ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ ЛЕТАТЬ НА САМОЛЁТЕ, НО НЕ БОИМСЯ САДИТЬСЯ В МАШИНУ?
Какая работа опаснее — полицейский или лесоруб?
Мы слышим о перестрелках, в которых участвует полиция, смотрим фильмы, в которых смерть служителя закона — не редкость, и на фоне этого нам может показаться, что полицейские занимаются самой опасной на свете работой. Однако статистика показывает, что вероятность погибнуть на работе у лесоруба выше, чем у полицейского.
Дело в том, что наш мозг оценивает вероятность события, полагаясь на то, насколько легко оно приходит на ум. Это иллюстрирует так называемую эвристику доступности – свойство психики, которое помогает быстро, но иногда неверно оценивать ситуацию.
Если вы сможете быстро вспомнить несколько примеров того, что что-то происходит, (например, стрельба в полицейского), вам покажется, что это более распространенное и вероятное явление.
То же самое происходит и с самолётами. Согласно статистике, самолёт — один из самых безопасных видов транспорта, существующих на сегодняшний день. При этом аэрофобия — одна из самых распространённых фобий на планете (наверняка и у вас найдется не один друг или родственник, предпочитающий сутки в поезде двум часам полёта). Всё потому, что каждая авиакатастрофа получает широкую огласку в СМИ (и, более того, характеризуется большим количеством жертв) — нам начинает казаться, что вероятность погибнуть во время перелёта гораздо выше, чем есть на самом деле.
ЗАЧЕМ НАМ ЗНАТЬ ОБ УЛОВКАХ СОЗНАНИЯ?
С одной стороны, эвристика доступности полезна — человек ищет в памяти верифицированный опыт и опирается на него для более быстрого принятия решений. С другой стороны, такая особенность человеческого мышления может увести в сторону от верного решения к заблуждению, порождённому ошибочной оценкой вероятностей.
Например, в тесте, который проводили американские ученые Д. Канеман, А. Тверски и П. Словик, испытуемых спрашивали, — каких слов в английском языке больше — тех, что начинаются с буквы «k», или тех, где она стоит на третьем месте? 70% опрошенных ответили на вопрос неправильно. На самом деле слов с буквой «k» на третьем месте в английском языке примерно в два раза больше, но людям проще вспомнить слова, которые начинаются на «k».
Получается, что, сами того не понимая, мы попадаем в ловушку сознания. И, если в случае с описанным экспериментом это не так критично, то в реальной жизни эвристика доступности может иметь разные последствия — именно поэтому важно понимать, в какой момент мы искаженно воспринимаем реальность.
Так, после теракта 11 сентября 2001 года американцы стали чаще пересаживаться с самолётов на автомобили, что привело к большему количеству пассажиров на дорогах, и, соответственно, большему количеству “лишних” жертв (более 2х тысяч человек).
КАК ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ ВЛИЯЕТ НА НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?
Вот ещё несколько примеров того, как эвристика доступности может повлиять на принятие решений и на наше эмоциональное состояние:
- Прочитав статью о победителях лотереи, мы начинаем переоценивать вероятность выигрыша джекпота, и начинаем тратить больше денег на лотерейные билеты.
- Увидев новостные сообщения о людях, теряющих работу, мы можем начать волноваться, что нам грозит увольнение. Мы с трудом засыпаем по ночам, беспокоясь, что нас вот-вот уволят.
- Увидев новости о похищениях детей, мы начинаем верить, что подобные трагедии случаются довольно часто. Мы не разрешаем своему ребенку играть на улице в одиночестве и никогда не позволяем ему ускользать из виду.
- Посмотрев несколько телепрограмм о нападениях акул, мы начинаем думать, что такие случаи обычны. Отправляясь в отпуск, мы с опаской плаваем в океане, потому что считаем, что вероятность нападения акулы высока.
Ещё больше об эвристике доступности и других занятных особенностях человеческого мышления можно почитать в книге нобелевского лауреата Д. Канемана “Думай медленно… решай быстро”.
Ещё больше любопытного в Телеграм-канале: