Франция, которая влюбляет

Yaroslav Petrukhno
PlusOneFly
11 min readFeb 4, 2019

Сегодня курс на Францию, а точнее на её северо-западный регион — Бретань. Традиционно, хотим поделиться с вами маршрутом, впечатлениями и вдохновением на путешествия.

Такс, для начала стоит рассказать, вернее показать сам маршрут, чтобы вы сориентировались что и где. На тайминг маршрута не обращаем внимания, там действительно немного по расстоянию, но по времени это несколько дней.

Список основных узлов маршрута, без детализации по локальным точкам

Отправной точкой роадтрипа выходного дня стал город Ренн

Он находится в 300 км от Парижа и сюда ходят скоростные поезда TGV, на котором мы и приехали прямо с аэропорта Парижа. В принципе, город можно посмотреть за день или даже полдня и двигаться далее, так как основная красота этого региона на побережье.

Канал в центральной части города Ренн. Город находится в месте слияния двух рек

В Ренн, как и в этом регионе в целом, на английском говорят немногие, но это не представляет особых трудностей, ну так чтобы совсем не понять друг друга. Иногда забавно пытаться в французском языке услышать знакомые слова :)

Город красивый, тут есть хороший университет и другие образовательные учреждения. Система транспорта развита очень хорошо, но мы перемещались пешком, так как жили недалёко от центра.

Население города чуть более 200 тысяч человек, но по ощущениям он еще меньше.

Вся застройка в городе очень гармонично сочетается друг с другом. Даже новые здания строят в едином стиле. Хотя встречается и современный дизайн в архитектуре — мне такая геометрия очень нравится, сложно удержаться и не сделать пару снимков.

Автомобиль мы арендовали, когда уже уезжали из города Ренн. Это можно сделать прямо на вокзале, есть все самые популярные компании привычные для стран Европы и Америки (но позаботиться об этом стоит заранее).

“Обычная” электричка выглядит очень стильно

Второй точкой маршрута стал Мон-Сен-Мишель

Этот скалистый остров расположился в Нормандии, в 300 км от Парижа, на северо-западном побережье Франции. От Ренн дорога займет около часа с учетом заторов на узких улицах и ремонтов на магистралях.
Место очень популярное — 3 млн. человек в год. Весь комплекс всего 1 км по периметру. Примечательно, что на этом городе-острове постоянно проживает пару десятков человек, а история его начинается в 709 году.

В течении дня дорога к острову может почти полностью затопляться и точно также быстро вода отходит, расширяя площадь береговой линии. Скорость прилива может достигать 6 км/час. С погодой не повезло и повезло одновременно. С одной стороны — маловато света для фото, с другой стороны — тут часто валят дожди и задувает ветер, но мы миновали эти природные капризы.

Такой вид на залив открывается со скалы, высотка которой более 70 метров над уровнем моря

Про приливы и отливы в этом месте, наверное, можно написать отдельную статью. В Мон-Сен-Мишель самые сильные приливы/отливы среди всех на побережье Европы и вторые по амплитуде в мире — вода может отходить от Сен-Мишеля на 18 км и распространяться до 20 км вглубь побережья.

Утром, когда мы приехали, под мостом были какие-то люди с аквалангами (не спрашивайте куда они там ныряли на этой мели), а буквально через полтора часа воды почти не осталось, что и иллюстрирует фотография

В Мон-Сен-Мишель вы потратите почти весь день, но без проблем успеете доехать к следующей точке и заселиться.

Далее мы взяли курс на городок Сен-Мало

Расстояние от Ренн до Сен-Мало 75 км, почти весь путь лежит через магистраль, где лимит скорости 90–110 км/ч, в общем дорога занимает совсем немного.

Сен-Мало — это город-порт, расположенный на берегу Ла-Манша. Архитектура, береговая линия, укрепления — все говорит о богатой истории города. Он основан в XII столетии. Город туристический, следующие цифры это хорошо иллюстрируют — численность населения всего 50 тысяч, но во время туристического сезона здесь может проживать до 200 тысяч человек.

В Сен-Мало мы в основном и «базировались», посещая интересные места вокруге. Тут мы нашли отличную гостиницу — по сути это старый дом с камином, огромными комнатами и большими окнами. По словам хозяина гостиницы, дом построен в 1450 году.

Наша “гостиница”. Рейтинг на booking.com неприлично высок

В первый же вечер мы поехали поужинать на набережную. Ресторанов в январе не так много открыто, но по рейтингу нашли все равно отличный ресторанчик.

Основа кухни — морепродукты, тут большой выбор и все первой свежести. Ужин на двоих обойдется около 90 евро, не самый дорогой, но и не самый дешевый вариант.

Сен-Мало раскинулся на приличной территории, в нем есть «современная» часть и историческая часть. Гулять нужно и там, и тут :)

Гуляя по пляжу, можно найти устриц, красивые ракушки и камни.

Доставка деликатеса прямо на пляж

Старый город выглядит очень защищенным от моря и не зря.

Как уже было сказано выше, в этом регионе очень буйные отливы.

Например, остров на фотографии ниже в досягаемости пешком во время отлива.

При этом, вода отходит и приходит так быстро, что тут есть даже предупреждающий знак — если вы видите, что вода возвращается, то лучше остаться на острове, так как можно не успеть вернуться обратно на пляж.

Немного погуляв по городу, решили прокатиться по невероятно красивым местам вокруг Сен-Мало, в итоге прошли целых 15 км по пляжам, скалам, замкам, набережным, переезжая с точки в точку.

На следующий день был шторм и эта дорога была завалена песком с прилегающего пляжа

На одном из пляжей за городом, нашли остров с домом настоящего интроверта. При чем там даже собака-интроверт — когда приближаешься к полуострову, она из далека “приветствует” всех лаем, хотя она так далеко, что даже не видно где именно у собаки наблюдательный центр :)

К дому нет дороги, а “перешеек” на фото уходит под воду каждый день — отличное место для проживания, если вы хотите не ехать на работу, потому что прилив.

Пока мы в полном одиночестве и спокойствии на пляже слушали звуки волн, “наверху” проходило нешуточное соревновение.

Шторм в Сен-Мало

На следующий день мы проснулись в 5 утра от шума дождя — это было начало сильного шторма.

По рассказам местных, такой сильный шторм — редкость. Всего 2–3 раза в период с ноября до конца февраля. Нам повезло — мы застали шторм, или он нас скорее. Давайте я попытаюсь описать, что это такое в этой местности.
- огромные волны штурмуют набережные, волнорезы сотрясаются от ударов, особенно в пик прилива
- узкие улицы у моря превратились в аэродинамическую трубу для испытания авиационных моделей
- по улицам летает морская пена, как снег почти
- маленьких собак носят на руках, чтобы не улетели
- местами ветер такой, что припаркованную машину шатает, про дорожные знаки молчу
- на улице приходится помогать пожилыми людям пройти ветряные участки
- плохо закрепленные хлястики на рюкзаке трепает так, что при столкновением с лицом чувствуются как нож
- морская водная пыль просто коркой покрывает все на своем пути — лицо соленое, зеркала и стекла на машине в разводах

Так было до самого заката. За день мы умудрились попасть под сильный ветер, под сильный дождь (много раз), под град дважды, видели радугу, прошли ветряно-песочно-соляные процедуры на нескольких мысах.

В радиусе 40 км от Сен-Мало есть несколько мест-достопримечательностей, которые однозначно нужно посетить.

Мыс Фреэль

Мыс Фреэль известен своими маяками. Остатки первого маяка виднеются справа. Он был построен еще в 1702 г. и был разрушен французами во время Второй Мировой, когда пришлось уступать немцам. Современный маяк начали строить в 1946 году и к 1950 году его достроили. Его высота около 30 метров, но стоит он на обрыве высотой около 70 метров, так что его высота — 100 м над уровнем моря. Это один из самых мощных маяков во Франции — его свет в хорошую погоду виден на расстоянии в 100 км. Кстати в 2011 году этот мыс был финальной точкой 3500 км маршрута знаменитой велогонки Тур де Франс.

На фото солнечная ясная погода, но шторм никто не отменял — вдоль маяка мы шли обнявшись не только потому, что так романтично, а чтобы нас не сдуло по-отдельности

Форт-ла-Латт

Это место имеет еще богаче историю. Построили его аж в 1370 году.
Изначально форт имел военно-стратегическое значение для Бретани — отсюда отлично просматривается Изумрудное побережье и значительная часть Ла-Манша.

Ла-Латт связан с многими историческими событиями. С развитием оружия в какой-то момент форт утратил свое значение и в 1892 был продан в частные руки, после чего неоднократно менял хозяев. Однако, в 1931 году он был выкуплен энтузиастами и началась его реставрация, которая длилась аж до 1950 года. После этого он стал доступен туристам.
Прошлись несколько километров тропами вокруг форта — виды тут и правда сильные.

Оба места мы посетили в шторм, ветер был просто мощнейший, силу природы можно было ощущать на себе сполна, а массивные волны только добавляли грозности. Особых ощущений добавляло то, что мы были один на один с природой и этими видами, в это время года тут фактически нет туристов. Было здорово!

Канкаль

Городок, куда можно приезжать хоть каждый день, так как он по пути в Сен-Мало. Ну ладно, максимум вам нужно будет сделать крюк в 10 км.

Вид на бухту города Канкаль

Все красиво и есть в этом городке особенность, вкусная особенность — устрицы. Тут вы найдёте массу ресторанчиков, где можно отведать этот деликатес.

Но самое главное — это рынок (5 палаток), тут продают устрицы разных видов. Всего 8 евро за 12 устриц большого размера и в эту стоимость входит лимон, услуга по «открытию» устриц и удобный поднос :) ну то есть устрицы почти бесплатные.

При этом сами «фермы» где выращивают устрицы находятся прямо в бухте, в 100 метрах от рынка.

Специальные конструкции, где во время отлива собирается “урожай” устриц. Небольшой фургон заезжает прямо туда, где еще пару часов назад было море.

Бухта вечером, во время отлива, доступна для сбора устриц. Утром она полностью затоплена, даже не видны никакие следы «фермы». Устрицы очень полезны, а не только вкусные. Но они очень чувствительны к экологии. Поэтому в этом городе нет никах производств, в этом заливе нельзя купаться, и канализация города отводится куда-то отдельно.

Бухта Канкаля во время вечернего отлива

К слову про экологию. Во всем регионе Бретань очень чистое море. Такие выводы сделаны исходя из чистейших пляжей. Море не выносит на берег пластик или другой мусор, изредка попадаются остатки рыболовецких снастей, которые поддаются разложению. Вот совсем нет никакого мусора. А в плане пластика Франция очень передовая страна — в магазинах только бумажные и тканевые многоразовые упаковки. Уважение и огромный лайк этой стране.

На Сен-Мало и достопримечательности вокруг нужно полных два, а лучше три дня.

Динан

Авиакомпания Air France перенесла наш обратный рейс на один день вперед, за что ей большое спасибо :) Таким образом у нас появился лишний денек в нашем путешествии, вот мы и заехали в Динан. На самом деле, он по пути в Ренн, так что в него заехать было несложно.

Рельеф города впечатляет

Во-первых город пустой, в январе тут нет туристов от слова совсем. Маленький интроверт внутри нас был просто в восторге. Правда также сложно как увидеть людей на улицах, было сложно найти работающее кафе, а все почему? Потому, что работают они с 12–00 до 14–00, потому что могут :)

Во-вторых, он красивый и жутко милый, и еще тут сохранен прежний облик этого города.

На набережной пришвартованы яхты от совсем скромных до совсем нескромных (думаю сотни тысяч долларов). Интересно наблюдать, когда с такой яхты выходит хозяин и садится в свой “Пежо” возрастом чуть больше, чем сто лет.

Всего наш маршрут занял 4 дня. Иногда за 3–4 дня мы проезжаем не одну тысячу километров, но не в этот раз. Это были очень неторопливые 4 дня, с короткими переездами. Всего мы проехали 400 и 1 километр. На магистрали — скорость, на проселочных дорогах — манёвренность. Кататься здесь невероятное удовольствие, тем более, что вместо Opel Astra мы получили BMW, пусть и Series 1 :)

Когда мы возвращали авто, представители компании по аренде сказали, что на их базе в Ренн есть два всеми любимых авто: наша BMW — самая сексуальная, и Alfa Romeo Giulietta — самая мощная.

Это та Франция, которая действительно влюбляет — морепродукты, природа, красивые города, традиции, экология, спокойствие. Четыре дня отдыха чувствуются, как две недели. В 2016 году, в рамках путешествия Нидерланды-Бельгия-Франция, мы посещали Париж. Тогда впечатления про Францию были неоднозначные — Париж очень грязный город, много эмигрантов, которые создают обстановку на столько дикую, что и в странах третьего мира не везде встретишь. Конечно, красивую архитектуру, парки, где можно полежать на газоне, культуру и истерическое наследие у Парижа не отнять, но романтики не так много, как многие хотят видеть в Париже. Если вы хотите познакомиться с настоящей Францией — уезжайте от Парижа, тем более ехать недалёко и у вас уже есть готовый маршрут :)

Рассвет в аэропорту Парижа (CDG)

Благодарю за прочтение и запоминающихся вам путешествий!