Персонально ваш
Эволюция универсальных вычислительных устройств
С появлением вычислительных устройств многое в жизни человечества изменилось. Однако до сих пор мы не можем уверенно определить степень, в которой компьютер должен быть персональным.
Прежде, чем вычислительные машины пришли в дом, они долгое время использовались в военных целях и для нужд бизнеса. Компьютеры разрабатывались под конкретного заказчика и потому стоили весьма недёшево. Не всякая даже крупная компания могла себе позволить компьютер.
— 1964 —
Индустрия вычислительных устройств получила сильный импульс к развитию в 1964 году, когда компания IBM, пустившись в пятимиллиардную аферу, запустила на эти средства семейство совместимых между собой компьютеров: System/360.
Это поколение вычислительных систем началось с шести моделей, которые отличались лишь своими характеристиками (объёмом памяти, количеством регистров и т.п.). Постепенно IBM расширила модельный ряд до 14 моделей — и многие компании, ранее избегавшие покупки компьютеров, стали её клиентами.
Купив одну модель базового уровня, небольшая компания могла модернизировать её по мере роста собственных вычислительных потребностей, заменяя комплектующие.
Оказалось, универсальный компьютер лучше, чем компьютер, разработанный персонально под нужды вашей компании.
Нововведение перевернуло рынок и надолго закрепило IBM во главе вычислительной индустрии. Так начался век мейнфреймов — высокопроизводительных универсальных компьютеров, которые занимали собой комнаты и целые здания.
Редкая компания могла позволить себе более одного мейнфрейма: десятки и порой даже сотни людей использовали один компьютер для своих вычислений и время компьютера ценилось дороже, чем время использующих его сотрудников.
Персональным компьютером в эпоху мейнфрейма можно было назвать только тот, что стоял в отделе персонала и обсчитывал данные с карточек учёта времени работников крупной фабрики.
— 1974 —
Всего через десяток лет персональным компьютером уже называли тот компьютер, который был собран персонально вами.
Интегрированные микросхемы стали компактными, и теперь любитель мог разместить собранный в гараже компьютер прямо на своём обеденном столе, чтобы затем позвать всех своих друзей на обед и похвастаться перед ними. Что дальше делать с этим компьютером, мало кто представлял.
Для тех, кто собирать компьютеры не умел, выпускались уже собранные, готовые модели — теперь любителю было достаточно выложить полторы-две тысячи долларов за то, чтобы убедить своих знакомых в своей современности.
Commodore PET, Apple II и IBM PC стали вехами новой волны компьютеризации.
Но, несмотря на пальмовую рощу первенства, ни одной из этих компаний не удалось оседлать волну.
Визионеры компании Apple стремились к тому, чтобы возложить как можно больше функций компьютера на программное обеспечение, уменьшая тем самым стоимость технической начинки. Увы, плодами этой стратегии воспользовалась совсем другая компания.
— 1985 —
В 1985 году на рынке появилось семейство Microsoft Windows, и в течение нескольких лет компания Microsoft становится лидером рынка персональных компьютеров.
Производителей сами вычислительных машин стало очень много, а прежний лидер — IBM — оказался вытесненным обратно в корпоративный сегмент.
Оказалось, что хоть компьютер и состоит из «железа», всё важное для потребителя находится в «софте».
Microsoft не производила компьютеров сама, занимаясь только разработкой операционной системы и базового пакета приложений к ней.
— 1997 —
Прошло ещё 12 лет и на горизонте появился интернет.
Появился он, конечно, раньше, а действительно массовое использование интернета начинается именно с 1997 года.
Появляются браузеры с хорошей поддержкой стандартов оформления гипертекста. Появляются хостинги домашних страничек, демонстрирующие все возможности стандартов оформления гипертекста.
Наконец, появляются поисковые системы, способные найти в этом анимированном переливающем болоте хоть что-то полезное.
Оказалось, что персональный компьютер вместе со всем своим «софтом» — лишь окно для доступа в интернет.
Всего лишь способ смотреть на то, что происходит где-то там далеко, на мощных универсальных компьютерах, которые не всякий может себе позволить.
Маятник индустрии качнулся обратно от персональных компьютеров к серверам и всему, что с ними связано.
В двадцать первом веке лидером вычислительной индустрии можно называть Google. В нашей стране, где были созданы и свои мейнфреймы, и персональные компьютеры, появился свой гугл — Яндекс.
Microsoft же со своими продажами операционных систем и прочего программного обеспечения медленно-медленно укатился в корпоративный сегмент, в компанию других пенсионеров.
— 2007 —
Незаметно пролетел ещё десяток лет и компания Apple, которая смогла оправиться от неудачного запуска Apple III, провалов карманного компьютера, игровой приставки, CD-проигрывателей и звуковых колонок, выпускает, наконец, продукт, который начинает менять рынок вычислительных устройств.
Персональный компьютер в новом веке — это устройство, которое всегда рядом, в кармане — или уже в руке. Персональные устройства становятся в буквальном смысле продолжением персоны владельца.
Оказалось, что телефоны ничем не хуже компьютеров. К тому же они гораздо более персональны!
Как и в восьмидесятых, вокруг персонального компьютера возникает богатый рынок периферийных устройств. Тогда это были принтеры, сканеры, плоттеры, дигитайзеры и джойстики. Сегодня — стилусы, кард-ридеры, браслеты, звуковые колонки, снова джойстики и даже чехлы со встроенным eInk.
С новым пониманием персонального компьютера пришла новая волна компьютеризации. В ней снова участвуют лидеры-производители компьютерных систем предыдущего поколения: Google и Microsoft. Снова участвует Apple, исполняя партию тенора-визионера.
Google выпускает Android и тем самым повторяет шаг, сделанный в прошлом корпорацией IBM: в 1981 году та выпустила IBM PC, собранный из сторонних технических компонентов. В результате эту архитектуру смогли использовать многие производители и рынок персональных компьютеров наводнился дешёвыми решениями, совместимыми на уровне операционной системы. Это же происходит с экосистемой Android.
— 2017 —
Наблюдательный читатель заметит, что лидер рынка меняется каждые десять лет: 1964 — 1974 — 1985 — 1997 — 2007.
Более того, регулярно происходит и смена приоритета: фокус на персональном устройстве сменяется фокусом на мощном суперкомпьютере.
От мейнфрейма-сервера — к персональному компьютеру. Затем снова к серверам, теперь уже в вебе. Затем — снова персональный компьютер-телефон. Затем—облачная операционная система?
Я думаю, нет.
Я думаю, наступит момент, когда мы будем смотреть на вычислительное устройство в наших руках не как на свою собственность, а как на очередной экран, через который мы можем прикоснуться к очередному интернету.
Только интернет будет уже другим: не mailto:, не http://, не https://, даже не App Store.
Я задаю себе вопрос.
Каким будет интернет 2017 года?
Он ведь уже почти здесь, осталось-то три года.
Когда мы поймём, из чего будет состоять этот интернет, как он будет устроен, — только тогда мы создадим новые браузеры и новые поисковые системы. Или что-то ещё — то, что этому интернету будет необходимо.