Как не дожить до пенсии

Фундаментальная проблема пенсионного обеспечения в том, что наши деньги лежат на счетах организации, экономически заинтересованной в нашей смерти. Чем меньше человек проживет, тем лучше для пенсионного фонда. Интереса к повышению пенсии у него тоже нет, зато есть интерес к сбору отчислений.

Mikhail Batin
Open Longevity RUS
4 min readSep 24, 2018

--

Пенсионные фонды, конечно, не осуществляют политику истребления пенсионеров. Но, забрав деньги, фондам достаточно ничего не делать, просто дожидаться похорон вкладчика.

Также глупо устроено и страхование жизни: никакого страхования нет в том смысле, что жизнь никто не возвращает, а многолетние платежи уходят родственникам. Выплата денег после смерти бессмысленна для самого человека.

И даже имея дело с медицинским страхованием, мы видим, как оплачивают наши счета, но, пардон, без души, лишнюю копейку на улучшения нашего здоровья не потратят. Деньги получены заранее, и теперь задача страховой — снизить убыточность.

Все органы социальной помощи настроены на работу с достаточно беспомощными, доживающими свою жизнь, да и по большому счету, ничего не значащими людьми. У чиновников в принципе нет оценки собственной деятельности. К примеру, а не навредил ли праздник мёда людям в преддиабетном состоянии?

Никто экономически не заинтересован ни в нашем счастье, ни в здоровья, ни в существовании.

Во многом проблема возникает из-за вносов платежей в различные фонды заранее. Попробуйте заплатить рабочим всю сумму за ремонт квартиры вперёд и посмотрите, как быстро и качественно они всё сделают. Для чистоты эксперимента добавьте, что, если сами умрете во время ремонта, квартиру завещаете строительной бригаде.

Есть ли логический выход из этой ситуации? Давайте разберемся. В чем суть пенсии?

Это пособие по немощности. Человек уже физически не может работать. Он устал, ему плохо, он не конкурентноспособен. Большинство людей подавлены, в депрессии и не способны самостоятельно улучшить свою жизнь. Всё это произошло по биологическим причинам. По причине того, что человек состарился.

Именно старение, как несовершенство нашего организма, приводит к столь плачевной ситуации. Если бы мы могли замедлить старение, это решило бы все проблемы.

Представляется разумным выдавать пенсию за биологический возраст, а не хронологический. Кроме того, подталкивать человека к отказу от пенсии в пользу сохранения молодости. Зачастую, если человек социально успешен, более-менее обеспечен, то мизерная государственная пенсия ему и не нужна. Выбор в пользу дееспособности более рационален — лучше быть здоровым, богатым и молодым.

То есть мы должны стимулировать человека к заботе о здоровье и создать агента, получающего выгоду от того, что человек дольше и счастливее живет.

Перед тем, как осуществить такой проект, мы должны разобраться, а что собственно представляет из себя биологический возраст. За сохранение каких показателей здоровья мы должны выплачивать премию?

Это показатели, ассоциированные с ожидаемой продолжительностью жизни. На сегодняшний день известно порядка 40 физиологических и биохимических показателей, достоверно связанных со старением и возникновением возрастных заболеваний. Это Индекс дряхлости (Frailty Index), Сингапурская диагностическая панель старения, Британская панель биомаркеров здорового старения, Open Longevity 1.4., SENS-диагностика. Также в список стоит включить диагностику ментальных расстройств, в частности, снижения интеллекта, ухудшения памяти и депрессии.

Кстати, что есть организации, которые уже сейчас умеют улучшать маркеры здоровья. Это фитнес-клубы. Единственное, у них достаточно мало связи с профилактической медициной, как раз во многом из-за отсутствия качественного мониторинга медицинских данных.

На сколько реален переход с хронологической пенсии на биологическую?

Старение инвалидизирует человека, и пенсии по инвалидности существуют. Мы просто должны определиться с порогом ухудшения физических и когнитивных функций, после которого выплачивается денежное пособие.

Даже само по себе внедрение диагностики старения в клиническую практику увеличило бы продолжительность жизни многих людей — за счет понимания, какая конкретно профилактика заболеваний нужна данному человеку.

Именно диагностика старения может обеспечить переход к точной медицине, основанной на обработке больших данных о здоровье человека. Масштабно эту задачу могут решить гаджеты мониторинга здоровья нового поколения.

Такой подход к делу может показаться утопичным, так как мы не видим заинтересованности государственных служащих в сохранении здоровья граждан. Не представляется вероятным, что в какой-то момент произойдет переосмысление, и государство повернется лицом к людям.

Но научно-технический прогресс не остановился, и гражданское общество в России не уничтожено полностью. Именно с сотрудничеством людей с целью сохранения здоровья, с развитием пациентских организаций, с победой трансгуманизма мы связываем надежды на преобразования как медицины, так и всей социальной сферы.

Напомню, что трансгуманизм — это идея расширения возможностей человека за счет достижений науки и техники, а также абсолютизация ценности человеческой жизни.

Сегодня ситуация такова, что нет смысла обращаться к правительству с проектами по улучшению жизни людей — с таким же успехом можно писать письма с просьбами прекратить коррупцию.

Представляется разумным направлять свои силы на создание новой социальной структуры — формы объединения людей— заинтересованной в сохранении здоровья.

Основной целью таких объединений должно стать проведение клинических исследований терапий старения. Только такие организации способны изменить социальную политику и политику в целом.

--

--

Mikhail Batin
Open Longevity RUS

CEO at Open Longevity, President and Founder of Science for Life Extension Foundation. Transhumanist and social entrepreneur.