Самодельная акустика — мой долгострой. Серия 1.

Turist
Professor’s Paper
10 min readJul 17, 2019

Я человек одновременно увлекающийся, рассеянный и ленивый. Поэтому моя история про самодельную акустику (равно как и про любой другой DIY проект)- это длинный, вялотекущий сериал, наполненный случайностями и ошибками.. Заинтригованы? :)

Несколько лет назад, когда я начал интересоваться этой темой , я решил, что начинать эксперименты нужно на основе чего-нибудь дешевого. Звучит сомнительно, понимаю. Для своего проекта я выбрал самый популярный тип АС: 2-полосная система полочного типа. Такие акустические системы являются золотой серединой для среднестатистического любителя звука, живущего в обычной квартире. После продолжительных поисков компонентов была куплена пара мидбасовых динамических головок производства новосибирского завода НОЭМА: динамики 35ГДН-62–8 — дешево и сердито.

АЧХ динамика, приведенная в паспорте устройства

С этими динамиками я немного поигрался, провел несколько домашних тестов и благополучно убрал их на хранение в коробку. Вернулся к самоделке через несколько лет и не придумал ничего лучше, чем купить ВЧ головки на Алиэкспресс.. Да, я предупреждал, что мои истории наполнены неожиданностями и ошибками! Пищалки стоили недорого, при этом относились к гордой категории ленточных.

фото из интернет-магазина

Однако когда они приехали из Китая, качество их исполнения наводило на мысли, что никуда они не годятся — хлипкий пластик, маленькие магниты и т.д. Измерения показали очень неровную АЧХ, с полого возрастающей характеристикой. Эти излучатели годятся максимум на роль супер-пищалок:

Реальная АЧХ ленты

Неопытный аудиофил, возможно, подумает, что супер-пищалка — это такая более лучшая пищалка (супер же). На самом деле супер-твиттер — это дополнительный ВЧ излучатель, удел которого — работа в самой верхней части звукового спектра. Он обычно как бы дополняет основной ВЧ или ШП динамик, добавляет воздуха…

В общем, было решено оставить их в проекте и использовать как раз в роли супер-пищалок — не пропадать же добру! Для воспроизведения основного ВЧ диапазона были выбраны также довольно странные динамики — Visaton TW 70/8.

Это недорогие бумажные излучатели, которые чаще всего покупают для замены сгоревших пищалок в старой акустике. Если честно, я уже и не помню, почему выбрал именно их.. Могу лишь предположить по обрывкам знаний, что бумага на ВЧ дает хорошую полновесную атаку на перкуссионных инструментах.. В общем, тарелочки должны цокать натурально и полноценно :).

АЧХ пищалки, приведенная производителем

В защиту китайских ленточных пищалок все-таки стоит отметить их разрешение, которое я оценивал по графикам кумулятивного затухания спектра (waterfall). На таких графиках по оси Х расположена частота, по оcи Z амплитуда, а по оси Y (которая смотрит как бы на вас) — время. Для каждого момента времени после начала импульса приводится амплитудный спектр его “хвоста”. Чем короче импульс, тем быстрее затухает его waferfall. Приведенные ниже картинки лучше тысячи слов.

Visaton TW 70/8
Лента с Али

Как видно из приведенных графиков, у бумажного ВЧ динамика наблюдаются проблемы в интервале частот 1000–2000 Гц, что соответствует его резонансной частоте, а также серия продолжительных узкополосных “хвостов” правее по спектру. В то время как у ленты начиная с 3000 Гц все просто отлично — сигнал затухает быстро и без явных шероховатостей (правда, как выяснится потом, у ленты все гораздо хуже с уровнем нелинейных искажений, но об этом в следующей серии..)

В общем, имея на руках такой странный набор излучателей я решил строить свою самоделку.

Объем корпуса АС был рассчитан на основе рекомендаций производителя мидбасового динамика (да, ребята из Ноэмы оказались на удивление отзывчивыми и проконсультировали меня по почте по рекомендуемому акустическому оформлению) а также при помощи программного обеспечения BassBox Pro.

Рекомендации производителя:

“оформление — фазоинвертор, объем 25 литров (+ заполнение объема жестким синтепоном), Fфи 45 Гц. Более ровная передаточная характеристика получается по рекомендациям из паспорта к ДГ, но снижается давление на НЧ и увеличивается ГВЗ.”

Fфи — частота настройки фазоинвертора, ГВЗ — групповое время задержки (очень важная штука в мире звука, мера того, на сколько отстает бас фазоинвертора от самого динамика).

В паспорте объем оформления рекомендуется целых 30 литров, но для меня и 25 литров оказались неприятным сюрпризом, поэтому решил следовать логике наименьшего зла.

Корпус довольно быстро был спроектирован в бесплатном Google Sketchup:

Признаться честно, расположение посадочных отверстий под динамики выбрано практически рандомно и никаких исследований на предмет взаимодействия излучателей с передней панелью корпуса я не делал (в свое оправдание могу лишь сказать, что для любого ВЧ излучателя лучше быть где угодно, только не на центральной оси колонки). Кроме этого, я допустил довольно серьезную ошибку в выборе размеров корпуса, точнее, пропорции между шириной, высотой и глубиной. Дело в том, что корпус АС — это не только объем, необходимый для изоляции задней части диффузора излучателя от полупространства, в которое работает передняя часть (иначе произойдет акустическое короткое замыкание и баса просто не будет), но и система, в которой во время излучения звука образуются стоячие волны, очень портящие этот самый звук: из-за этих резонансов, на АЧХ акустической системы появляются довольно неприятные неровности на частотах, соответствующих внутренним размерам корпуса. Если посмотреть на АЧХ мидвуфера, приведенное выше, то такие неровности можно увидеть в интервале от 500 Гц до 1 КГц (далее идут неровности, связанные уже непосредственно с особенностями самого динамика и его взаимодействия с “мордой” корпуса) — данная АЧХ снималась в закрытом корпусе объемом 20 литров. Когда проектировал корпус, я об этом просто не знал.. Поэтому высота и глубина корпуса получились практически одинаковыми. А если делать “как надо”, то нужно соблюдать определенную пропорцию между измерениями. Если честно, я ее не помню, но смысл в том, чтобы распределить длины сторон корпуса (а соответственно и частоты образования стоячих волн) таким образом, чтобы минимизировать неравномерность частотной характеристики, вносимую стоячими волнами, путем правильной интерференции их между собой. Какими были последствия такой неосмотрительности и как я с ними боролся, напишу позже. А пока покажу корпус АС, в том виде, который есть сейчас

выглядит довольно олдскульно, не так ли?:)

Детали корпуса вырезались на станке ЧПУ из 18мм панелей МДФ. Подрядчика со станком я нашел на YouDo, им оказался интересный в общении мужик, который взял за работу немного денег. Корпуса получились пугающе тяжелыми и большими. Но, как говорится. фарш невозможно провернуть назад…

После склейки одного из корпусов и примерки динамиков я опять взял большую паузу. Жизнь постоянно наполнена множеством взаимоисключающих вещей. У меня выросла семья, появилось больше работы и меньше свободного времени. Мои колонки пылились на балконе. Иногда по возможности я делал некоторые измерения динамиков. Весьма не системные, стоит отметить..

Сравнительно недавно я достал корпус и продолжил с ним работу

Измерения начал с низкочастотного динамика, так как остальные будут приводиться к нему. Зачастую в многополосных системах приходится приводить чувствительность динамиков к одному значению и, как правило , всегда приводят именно к НЧ. На это есть несколько веских причин: получить высокую чувствительность на НЧ сложнее, чем на ВЧ; если даже есть возможность понизить чувствительность НЧ, то это обойдется большой кровью, так как на НЧ живет основная энергия звукового сигнала. Поэтому единственное что было сделано до работы с басовиком — сняты АЧХ всех динамиков и проконтролирован уровень чувствительности. Далее началась возня с НЧ..

Как я упоминал выше, в корпусе АС всегда образуются паразитные стоячие волны, которые в моем случае были абсолютно проигнорированы на этапе проектирования АС. Поэтому пришлось вести борьбу с ними уже по факту их ощутимого присутствия. Я не стал оригинальничать и пошел по пути подбора внутреннего наполнения и демпфирования корпуса. Дело в том, что в зависимости от материала демпфирования, внутренние резонансы и стоячие волны могут быть в той или иной степени компенсированы или хотя бы уменьшены. Так как я ленивый и спонтанный, я не стал далеко ходить в поисках материалов и использовал то, что есть : синтепон и куски обычного туристического коврика-пенки. Наверное, это выглядит комично, но тем не менее, такой наполнитель дал свои результаты. Синтепон я нарезал и сшил в толстые многослойные маты.

Ниже приведу АЧХ НЧ-динамика в корпусе с разным наполнением, снятую в ближнем поле (10 см от диффузора). Обратите внимание на интервал от 400 до 1000 Гц.

корпус бе наполнения
синтепон в виде плотных многослойных матов вдоль всех стенок
между синтепоновыми матами и стенками добавлены листы туристического коврика

Как видите, таким нехитрым способом можно добиться весьма ощутимых результатов. На этом борьбу со стоячими волнами корпуса я решил закончить. И перешел к расчету фильтров.

Честно признаться, ни времени, ни желания на углубленное изучение теории построения АС в целом и разделительных фильтров в частности у меня нет. Все что я знаю — это некоторые обрывки информации по тем или иным вещам разной степени важности. Распространенная ситуация в мире увлечений, как мне кажется.

Для полноценного проектирования фильтра АС с получением более или менее прогнозируемого результата необходимо делать довольно точные измерения фазово-частотной характеристики излучателей как в ближнем так и дальнем поле. Точнее, измерения должны быть правильными. Точность измерений в совеменное время — не проблема. Дело в том, что обычно измерения происходят в условиях квартиры и в этом смысле ближнее поле просто необходимо — оно позволяет получить хоть какое-то представление о низкочастотной части спектра сигнала, благодаря относительно низкой амплитуде переотраженных и стоячих (комнатных мод) волн в точке измерения.

В общем-то проблема корректных измерений АЧХ и ФЧХ акустики в широком диапазоне частот — глобальная и давняя штука. В золотое время hi-fi крупные корпорации производители имели собственные безэховые камеры — единственный способ получить достоверные измерения в широком диапазоне частот. Для обычного же самодельщика доступны лишь такие вот измерения в дальнем и ближнем поле (с разной длинной окна анализа импульсной характеристикой).

Дальнее поле используется для измерения СЧ и ВЧ диапазона так как именно в дальнем поле мы слушаем нашу АС. Именно в дальнем поле еще на этапе измерений можно получить представление о звуковом поле с учетом взаимодействия излучателей между собой (с учетом интерференции сигналов от разных излучателей в точке прослушивания) и с лицевой панелью корпуса АС. Иногда у людей получается также в дальнем поле записать baffle-step эффект (подробное описание этого явления можно почитать здесь, например https://www.salksound.com/blogtopic.php?id=7), но в моем случае этого не получилось — морда у колонки слишком широкая, в следствие чего частота, на которой излучение переходит из полупространства в пространство, слишком низкая и не измерима в условиях моей комнаты. Но так как любой уважающий себя колонкостроитель этот самый baffle-step компенсирует, мне пришлось его моделировать программно.

Прежде чем приступить к анализу АЧХ динамиков и расчетам фильтров АС, я получил комбинированную АЧХ мибдаса: правая часть Спектра (правее 800 Гц) снята в дальнем поле 1 м, левая часть снята в ближнем поле с последующим программным добавлением модели baffle-step и сшивкой с правой частью.

АЧХ вуфера в ближнем поле.
АЧХ вуфера в ближнем поле с моделью влияния baffle-step
АЧХ вуфера в дальнем поле (импульсная характеристика обрезана до 4 мс для исключения комнатных отражений, поэтому все, что ниже 700–600 Гц, выглядит так странно)
Комбинированная АЧХ вуфера, принятая в работу с фльтрами.

Обратите внимание на схожесть АЧХ между двумя последними иллюстрациями: дальнее поле на 300–1000 Гц пусть упрощенно, но похоже на комбинированную кривую с моделированным эффектом baffle-step. Это говорит о корректности использованной модели baffle-step.

Не менее важным для корректного моделирования фильтров являются кривые импеданса и ФЧХ. Если с ФЧХ я разобрался более или менее сносно (снял ФЧХ в дальнем поле), то с импедансом пришлось похимичить. Так как полноценно измерить импеданс головок я не смог/не захотел, я его “нафотошопил” из частичных собственных измерений и частично из паспортных документов к головкам.

Для моделирования и построения фильтров была выбрана программа LspCad.

Наверное, стоит сделать небольшое пояснение, как это все происходит:

сначала в программу заводится информация об излучателях в виде АЧХ, ФЧХ и кривых импеданса. Далее программными способами в систему добавляются пассивные элементы фильтров и корпуса АС, и проводится моделирование получаемых АЧХ, ФЧХ и импеданса…

как-то так это выглядит в самом начале. Пищалка подключена через L-pad дабы выровнять чувствительность с вуфером.

Первое, что бросается в глаза, при взгляде на АЧХ вуфера — это непотребность в районе 400–800 Гц. Как я ни старался убрать неравномерности, связанные с корпусом, при добавлении в характеристику модели baffle-step горб все таки венулся.. Поэтому сначала пришлось считать режекторый фильтр (если быть точным, сначала была посчитана цепь Цобеля для компенсации индуктивности катушки динамика, про которую я решил не писать, а потом уже фильтр). В роли режекторного фильтра выступил LCR контур, параметры которого подбирались вручную, глядя на изменения АЧХ.

АЧХ вуфера с применением режекторного фильтра (серым цветом — исходная АЧХ)

Так гораздо лучше. Не уверен, что выбранные номиналы не испортят суммарный импеданс и звук системы в целом, но, по крайней мере, на модели оно работает хорошо. АЧХ вуфера теперь гораздо ровнее, хотя можно заметить ее склонность к “светлому” звучанию. Это частично компенсируется после сшивки с ВЧ. Какой точно будет частота раздела вуфер-ВЧ и ВЧ-лента я пока не знаю. Предварительно это 3 и 7 КГц соответственно. Но эти цифры требуют уточнения с оглядкой на резонанс пищалки и кривые нелинейных искажений, которые у меня где-то должны быть… А пока на этом все. Надеюсь, это кто-нибудь прочитает и, может быть, даже покритикует.

--

--