ПОЧЕМУ РЕНАТА ЛИТВИНОВА ТАКАЯ СТРАННАЯ?

Ula Mart
pochemuzachemkak
Published in
4 min readFeb 17, 2021

Сегодня поговорим про самую красивую и загадочную женщину пост-советского пространства — Ренату Литвинову. Красные губы, белые волосы, экзальтированное заламывание рук и характерные реплики, которые сложно с кем-то спутать. Ну, что же, вот Вам и текст, дааа уж. И все-таки, почему же Рената Литвинова такая странная? Ну скажите-ка и зачем на «Северный ветер» в кино идти? Как какой-нибудь такой с Ренатой Литвиновой фильм выбрать на вечер?

Застывшие во времени несовременные, просто не из этого века женщины, смерть, любовь и музыка Земфиры, долгое ожидание, самолёты, томление, курение, курение, курение. Рита-Маргарита. Фаина. Смерть любимого или патологическая невозможность полюбить. Мир Литвиновой замкнут на самом себе: «Богиня:как я полюбила», «Последняя сказка Риты» и «Северный ветер» перекликаются между собой, перекликаются с текстами сценариев и с образом ну вот такой вот женщины.

Подобная «странность» присуща некоторым режиссёрам, которые переносят на экран не только простые жизненные истории, а используют кино как средство построения собственного поэтического мира. Хочется вспомнить здесь про Д. Линча (и посоветовать посмотреть его прогнозы на ютубе) и вселенную с танцующими карликами и музыкой Бадаламенти. Линч, вроде бы, нормальный человек, а потом сидит с коровой в центре ЛА, чтобы актрису Л. Дёрн номинировали на Оскар.

Мир, о котором пишет Литвинова-сценарист, идеально подходит Литвиновой-актрисе. Характерные особенности реплик (за которые Литвинову чуть не отчислили со сценарного курса ВГИКа), написанные на бумаге, вызывают отторжение, но будучи произнесенными звучат так, как надо!

Ссылка на видео

“ — Вдруг никогда ничего не бывает, — сказала Офа, — все закрючковано, имеет свои заделы и забросы — есть судьба, и если ты ей не противоречишь, она несет тебя в заданном направлении ко всем тем поступкам, на которые ты запрограммирован и рассчитан изначально. И даже помогает и сохраняет тебя. И пока ты это не выполнишь, ничего с тобой не случится!”

“– И еще, — добавила она, — наверно, я сегодня сделалась беременной. И это что, я должна вынашивать твоего зародыша? Но я не хочу вынашивать твоего зародыша в себе, я должна делать карьеру!

– Какую карьеру? — изумился доктор.

– Мне дают место в архиве роддома. Я буду заведовать этими секретными архивами, всеми связями и данными, подложными фамилиями и адресами ускользнувших, расписки отказавшихся женщин будут в моих руках, одновременно я буду обладать их адресами и подлинными фамилиями — такое судьба посылает не каждому!

– Не каждому, — отозвался доктор. — А что же, Офа, ты не любишь меня, как говорила ночью?

– Я не люблю мужчин. Я не люблю женщин. Я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я бы поставила ноль.

– А кого же ты любишь, Офа?

– Я, наверное, люблю животных, — сказала она, — и не задавай мне этого вопроса, потому что у меня рождаются ассоциации. И не провоцируй, не провоцируй меня на лишнее! У меня отдельный большой план жизни, а ты, мой милый, сбиваешь, сбиваешь меня с толку …”

отрывки из новеллы Р. Литвиновой “Офелия. Невинно утонувшая”.

ЗАЧЕМ ИДТИ В КИНО НА «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР»?

История жизни и смерти матриархального клана в краю постоянного нового года и вечно-падающего снега. Cловно бы и совершенно случайно, но в фильме «Северный ветер» Литвинова-режиссер, Литвинова-сценарист и Литвинова-актриса впервые договариваются и попадают в современную проблематику, то ли из-за бесконечного снега, который укутывает и нас третий месяц подряд, то ли из-за все более замирающего ощущения хода времени, то ли от замкнутости на семейном круге?

“Северный ветер” Р. Литвинова.

Этот фильм позволяет погрузиться в актуальную атмосферу страшной русской сказки, но не из одноименной песни Ic3peak, а из песни Земфиры. Это не «Конёк горбунок» или новые приключения богатырей, которые обращаются к архетипам русской сказки и пытаются на их основе построить фэнтези (подробней про русскую сказку можно прочесть в книге В. Проппа «Морфология волшебной сказки»), а изматывающее ожидание счастья в особый тринадцатый или двадцать пятый час (число это не раз фигурирует в сценариях Литвиновой) в мире гниющих болот.

Но надо верить, верить и ждать, и всё получится. В этой сказке такой закон.

Советую всем сходить на него в кино, хотя бы ради этой сцены на большом экране.

Ссылка на видео

КАК ВЫБРАТЬ ФИЛЬМ Р.ЛИТВИНОВОЙ НА ВЕЧЕР?

Можно посмотреть фильмы, снятые по сценариям Литвиновой другими режиссёры, в которых она не играет:

  1. «Нелюбовь» В. Рубинч
  2. «Страна глухих» В. Тодоровский

3. «Принципиальный и жалостливый взгляд» А. Сухочев.

“Страна глухих” В. Тодоровский.

Можно посмотреть фильмы по её сценариям, в которых она играет, но не режиссирует:

  1. «Небо. Самолёт. Девушка» В. Сторожева
  2. «Три истории. Офелия» К. Муратова.

Или фильмы, где Рената Литвинова выступает исключительно в роли актрисы:

  1. «Настройщик» К. Муратовой.
  2. «Мне не больно» А. Балабанов.
“Мне не больно” А. Балабанов.

любовь это не мясо, но что то кровавое

— “о счастье и о зле” Р. Литвинова.

Ещё больше любопытного в Телеграм-канале:

https://t.me/pochemuzachemkak

--

--