5 книг для продактов-лидеров

Daria Ryzhkova
Octoberry team
Published in
5 min readSep 18, 2017

Меня все чаще спрашивают, что почитать про развитие лидерских качеств у менеджера продуктов и коммуникацию со стейкхолдерами. А тут ведь в чем драма: это не как с дизайн-мышлением и скрамом, нельзя заботать методичку и пойти пробовать. Когда мы подходим к вопросам коммуникации, особенно коммуникации людей, принимающих серьезные бизнес-решения, мы опускаемся (или поднимаемся?) в плоскость себя, своих внутренних проблем, амбиций, страхов, зачастую, комплексов.

Я бы хотела поделиться 5-ью книгами, которые попались мне в руки в последнее время. Они дали мне большое количество инсайтов на эту тему и поводов для экспериментов. И я считаю, помогли и мне прокачаться в вопросах взаимодействия и общения.

5. Richard Branson “The Virgin Way”

Мне нравится читать про чужой опыт, нравится следить за ходом мыслей других людей, особенно таких нестандартных как этот персонаж. Самое главное в этой книге — это опыт, состоящий из попыток и экспериментов. Далеко не всегда удачных. Причем иногда эти ошибки были настолько очевидны и предсказуемы, что сначала это кажется дикостью, а потом становится легко от осознания: даже такие люди не могут предугадать все и им нужен взгляд со стороны. И это нормально.

Наверное, не стоит говорить, что книгу можно растаскивать на цитаты. Но именно они и рождают инсайты.

Для себя я оттуда вытащила три ключевых правила, которые сильно повлияли на мои коммуникации с миром:

  1. Если работа стоит того, чтобы ее сделали, она стоит того, чтобы ее сделали хорошо. (От себя добавлю, что это касается любой работы, которую считает важной участник твоей команды, а тем более — несколько. На то вы и команда.).
  2. Когда ты даже не пытаешься отбить удар, ты точно проигрываешь.
  3. И ключевое, ставшее, наверное сейчас, принципом жизни: “К черту все, берись и делай”.

4. Алекс Корб “Восходящая спираль”

Спасибо за наводку чудесной Ане Обуховой.

Когда нейрофизиология объясняет то, что с тобой происходит — это прекрасно. И в какой-то момент ты понимаешь: о каких коммуникациях, лидерстве, и вот всех тех классных вещах, которые ты себе в голове нарисовал, может идти речь, если ты спишь по 3 часа в день? И это не может не отражаться на окружающих тебя людях. И если ты думаешь, что макияж, и натянутая улыбка спрячут это, нет, ты ошибаешься :)

Как бы мы ни хотели, но мы и наше поведение во многом результат работы нашего организма. И гормоны, определяют многое. Хорошие новости: как организм влияет на наш эмоциональный уровень, так и мы своими действиями, можем заставить организм перестроиться в другой режим работы, который будет повышать наш энергетический ресурс, делая нашу жизнь ярче, лучше, позитивней.

Можно применять к себе, можно к своей команде. Я часто вижу, что большинство проблем с мотивацией команды, связаны с частичным ее выгоранием. И в этом плане, книга дает большое количество простых рекомендаций, которые можно начинать делать прямо после прочтения. Например, чтобы повысить уровень эндорфина, можно просто начать смеяться. Вот да, на пустом месте :)

3. Sheryl Sandberg “Lean In: Women, Work, and the Will to Lead”

Я знаю, что многие девушки, которые работают продактами или руководителями придерживаются мнения, что никакого мужского шовинизма нет. И мы живем в равноправном обществе.

Закончив Бауманку, и постоянно работая преимущественно в мужских командах, а сейчас уже и работая с топ-менеджерами крупных российских компаний, могу ответственно заявить, что он есть.

Кто-то может мне оппонировать тем, что проблема в моей голове. Да, в моей, и в миллионах голов, которые работают в классных крутых компаниях. И это все на уровне днк и бессознательного. И COO Facebook тоже придерживается этого же мнения, живя, на мой взгляд, в куда более либеральной стране.

Книга помогла мне расставить многие вещи по полочкам. Осознать, что мое поведение во многом обусловлено тем, что мне посчастливилось родиться женщиной. Оно иногда бывает непонятно, дико мужчинам, которые рядом со мной (иногда даже бесит). Но ровно также они частенько непонятны мне. Это не хорошо и не плохо, это данность, и с этой данностью надо учиться жить. Ибо как бы то ни было, в команде мы усиливаем друг друга.

Знаете ли вы, что по статистике американских ученых стартапы, в составе кофаундеров которых есть женщины, в 63% случаев привлекают и привлекают больше инвестиций, чем чисто мужские команды? :)

Я уверена, что книгу будет полезно прочитать и мужчинам, для того, чтобы лучше понять девушек, с которыми они работают рядом.

2. Dave Logan “Tribal leadership”

Книга перевернула весь мой мир в момент ее прочтения с ног на голову.

Во-первых, она раскладывает весь путь лидера по ступенькам. Вот прям: раз-два-три. Если ты делаешь так-то и так-то, то ты на этой ступеньке вместе со своей командой.

Во-вторых, ты реально понимаешь, что эти ступеньки существуют, потому что вспоминаешь и проецируешь этот опыт на свой в прошлом или настоящем.

Самое сложное, признаться себе честно в том, где ты на текущий момент времени. И признавшись, начать работать на собой. Тем более, что рекомендации в книге вполне себе четкие. Могу сказать, что при должном уровне честности, изменения наступят очень скоро.

Must read для всех, кто задается вопросами прокачки лидерских навыков.

1. Roger Fisher and William Ury “Getting to Yes”

Книга оказалась в моих руках абсолютно случайно: я ее заприметила в небольшом книжном в зоне вылета аэропорта Амстера. Начала листать… и пропала.

Все научили продактов говорить: “Нет”. Все научили продажников говорить: “Нет!”, — на первое предложение сделки. Но это не работает в 90% случаев и приводит лишь к конфликтами, невозможности договориться, приоритезировать задачи в бэклоге и т.д.

В 95% случаев люди отстаивают свои скрытые мотивы и интересы, данные уже обещания, выраженные в решениях, которые и озвучиваются при встрече. Зачастую эти интересы приводят к эмоциональным дискуссиям, конфликтам, крикам.

Книга помогает помотреть на любой диалог совсем под другим углом:

  • отделяя проблему, возникшую во время переговоров, от людей (все ребята хорошие :)
  • фокусируясь на интересах сторон, а не на занятых позициях и решениях.
  • пытаясь найти новые опции, которые бы создали выигрышное решение для всех сторон.

Могу сказать, что более полезной книги по ведению переговоров, мне не попадалось. Понятно, что это скилл, который можно прокачивать до бесконечности. Но даже если попробовать то, что предлагают, жить станет существенно проще :)

PS. Буду рада, если поделитесь своими любимыми книгами на эту тему :)

--

--

Daria Ryzhkova
Octoberry team

An entrepreneur and CPO at a space startup Precious payload. Working on a digital service for runners. Fond of running&traveling.