Централизованный блокчейн: с какими ограничениями сталкиваются компании при внедрении блокчейна

Elena Tarasova
QIWI Blockchain Technologies
4 min readJun 18, 2019

Решения на публичном блокчейне редко подходят для промышленного внедрения. Поэтому бизнес и государственные структуры все чаще используют приватные сети для реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов. С какими ограничениями могут столкнуться компании при внедрении приватного блокчейна? Давайте разберемся.

Приватный блокчейн — это система, внутри которой действуют определенные договоренности между участниками: об уровнях доступа к информации, правилах внесения записей и проверки данных.

Блокчейн-решения способны существенно упростить процессы, в которых:

— задействовано несколько участников и контрагентов, между которыми необходимо обеспечить доверие;

— участники обмениваются информацией, документами, производят взаиморасчеты, оформляют сделки.

В отличие от публичного блокчейна, технические возможности приватных сетей позволяют защитить систему от всевозможных DDoS-атак, оперативно обновлять смарт-контракты и максимально быстро совершать транзакции. Для написания смарт-контрактов используются языки программирования Go, Kotlin, Rust — их функционал гораздо шире, чем у языков программирования, на которых пишутся смарт-контракты публичных сетей.

В идеале отношения внутри приватных сетей — одноранговые. Однако после тестирования пилота проекта часто возникает проблема управления (governance). Для обеспечения SLA (соглашение об уровне обслуживания) нужен оператор сети, конкретное юридическое лицо. Появление оператора платформы приводит к неизбежной централизации: все вопросы управления платформой замыкаются на одной компании. Это сильно меняет весь блокчейн-ландшафт и противоречит его основному принципу — децентрализации.

Аналогичная ситуация возникает, когда приватная сеть становится «коробочным продуктом» — если требуется подтвердить легальный статус сети и придать ей юридическую значимость. Коробочный продукт предполагает наличие технической поддержки и конкретного оператора, который её осуществляет. Эта схема также идет вразрез с принципом децентрализации блокчейна.

По факту мы получаем «централизованный блокчейн». Решением проблемы может стать создание совместного предприятия (joint venture), участники которого управляют приватной сетью и реализуют так называемый off-chain governance: компании заключают договор и не нанимают компанию — оператора блокчейна, а делят обязанности по управлению сетью между собой. Внутри предприятия действует система голосования, и в зависимости от результатов голосования принимается решение, вносить в систему изменения или нет.

Возможен и технологический вариант: on-chain governance, когда решение всех вопросов голосования, включения и исключения участников, обновления смарт-контрактов можно сделать частью блокчейна — ответственные ноды смогут производить эти операции онлайн.

Реализовать техническую часть — on-chain governance — проще, чем юридически-операционную. Многие крупные компании работают внутри четкого операционного контура, где действуют уже устоявшиеся законы и правила и с трудом принимают нововведения, которые полностью перестраивают формат их работы.

Однако бизнес пытается найти решение проблемы. Мировой лидер в сфере контейнерных перевозок Maersk и корпорация IBM запустили первую глобальную торговую платформу на блокчейне TradeLens, которая объединяет более 100 организаций со всего мира. В числе участников — порты, операторы терминалов, морские судоходные линии, таможенные органы, экспедиторы и логистические компании. Решение предназначено для всех участников глобальной логистической экосистемы. Главная цель платформы — развитие глобальной торговли, а также упрощение процессов документооборота и мониторинга. TradeLens — нейтральная платформа, совместное предприятие, управлением которым занимаются компании торгово-логистической индустрии. Этот подход используется, чтобы уйти от централизации и обеспечить равенство всех участников.

Несмотря на сложные юридические и управленческие аспекты внедрения технологии в целом прослеживается положительная динамика. Тренд 2019 года — масштабирование блокчейн-решений от крупных компаний, включение в сеть широкого круга пользователей.

В обзоре Центра практического применения блокчейн-технологий «Орбита», подготовленном для онлайн-издания ForkLog, приведен список последних инициатив по внедрению блокчейна.

В числе ярких примеров, рассмотренных в обзоре, кейс одной из ключевых блокчейн-платформ для торгового финансирования — we.trade. В начале мая к ней присоединился финский банк Nordea. К платформе уже подключены ведущие европейские банки: Société Générale, Deutsche Bank, Santander, CaixaBank, UniCredit и многие другие. We.trade работает на базе блокчейн-платформы Hyperledger Fabric и предоставляет своим пользователям доступ к сервису по поиску торгового партнера. Функционал платформы позволяет проводить торговые сделки онлайн и использовать международное платежное решение. Сервис ориентирован на малые и средние компании, которые участвуют в трансграничных поставках. Ключевая задача платформы we.trade — формирование экосистемы торговых операций.

В России к июлю 2019 года планируется ввести в промышленную эксплуатацию блокчейн-решение для учета электронных закладных на базе платформы «Мастерчейн». Пилотные сделки с электронными ипотечными закладными прошли в конце 2018 года. Первыми систему протестировали российские банки: Сбербанк, Газпромбанк, Райффайзенбанк, Абсолют Банк, Ак Барс и ГК «Регион».

С каждым днем количество практических примеров внедрения технологии блокчейн растет. Использование приватных сетей связано с некоторыми ограничениями, однако компании стремятся находить консенсус на пути к децентрализации и обеспечению прозрачности бизнес-процессов. Мы верим, что решения на основе блокчейна находятся в авангарде цифровой трансформации и способны изменить привычную бизнес-среду.

--

--