ПОЧЕМУ В СЕРЬЕЗНЫХ КНИГАХ ЕСТЬ МЕСТО ЮМОРУ?

Sasha Valovich
pochemuzachemkak
Published in
4 min readFeb 1, 2021
image

В детстве мне говорили, что смеяться можно обо всем, но не абы с кем. Существует мнение, что есть несколько табуированных тем, которые никогда не могут становиться даже частью шуток. Так ли это? Всегда ли “у тебя хорошее чувство юмора” — комплимент? Может ли смех улучшить здоровье и как справляться со стрессом? В сегодняшнем тексте поговорим про юмор и смех.

Несколько лет назад я решила провести выходные за чтением книг, вошедших в шортлист премии Booker того года . Не могу сказать, что я плохо провела время — крайне занимательно, однако на исходе дня очень хотелось посидеть под душем, обняв колени, впасть в спячку ну или, на худой конец, напиться, чтобы хоть как-то отвлечься от навалившейся на меня депрессии и тоски. Почему? Booker много раз критиковали за мрачность и депрессивность номинированных книг. И если отложить на секундочку качество текстов и придраться, то создается впечатление, что рецептом для написания книг-лауреатов стала следующая формула: возьмите 3 психических заболевания, историю о жестоком обращении с детьми, поместите персонажей в атмосферу экологической катастрофы и/или войны, приправьте это расизмом, хорошо потрясите — и вот ваш мрачный, депрессивный букеровский роман. Не подумайте, что я издеваюсь или как-то пытаюсь умалить значимость этих тем для современного общества. Вопрос в выборе наиболее удачной подачи.

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ЮМОР?

Смеяться полезно. В 2010 году Норвежский университет науки и технологии провел исследование, в ходе которого заключил, что более смешливые норвежцы реже болеют и в среднем живут на 20% дольше. Юмор помогает справляться со стрессом и снижает уровень кортизола. К такому выводу в 2014 году пришли в больнице Роберта Боша в Штутгарте, практикуя смехотерапию среди пациентов с кардиологическими заболеваниями. Это исследование подтверждает теорию франко-американского актера и комика Роберта Клэри относительного того, почему ему удалось выжить в концлагере. По его словам, он смог выжить только потому, что смешил и развлекал других.

Юмор не только делает героев книг более глубокими, понятными и близкими читателю, но и более запоминающимися. У многих есть своя подборка любимых цитат из книг и фильмов, нередко уже ставших афоризмами. Юмор помогает обсуждать “неловкие” вопросы и даже справляться с горем и окружающим хаосом. До того как гомосексуальность потеряла табуированность на телевидении и в обществе, каминг-аут иногда обыгрывался юмором, как случилось с персонажем Эллен Дедженерес в сериале “Ellen”.

Часто комическая абсурдность жизни абсолютно неотделима от ее серьезности. Война — всегда страшная трагедия. И, может быть, для кого-то сложно представить книгу или фильм, где в открытую издеваются над элементами самого идиотского способа решения конфликтов, для некоторых юмор становится лучшим средством справиться со сложной ситуацией.

КАК ОТЛИЧИТЬ ТИПЫ ЮМОРА?

Юмор бывает разный, и не всякий юмор уместен и пойдет на пользу. Согласно исследованиям Рода Мартина существует 4 типа чувства юмора: аффилиативное, оптимистичное, самодеструктивное и агрессивное. Первые два — точно полезны, так как являются юмором ради юмора, нацелены на поднятие настроения и не должны задевать ничьих чувств. Самодеструктивный юмор часто используется стендап артистами, высмеивающими свои недостатки, однако он может сигнализировать о недостаточной уверенности в себе, когда человек боится стать предметом насмешек и отпускает глупые шутки про себя, ища одобрение других. К агрессивному юмору относится черный юмор и сарказм, в которых нет ничего плохого, если он не используется для манипуляции, критики и запугивания людей.

В качестве такого примера — мемуары Ким Баркер «Талибанская перетряска» и их экранизация “Виски. Танго. Факстрот*”. Это очень смешная книга про Афганистан и Пакистан в начале 2000-х. “Вы что, издеваетесь?” — нет, не издеваюсь. Война — это не только подвиги, потери и захваты. Черный юмор, возможно, идеальный инструмент для описания печальных, ужасных и безумных противоречий войны. Книга хорошо освещает абсурд устройства политических систем и довольно правдиво рассказывает о том, чем занимаются журналисты, военные и дипломаты в заграничных командировках, когда рабочий день закончился.

И все-таки можно ли смеяться надо всем? Марк Твэн писал, что “юмор — это трагедия плюс немножко времени.” Получается, если пройдет достаточно времени, можно будет и над холокостом посмеяться? Можно ли смеяться над тем, как полиция избивает безоружных людей или трагедией холокоста? На мой взгляд, нет, нельзя. Уместна ли книга, в которой герой является частью сложных, порой ужасающих событий (войны, смертельной болезни, заключения в концлагере или тюрьме) и описывает их с черным юмором и сатирой? Да, можно, и да, нужно. Так что корректируя “мудрость”, выученную мной в детстве — смеяться можно обо всем, но не абы как.

Информационное поле продолжает давить на нашу психику, и сейчас чтобы впасть в отчаяние и заработать депрессию достаточно всего пары новостных заголовков. Я очень рекомендую позволить себе отвлечься и почитать что-то смешное или хотя бы полистать канал с мемасиками и пушистыми зверушками. Всем по душе разные темы, поэтому оставлю здесь два списка самых смешных книг по версии Esquire и Penguin.

*Танец конечно же фокстрот через “о”, но авторский перевод названия фильма здесь именно такой. Ошибки нет.

Ещё больше любопытного в Телеграм-канале:

https://t.me/pochemuzachemkak

--

--

pochemuzachemkak
pochemuzachemkak

Published in pochemuzachemkak

Здесь мы познаём мир через вопросы и отвечаем на них при помощи проверенных источников и классных людей.

Sasha Valovich
Sasha Valovich

Written by Sasha Valovich

Thoughts on literature and language. Grammar-nazi at heart.