть и такие, которые стремятся посетить все страны.

Разные случаи, но в среднем так: путешествуй быстро и не продуктивно; путешествуй медленнее; найди дом (home-base или много “домов”); и возможно, однажды, появится семья и тогда жизнь станет спокойнее и можно наслаждаться тем что есть, и тем опытом, который получил за годы путешествий.

28:38 — Когда номады заведут семьи, будут ли дальше продолжать путешествовать?

Через какое-то время начинаешь наслаждаться домом и рутинными делами. Но номады по своей натуре любопытные и любят путешествовать, хотя бы чуть-чуть.

Сложно сказать куда это приведет, но как правило, вначале мотивируют сильные стремления путешествовать и увидеть мир, но чем дальше, тем больше желания оставаться на связи с друзьями, которых встретил по миру. И больше стремления сохранять продуктивность, постоянство рутины, но и свободы тоже.

И еще кое-что. Сейчас много дискуссий на тему: путешествия это хорошо или плохо. Мое мнение, что чем больше люди видят, тем больше обеспокоены миром вокруг, чувствуют лучше его проблемы и хотят сделать свой вклад. Им не все равно.

30:15 — Сейчас около девяти мировых конференций, которые продвигают стиль жизни диджитал номадов и развитие онлайн бизнесов. Но Nomad Cruise самый сильный из всех. Люди после круиза остаются друзьями на долгое время. Расскажи про ценности и откуда появилось понимание, что именно они критичны для построения комьюнити?

Главная идея Nomad Cruise — это объединить людей. Конференция появилась, как вспомогательная часть. Участники ищут друзей, которые живут таким же стилем жизни, как и они. Каждый номад сталкивается с критикой и непониманием в родных городах; хотят стать частью комьюнити, где думают также. Поэтому так много влюдей знают друг-друга. И это ценно для нас. Мы вкладываем много энергии, чтобы создать прочные связи между людьми. Важно, что человек не чувствует себя одиноким в течении двух недель, даже если он интроверт. И дальше, появляются бизнес связи, обмен знаниями, совместные идеи.

Мы знаем, как объединить людей: задавая правильные вопросы; предлагаем выйти на сцену; поделиться бизнес идеями; организовать тематическую встречу и быть вовлеченным во время круиза.

И это создает настолько сильные отношения, что куда бы ты потом не ехал, везде будут друзья из Nomad Cruise.

32:47 — Знаю, что есть определенные ценности, которые ты хочешь достигнуть.

У нас есть некоторые, они для того, чтобы быть на одной волне.

Мы комьюнити, которое делится знаниями, построено на взаимоуважении. Эти две ценности важны, чтобы создать правильную атмосферу. Иначе невозможно коммуницировать, обеспечить качественное время вместе в течении двух недель.

Одно из самых главных — это обмен знаниями, не спрашивая ничего взамен. Мы не спрашиваем напрямую, как запустить бизнес. Тем не менее, обмениваясь мыслями и текущими задачами, кто-то обязательно вдохновит советом и поможет сдвинуться с места. И это то, что создает особенный опыт. Также не платим никому за презентацию или вокршоп. Это шанс поделиться талантом и рассказать о знаниях. И это то, что формирует продуктивную атмосферу, без персональных эго и ощущения, что тебе постоянно что-то продают.

34:16 — На некоторых конференциях много не содержательных презентаций. Таких, которые не дают никакой полезной информации. Какая политика у Nomad Cruise?

Когда вы едете на конференцию, задайтесь вопросом — почему этот спикер на сцене? Или он делает бесплатный спич взамен на возможность продать свой курс, ему заплатили или ему действительно есть чем поделиться.

45-минутная презентация, где все это время продают и не несут никакой ценности, это то, чего мы не хотим видеть у нас. Мы мотивируем, чтобы спикеры делились своими знаниями открыто, а не продавали услуги. И также, это усиливает значение в комьюнити, когда люди больше доверяют и открыты помочь в ответ.

Не всегда так получается, но такова наша цель.

36:15 — Видишь ли себя номадом на всю жизнь? Может завести семью?

У меня был опыт семьи и воспитания детей, и мне это очень нравилось, но не так, чтобы стремиться к этому уже завтра. Сейчас получаю удовольствие от путешествий и от развития Nomad Cruise. Сейчас очень увлекательное время наблюдать, куда проект движется.

В этом году я осел на Майорке, но мне по прежнему нравится путешествовать. Я построил то, чего мне не хватало. Потом я стал боссом этого всего и было сложно наслаждаться. В эти дни я работаю над бизнесом, а не в бизнесе и поэтому снова получаю удовольствие встречать своих друзей и проводить с ними время на борту.

37:29 — Были ли моменты, когда хотелось бросить жизнь номада?

Да, конечно. В январе этого года после седьмого Nomad Cruise, мое сознание было переполнено. Было больше людей. Я видел где проседает организация. Было слишком много всего.

Я переехал на Майорку на пять месяцев, снял квартиру, восстановил рабочую рутину, восстановился и сейчас я между путешествиями и жизнью на Майорке. Самое главное в жизни номада — это способность постоянно наслаждаться путешествием. Если ты несчастлив, то стоит подумать, что можно сделать, чтобы это изменить. И в эти дни есть ресурсы, где есть ответы на все проблемы, если задать правильный вопрос.

Мы сами ответственны за наше счастье, вне зависимости от того какой жизнью живем.
Точно. Очень просто закончить школу, университет, найти работу и заниматься одним и тем же всю жизнь.

Будучи номадом, временами будет трудно, но важно держать в голове желание получать удовольствие и смотреть позитивно на то, что происходит и вовремя вносить нужные изменения.

Чем больше ты развиваешься, тем больше сложностей будут появляться, но главное не воспринимать себя слишком серьезно и наслаждайся своим делом. Живи 70% настоящим и 20% будущим и все будет в порядке. Это все то, что я делал неверно в прошлом. :)

40:08 — Возможно ли иметь нормальные отношения живя жизнью номада?

Это конечно щепетильный вопрос, особенно среди номадов. Оба мотивированы свободой и хотят ехать куда и когда они хотят. Но отношения есть, они работают и пары путешествуют вместе. Не всегда два свободолюбивых партнера идеальный союз. Даже лучше найти партнера с такими же ценностями своего из города, и научить его быть номадом.

41:09 — Есть ли книги, которые больше всего повлияли на тебя?

Я по-прежнему считаю что 4-х часовая рабочая неделя, Феррис Тимоти — стоящая книга. И если перечитывать каждые полгода и каждый раз, будешь находить что-то новое.

Развитие бизнеса. Инструменты прибыльного роста, Верн Харніш. Про то как построить компанию, определить ценности, культуру и миссию.

Atomic Habits — потому что привычки очень важны для успешной жизни, как вставать раньше, есть здоровую еду, спорт.

42:38 — Что помогает тебе оставаться продуктивным?

Четкое понимание, что мне нужно делать. Если это есть тогда я буду продуктивным. Но проблема в том, что у меня креативное мышление и не всегда есть четкое видение. Тогда я выписываю идеи, тестирую их.

Также знаю, что я не не способен работать с деталями. Поэтому я работаю со списками и потом нахожу человека, которые может идеи воплотить.

Я знаю много успешных людей, которые не дисциплинированы. Но нужно знать, как с этим работать.

44:45 — Как сделать скачок из офисного мышления к удаленной работе?

Во-первых, я бы посмотрел, что я уже умею и в чем силен. Как могу применить навыки в удаленной работе. Если я проектный менеджер, не стоит становиться ассистентом, стоит поискать работу проектного менеджера, но удаленно. Может даже для текущего работодателя.

И я бы не увольнялся с работы моментально. Я бы брал дополнительную работу, как дополнительный заработок, чтобы убедиться что могу повысить заработок до нужного уровня.

Также можно накопить денег и попробовать запустить бизнес. Но развитие бизнеса очень сложный процесс. Лучший способ для старта — найти удаленную работу.

Если у вас есть уже работа, я бы не советовал сразу ехать в путешествие. Езжайте в одно место, например, в Лиссабон или на Бали. Прочувствуйте атмосферу и культуру жизни диджитал номадс, попробуйте сохранить продуктивность.

Тут много маленьких шагов, старайтесь не делать большой шаг сразу.

В наши дни существует много возможностей, и если вы действительно хотите, то все получится.

46:50 — На завершение

Жизнь диджитал номада дает невероятные возможности. Иногда будет сложно и перенасыщено, но это однозначно стоит того. Мир открывается с разных сторон и возникшие сложности вознаграждаются. Это лучший способ осуществить мечты и жить невероятной жизнью. Ничего не навсегда, но это достижимо для практически каждого.

Я бы не думал слишком долго, а начал бы делать маленькие шаги по осуществлению. И первый шаг — это посмотреть какие навыки есть и как я могу использовать их работая удаленно. Проанализировать возможные идеи и составить план. Это стоит усилий.

--

--

Lera Cooper
NoOfficeAnymore

Senior Account Manager at @ml3dsolutions (US) Creating go-to-market 3D rendered content for consumer products. Ex-nomad 7 years 🌎 54 countries.