Reading Journal Activities

Oksana Medvedeva
Oxana Moscow Classroom
3 min readJun 22, 2017

Когда я училась в школе, у меня был летний читательский дневник. Я его регулярно заполняла, разбирая вдоль и поперек каждую прочитанную книгу (даже случайно попавшуюся в руки Донцову). Помню, как во время чтения подчеркивала карандашом описания героев, пытаясь понять, какие слова влияют на восприятие прочитанного, какие делают персонажа приятным человеком, а какие заставляют его ненавидеть. Я вчитывалась в описания природы, искала эпитеты, по наставлению папы проверяла в словаре Ожегова значение непонятных слов, искала в тексте причастные обороты и подчеркивала их волнистой линией. После этого я садилась за дневник, записывала в него свои мысли, усвоенные в процессе чтения уроки, новые слова, что-то рисовала на полях. Это было по-настоящему интересно, а литература была моим любимым предметом в школе.

Сейчас я преподаю английский и стараюсь привить своим ученикам любовь к чтению на иностранном языке. У меня есть ученица, которая обожает читать книжки на английском. Ей всего одиннадцать, а она уже прочла To Kill a Mockingbird в оригинале. Её опыт натолкнул меня на мысль — а почему бы не предложить ученикам делать то же самое, что делала в детстве я, но в рамках домашнего чтения на английском?

Я покопалась в интернете и собрала целый ворох интересных заданий для ведения читательского дневника, вынесла их на карточки, распечатала и положила в волшебную коробку, из которой, начиная новую книжку, ученик будет доставать пять листочков с языковыми, творческими или аналитическими заданиями.

Из всех упражнений мне больше всего нравятся творческие, которых у меня в дневнике не было и которые я бы с удовольствием выполняла в подростковом возрасте.

Вот несколько примеров:

Design a wanted poster for a character in the story. Remember to describe them well.

Design a poster to advertise the book. Tell the buyers why they should buy the book.

Write a telephone answering machine message for a character in your book.

В списке также есть задания, которые помогают расширить, обогатить и оживить вокабуляр, сделать письменную речь ярче, насыщеннее. Некоторые упражнения дают возможность наконец-то использовать не очень частотные слова, которые в устной речи особо не произнесешь, если только не хочешь распугать и растерять всех друзей.

Вот некоторые задания на развитие лексики и на прокачку навыков письменной речи:

Choose a description in the book that you could up-level using fancy words.

Make a word-search based on important words related to the book.

Choose a description or a character in the book that you could turn into a simile or a metaphor, e.g. she was as busy as a bee.

Rewrite a paragraph from the point of view of a different character.

Когда я готовила этот материал, я ориентировалась на уровень от Upper-Intermediate, но сейчас мне кажется, что если задания адаптировать, то их можно смело использовать и с младшими школьниками, и со взрослыми, открывающими для себя мир английского языка.

Особенно полезным будет вести читательский дневник во время подготовки к FCE for Schools или даже CPE, так как это поможет глубже изучить set texts, привьет студентам привычку писать на английском и частично подготовит их к части Writing.

Читательский дневник хорош всем: он развивает умение читать активно, а не пропускать материал сквозь голову, как сквозь дуршлаг макаронного монстра, в надежде на то, что где-то что-то точно зацепится. Дневник помогает развивать внимательность, творческое мышление, аналитические навыки, развивает умение читать детально, приучает писать, активирует уснувшую в глубинах подсознания лексику и просто делает процесс чтения увлекательным.

Полный набор упражнений для читательского дневника можно скачать здесь.

--

--