Народный гид по Ленинграду

Про ребят, про идею и про себя

samiznaetekto
6 min readMay 6, 2014

Какое-то время назад, месяца два-три, наверное, собрал нас с Майей, Игорем и Женей дорогой наш человечище Валера и сказал “Раз вы такие умные фигли вы строем не ходите и так любите наш город, так почему бы вам не рассказать всем о нашем любимом городе?”

Мы согласились и отправились придумывать маршруты. А поддержать наш проект согласились “Спутник-8” и “Мегафон”. Наиболее народный из гидов получит ништяки от “Спутника” в виде возможности забирать в рабство экскурсантов водить экскурсии за деньги. Ну а наиболее удачная фотография блогера-экскурсанта, сделанная на экскурсии, залитая в инстаграм и помеченная тэгом #народныйгид, сможет выиграть для своего автора мегапланшет от “Мегафона”.

Маршруты придумались быстро, экскурсии написались как-то даже сами собой (вру, конечно — сколько бессонных ночей было, ууу), даты проведения застолбили, и начался обратный отсчёт.

Первой была Майя с экскурсией по Каналу Грибоедова 27 апреля 2014. Я пообещал всем и себе, что буду присутствовать на всех экскурсиях, ибо любопытен и скромен до безобразия. На каждую экскурсию можно было записаться десяти блогерам. Первой закрылась запись к Майе. Конечно же, в крайний день кто-то не пришёл, кто-то напросился на чьё-то место, в итоге у Майи было 14 человек. Два часа пролетели как 2 минуты, ну вот правда. Мостов чуть ли не больше, чем через Неву; засыпать канал грозились стопицот раз, но в отличие от Введенского или Адмиралтейского каналов участь сия его миновала; Львиный и Банковский мостики идентичны по конструкции; настоящая стойка-крепление для таблички с названием моста осталась только у Каменного моста через канал, по её образу и подобию и сделаны все остальные стойки; на семимостье мы насчитали аж 10 мостов… Так, хватит спойлерить, надо было успеть записаться на экскурсию и послушать самому, заодно и прогуляться несколько километров по залитому солнцем, практически летнему, Петербургу.

Кстати, когда я шёл к Майе, я волновался, кажется, больше чем она. “Стоит только начать, а потом всё пойдёт само собою” настраивала она меня после успешного окончания своей экскурсии. Я ж ныл как девочка, что я ничего не знаю, у меня ничего не получится и я опозорюсь.

Про свой дождливый Ленинград я расскажу чуть позднее, а пока перепрыгнем через моё 1 мая и переместимся к Игорю, сразу в четвёртое мая, в воскресный полдень. Яркого солнца не наблюдалось, а когда я, с опозданием в 5 минут, присоединился к экскурсии, так и вообще дождик накрапывать начал. Но почётной ролью разгоняльщика голубей и выгоняльщика бомжей из нашего тесного круга я вновь заслужил всеобщее внимание, постоянно, правда, стараясь на себе, а не на Игоре, это самое внимание и оставить.

Экскурсию Игорь решил провести по злачным местам Петербурга, ограничив наши перемещения Сенной площадью. Надо сказать, что вроде как и не особо задумываясь, а уж тем более не синхронизируясь и не зная маршрутов друг друга до определенного момента (самая полная инфа обо всех была только у Валеры), мы умудрились выбрать пересекающиеся на карте маршруты: Майин Канал Грибоедова затрагивает Сенную плошадь Игоря, мой Московский проспект начинается от Сенной и пересекает Обводный канал Жени. Так, порастекался мысью по древу я уже достаточно, вернёмся к замечательной экскурсии по Сенной.

Водиннадцатиром мы поизучали Храм Спас-на-Сенной и практически все этапы его перестройки; полюбовались на автобусный вокзал, казарму и гауптвахту в одном лице; практически посетили местный бордель на углу; переместились к трактиру, нарушая общественный порядок и распивая спиртные напитки в общественном месте; перетусовали колоду карт и скинули бы слам, да вот отжать ничего не успели, к сожалению. Живо, офигенно интересно, совершенно нестандартно и, почему-то, напомнило Катины “Игры живого действия”.

Ещё раз низко кланяюсь Майе и Игорю за прекрасные экскурсии. Мне есть у кого учиться, друзья. Да-да, особенно лаконичности и выдерживанию регламента. Двухчасовая и полуторачасовая экскурсии соответственно были именно “то, что надо”. Уверен, что Женина экскурсия по Обводному, которая состоится 10 мая, будет тоже интересной, новооткрывающей и офигительно познавательной.

Возвращаться к своему Ленинграду-2014, он же “Тридцать лет расцвета неоклассического стиля и столько же лет упадка”, уже как-то и не хочется, но надо. К двум часам пасмурнейшего и холоднейшего первомая у “Фрунзенской” собралось 17 человек. Непринуждённая беседа затягивалась, стрелка неумолима ползла к четырнадцати нулям, а колени всё так же предательски дрожали.

Чем-то я явно недоволен. Но картинки показывать уже начал. Спасибо за фото Майе.

Но начинать-то надо. Это как шагнуть за борт самолёта (с парашютом, естессна), прыгнуть с вышки в бассейн (с водой, естессна) или… Хрен его знает, наверное ж есть ещё какие-нить красивые метафоры? Я потихоньку начал про историю возникновения названия “Саарской дороги”, упомянул о новом статусе проспекта в виде центральной магистрали нового Ленинграда, перескочил на скотопригоннный двор, сознался-таки, что руки (теперь, почему-то, они, а не колени) предательски дрожжат. И тут меня просто волшебным образом выручил Игорь, который напомнил мне на старо-мандаринском наречии два иероглифа, звучащие как “Ни” и “Сцы”. И, о чудо, дальше меня было натуральным образом не заткнуть.

Мне пригодились все мои стопицот распечатанных сканов из книг и картинок из этих ваших инторнетов, аккуратно запиханные в файлики и сгруппированные в чёрную папочку. Мне пригодились все те три десятка книг, из которых я не вылезал все крайние дни (а три я зачем-то даже притащил с собой в качестве успокоительного). Мне пригодились врождённая нескромность и язык без костей.

Наметив окончание всей экскурсии максимум часа через два, я думал, что в этот промежуток времени мы пробежимся от “Фрунзенской” до “Московских ворот” (точнее даже от Обводного до Московских ворот), потом прокатимся две станции на метро, выйдем на “Парке Победы” и побежим в сторону “Московской” и Московской площади. Ну и, растягивая слова, в 16 я собирался закруглиться у памятника Ленину работы Аникушина. Ага, щас. В 16:17 мы только входили в вестибюль “Московских ворот”…

В конечном итоге я мучал своих благодарных зрителей пять часов. Пять. “Слушать тебя про домики два часа? Нет, Крайнов, ни за что!” сказала мне знакомая девочка, когда я похвастал ей, что собираюсь вести экскурсию и даже не то чтобы намекнул на возможность присоединиться. Хых, “два часа”. Через два часа у меня даже голос не сел. Он сел через два с половиной ровно. Но меня и это не остановило. Как не остановил и тотальный ремонт центрального зала и замена дверей на “Парке Победы” — тем лучше, можно было рассмотреть, как выглядит станция совсем без архитектурных излишеств даже в виде облицовосных плит на стенах. Ну и на вновьуложенных плитках пола я пальцем показал, где они потрескаются в будущем (я та ещё зануда ж).

Непрекращавшийся на улице дождь незапланированно загнал нас в пирожковую в “Домике с башенкой” на Московском 190 — этакий островок Советского Ленинграда в современном городе: касса отдельно, чек отдаёшь на выдаче. Красота, антураж и вкусно. Несколько прогулок по дворам и мы на Московской площади. Заканчиваю повествование домами Сперанского, рассказав уже про 50-ти метровую высоту фриза Дома Советов, который интересно разглядывать с тыльной стороны в совокупности с полукруглой задней частью с высоты 11-го современного этажа.

Уф, кажется, я рассказал всё. Экскурсия закончена. Угу, постояли, поболтали, переместились метров на пять в сторону, чтобы не мешать пешеходам. Покурили, постояли, поболтали, “расходимся”, не двигаемся, продолжаем. Кажется, на заключительном этапе нас было девять, остальные не смогли поменять свои планы и после запланированных двух часов слились. Нет, первой частью рассказов про метро я просветил практически всех потом сбежавших. Ну а хуже всего пришлось Оксане, Вове и Ване, которых я подбрасывал еще до метро “Фрунзенская”, таким образом ещё порассказав про пройденный нами маршрут и про ту часть Московского, которую мы промчали под землёй. Учитывая всё вышеперечисленное, я могу претендовать почти часов на шесть уже. Ну уж на “полшестого” точно.

И позволю себе всё же быстренько пройтись по основным моментамсвоей экскурсии, вдруг вам ещё не надоело. Итак, мы узнали:

  • почему дома выглядят именно так, а не иначе;
  • какие здания построили в нашем городе самыми первыми после Революции 1917 года;
  • почему гостиница РОССИЯ такая страшная;
  • куда девали Московские ворота на 20 лет;
  • почему дома по Московскому проспекту такие разные и как отличать постройку 30 годов от 50-х;
  • как использовался Дом Советов и каким он мог стать;
  • почему на Бассейной улице есть морская и речная тематика в оформлении домов;
  • как могут одни и те же архитекторы строить в совершенно разных стилях соседние дома, пытаясь даже сочетать их;
  • где был построен первый 10-ти этажный дом;
  • где жил Цой и почему он назвал свою группу КИНО;
  • где даже трансформаторная будка выполнена в стиле “неоклассицизма”;
  • скольких “домиков с башенками” и высоток недосчитался Ленинград;
  • где те злополучные рельсы, на которых произошла «трамвайная трагедия»…

И, кажется, я что-то ещё рассказывал, да?

Бутылка на переднем плане шикарна, но, в отличие от Игорёхиной экскурсии, она не наша. Спасибо за фото Майе.

Всем-всем-всем спасибо ещё раз за внимание, а Ване и Игорю отдельное спасибо за книжки, а Майе — отдельное спасибо за поддержку. Спасибо всем тем, кто попросил прийти “сверх нормы”, и извините, что я так обманул вас всех с продолжительностью. Список отчётов прилагается.

--

--

samiznaetekto

Наблюдаю за наблюдающими, эксперементирующими, фотографами, блогерами, аналитиками.