Очерк об этике

Коля Яремко
Philosophy Digital
Published in
5 min readSep 25, 2014

--

Этические основания продуктовых экосистем с точки зрения некоторой буддийской секты.

Начать стоило бы с принципа о важности конструирования.

Конструирование я понимаю как человеческую деятельность, заключающуюся в создании сложных систем, которых ранее не было в природе, из систем более простых.

Дизайн, без всякого сомнения, является частным случаем подобного конструирования, удобным для рассмотрения.

Довольно глубоко в обсуждаемом принципе можно обнаружить его редукцию до того, что всякое конструирование есть созидание — развитие себя. В рамках данного очерка я хотел бы избежать развёртывания редукции, хотя это очень интересно! Вместо этого я воспользуюсь следствием: я считаю поощрение, распространение, обогащение конструирования — способами увеличивать количество человеческого в мире, то есть способствовать исполнению нашего предназначения.

За чей счёт?

Этому вопросу посвящена настоящая статья.

Потребление и конструирование

Я считаю, что устройства и среды для конструирования должны быть бесплатными или стоить малые деньги. Это отвечает принципу о доступности конструирования, о низкой стоимости входа.

Бо́льших денег должно стоить потребление. Получается, что я бы хотел, чтобы все, кто занимается потреблением, платили за это и, желательно, тем, кто конструирует для них всё то, что они потребляют.

Неудивительным выглядит и разделение устройств: телевизионное устройство — это прежде всего устройство для потребления, а рабочее устройство — для конструирования. Монетизация телевизионных устройств представляется нам довольно наглядной, тогда как монетизацию рабочего места дизайнера мы изначально даже не рассматриваем.

Тренд бесплатных мобильных игр с in-app purchase служит иллюстрацией этого моего тезиса: всякая игра изначально способствует какой-то недоразвитой в человеке штуке, той же ловкости, например. Или терпению. Но если вы пришли потреблять получение медалек и похвалы, то вы заплатите за это, купив кристаллы, дополнительные колёса, аптечки или что там ещё продаётся в магазине.

Циклическое потребление

Далее, я считаю именно циклическое потребление основным источником денег в экосистеме.

Всякое потребление либо направлено на развитие человека (шире — организма) и от того преходяще, либо является циклическим — необходимым в каком-то из циклов алмазной колесницы эмоций, желаний, страданий и нужд.

Человек, что находится в колеснице циклического потребления, стремится тратить больше и больше денег на поддержание этого цикла, поскольку сам он не может обслужить его собственным натуральнохозяйственным конструированием и одновременно не перерастает себя — не может избавить себя от необходимости такого потребления.

Человек, который циклически потребляет сериалы, готов тратить на них деньги. Человек, который развивается через сериал, довольно быстро его перерастёт.

Конструирование как потребление

То, что выглядит как конструирование, может оказаться лишь разновидностью цикличного потребления.

В ярком частном примере такое потребление проявляется как бесконечное «обучение» путём посещения курсов без последующего практического применения навыков. Второй яркий частный пример — это длительное занятие скрепбукингом, который я понимаю довольно широко следующим образом.

«Скрепбукинг» в моём широком понимании — это длительное нахождение на одной и той же ступени владения инструментами, без содержательного и инструментального роста. Когда девочка тринадцати лет наклеивает в блокнотик блёстки, она решает какую-то свою внутреннюю задачу, производит внутреннюю работу. Когда этим та же девочка занимается на протяжении десяти лет — она попала в алмазную колесницу своего потребления.

Возвращаясь к теме in-app purchase теперь уже в инструментальных приложениях, таких, как Paper для айпада (не Facebook, а 53!) с его платными карандашами и кистями, я хочу отметить разницу между покупкой одной кисти для того, чтобы её освоить за несколько недель, и компульсивным прощёлкиванием всего магазина для того, чтобы единожды тыкнуться в каждую кисточку и затем навсегда отложить их на полку, черкаясь всё тем же базовым маркером. Именно вдоль этой границы можно различить конструирование и потребление.

Этическое основание для эксплуатации потребления

Современные бизнес-модели — со времён открытия неконкурентной природы информационно-наполненных рынков — построены на том, что производитель инструментами маркетинга формирует у людей новый цикл потребления, который затем и эксплуатирует. Think different, — как будто от приобретения десятка надкушенных яблок я стал мыслить иначе. Это неправда (на самом деле нет).

И если такая непробуждённая жизнь в цикле — это занятие, недостойное человека, то насколько этическим будет его эксплуатация? Вопрос усиливается тем, что мне неизвестно ничего, что помогло бы человеку выработать инструменты противодействия подобному циклеванию.

Буддистские школы, к примеру, изрядно пренебрегали представителями других учений, даже правила философского диспута у них были различные для своих соратников и для, скажем, индуистов или джайнистов. В истории буддизма полно случаев, когда замкнутость, ограниченность — зацикленность — адепта иного учения были использованы для демонстрации или пролиферации ценностей буддизма. Подробнее об этом можно узнать в монографии А.Базарова «Институт философского диспута в тибетском буддизме»

Для меня этическим основанием эксплуатации служит открытость выхода из цикла. Мы должны производить наши системы такими, чтобы они позволяли и даже раскрывали людям возможность выхода из цикла собственного потребления. Мы не должны производить системы, заканчивающие путь человека в тупике потребления. У геймификации, модной нынче темы, задача прямо противоположная: все эти ачивки, медальки, регенерирующаяся раз в сутки «энергия» служат одной лишь цели — удержать человека на плато потребления продукта.

Новый продукт как новый уровень потребления

Если мы представим себе человека, развивающего свой навык конструирования по некоторой кривой обучения, то циклическое потребление возникает как плато на этой кривой. На этом плато накапливается некоторая аудитория из тех, кто застрял в колеснице вследствие собственной травмы или искусной манипуляции маркетологов.

Появление нового продукта в этом представлении выглядит как раскрытие доступного перехода на более высокое (в смысле сложности конструирования) плато потребления. Человек замечает возможность дальнейшего развития, которому не препятствует и даже благоприятствует его травма, и овладевает новым аспектом конструкторского навыка.

Всякий новый продукт, таким образом, — это новый способ использовать старые вещи для… в моём случае назначением продукта всегда будет «конструирование [себя]». Овладение новым способом — это всегда подъём по кривой обучения. Sustainable продукт всегда создаёт вокруг себя плато на этой кривой, чтобы успеть заработать на циклическом потреблении: окупить себя и следующую итерацию развития.

Таким образом, моим этическим основанием производства новых продуктов для циклического потребления является «постоянная инновация» как поиск следующего продукта, который бы выводил часть людей с плато их текущего потребления — на новое плато. Пока мы тратим вырученные средства на этот поиск, эксплуатация циклического потребления в моих глазах будет оправдана.

Человек не есть свои желания

Наконец, цинично точным основанием для извлечения денег через циклическое потребление я вижу декларацию о разделении (as split) человека и его желаний.

Деньги есть инструмент более желаний человека, нежели его самого; избавление человека от денег в ходе циклического потребления обнажает перед человеком цикл, в котором он находится, ибо пока у человека есть средства на поддержание этого цикла, никогда не будет он смотреть в глаза ужасу реальности.

Впрочем, подобным цинизмом легко оправдать всякую экспроприацию, потому это основание я использую здесь лишь как гиперболу, поясняющую основной тезис.

Платформа для создания продуктов

Для того, чтобы деньги шли от циклического потребления к тем, кто занимается конструированием, экосистема должна предоставлять платформу, не только дозволяющую конструирование, но и передающую результаты тем, кто будет затем их потреблять — и оплачивать.

Соответственно, наши усилия должны быть направлены не на производство продуктов per se, а для того, чтобы другие люди могли эти новые продукты производить, сиречь конструировать.

Понятие конструирования часто подразумевает наличие конструктора как набора полуготовых деталей и фрагментов. Здесь я говорю о конструировании вместо, скажем, создания или творчества с намерением показать, что именно спектр легкодоступных деталей и фрагментов позволяет нам увеличить количество конструирования, хотя само по себе многообразие материала ничего не говорит о востребованности результатов. Для того, чтобы наша платформа умела работать с востребованностью, нам надо положить в неё такие фрагменты, которые на это были бы заточены. В частности, фреймворк продуктовой экологии.

Набор методов по синтезу продукта как востребованного нового способа использования старой вещи для конструирования — вот что мы как методологи должны предоставить экосистеме. В этом функция методологов в рамках обсуждаемой экосистемы — вырабатывать методы по синтезу продуктов.

К счастью, нам нет нужды ограничивать свою роль методологией.

--

--

Коля Яремко
Philosophy Digital

Если вы со мной сталкивались, это многое объясняет.