Эра Юлиана Нагельсманна в «Лейпциге» закончилась. Чем хорошим она запомнилась?

Вспоминаем лучшие моменты и закрываем главу.

Elina Sumi
Rasen und Ball
7 min readJul 1, 2021

--

© dpa

Если бы мне захотелось подвести полные итоги времени Юлиана Нагельсманна в «Лейпциге», скатиться в абсолютный негатив было бы легче, чем может казаться на первый взгляд нейтральному или менее заинтересованному зрителю. Проигрыш всего, почти полное отсутствие побед в серьёзных матчах, незавершённость игровых и внутренних процессов, сомнительный уровень коммуникации, итоговый регресс игры. И это далеко не полный список проблем, которые всегда будут связаны с этими двумя годами, которые будут так или иначе затмевать положительные моменты и которые оставляют вопрос «а зачем это всё было».

Возможно, пройди последние два месяца иначе, в итоговой картине акценты были бы расставлены тоже по-другому. Но увы, проигрыш в последнем матче «Униону» закрыл эту историю фактически там же, где она и начиналась, но совсем не так, как хотелось бы.

Однако, мне совершенно справедливо можно возразить, что хорошего было много. И лично мне очень хочется, чтобы можно было стереть всё плохое. Потому что положительные моменты этих двух лет заслуживают того, чтобы мы говорили о них, а не об условных 1:4.

Так давайте попробуем сделать именно это. На пару минут закроем глаза на всё отрицательное, чтобы окончательно перевернуть последнюю страницу этой части истории клуба на положительной ноте и двигаться дальше. Сегодня я сделаю то, чего мне никогда не хотелось делать — полностью откажусь от критики и просто окунусь в приятные воспоминания прошедших двух лет.

Два года мини-эры Нагельсманна резко выделяются на фоне всего, что было до этого. Я до сих пор не знаю, как именно классифицировать этот период. Мостик от эры Рангника к чему-то новому? Вспышка между эрой Рангника и эрой «пытаемся продолжать дело Рангника»? Или это было всё-таки полноценное начало чего-то нового после эры Рангника? Это покажет только время.

Но как можно заметить, в каждом из этих вариантов звучит ключевое — мини-эра Нагельсманна точно не включается в большую эру Ральфа Рангника.

© imago / Jan Huebner

Давайте честно, для многих «Лейпциг» начался в тот или иной момент именно периода «большой» стройки Рангника. Я слежу за этим клубом явно дольше большинства в русскоязычном пространстве, но и у меня отсчёт времени начался в 2014 году, когда Рангник уже два года управлял клубом.

Приход Юлиана Нагельсманна был глотком свежего воздуха и чем-то новым в сравнении с тем, каким мы знали «Лейпциг». В любом другом тексте здесь было бы «но», однако, напоминаю, я тут полностью избегаю критику.

Нагельсманн начал изменять клуб под себя. Нагельсманн начал изменять команду под себя. И естественно, Нагельсманн начал изменять игру под себя. Это не был процесс одного дня, пары месяцев и даже года. Но в какой-то момент мы увидели то, что было приближенно к идеальной версии футбола Юлиана Нагельсманна — и это было уже совсем не про эру Рангника.

Конечно, это всё ещё был футбол с налётом РБ-ДНК. Но акценты были расставлены иначе, ключевыми персонажами становились другие люди, да даже банально структуры были другими. Всё это можно проследить хотя бы в сравнении стиля команды в сезонах 2019/20 и 2020/21. А если же поставить рядом цифры сезона 2018/19, то разница станет ещё более очевидна.

© ‘Футбол в цифрах’ (Telegram @ markstats / Patreon patreon.com/markstats)

Приближение к той самой идеальной версии футбола Нагельсманна можно было почувствовать ещё и в том, насколько гибкой стала команда. Гибкость — это вообще одно из главных определений этих двух лет. Можно было заметить, что мне в какой-то момент даже надоело пытаться вписывать игру команды в строгие схемы. Это фактически было невозможно. Внутри каждой игры было по несколько формаций, а половина футболистов исполняла максимально «плавающие» роли. И наблюдать за этим было чертовски увлекательно.

Что уж говорить о гибкости в сравнении разных матчей. Тут сразу вспоминается прекрасная графика от The Athletic к матчам против «Ливерпуля», где они собрали с помощью FBref схемы, которые на тот момент сезона были использованы Нагельсманном в Бундеслиге. Но опять же, полностью корректной эту картину нельзя назвать из-за той самой гибкости и внутри матчей.

© Tom Worville (Twitter @ Worville) / The Athletic

Забавно, как два сезона отличались в том, с чем в первую очередь ассоциировался «РБ» в глазах уж совсем массового зрителя. В сезоне 2019/20 это была скорее атака и голы (мы понимаем, преимущественно чьи). В сезоне 2020/21 это была скорее супер-оборона и минимальное количество пропущенных мячей. И то, и то вполне относится к тому, что мы запомним об этих двух годах, пусть даже здесь мне вновь приходится сдерживать свои «но».

Вернёмся к фразе «Нагельсманн начал изменять клуб под себя». Оставим в стороне более внутренние вещи, потому что в контексте хорошего тут стоит говорить о трансферах. Категоричность Рангника в этом вопросе была лично для меня не всегда понятной, и это тот момент из его эры, по которому я точно не скучаю. Нагельсманн же расширил рамки трансферной политики и привёл в клуб футболистов новых типажей.

Так мы открыли для себя именно в «Лейпциге» в первую очередь Дани Ольмо и Анхелиньо. Сложно найти более «нагельсманновских» футболистов, логично, что они были одними из наиболее ярких игроков. В особенности во втором сезоне, когда уже, как было сказано несколько раз, футбол Нагельсманна приближался к идеальной его форме.

В этот ряд, пожалуй, можно было бы поставить и Кристо Нкунку, но тут ситуация не настолько однозначная. Потому что мы не можем назвать его чисто «нагельсманновским» футболистом, он имел бы все шансы вписаться и в эре Рангника. Тем интереснее, что во втором сезоне именно он был лучшим игроком атаки «Лейпцига», именно он в первую очередь ассоциируется с самым ярким периодом этих двух лет — февралём-мартом 2021 года.

© Polar Bear (created by @ Ivan_xG & @ markstats).

Но самый крутой результат вышел у Нагельсманна с игроком, который не казался изначально «его», которого мы отлично знали по футболу с РБ-ДНК в абсолюте. Да, это то упоминание, которое невозможно избежать в данном тексте. Я искренне считаю, что самый крутой и удавшийся «проект» Юлиана Нагельсманна в «Лейпциге» — это Тимо Вернер. И я очень сомневаюсь, что с любым другим тренером Вернер ещё покажет то, что он демонстрировал в сезоне 2019/20.

Опять же, тут очень много «но», я очень критично отношусь ко всей этой истории. Однако, лучший Вернер за всю его карьеру и его финиш времени в клубе рекордом по количеству голов — это круто, и это то, чем мы обязаны именно Нагельсманну.

Второй лучший «проект» Нагельсманна — это Марсель Забитцер. Он фактически переоткрыл его. Совершенно новые роли, совершенно новое значение, капитанская повязка как закономерный итог. В меньшей степени во втором сезоне и в большем в первом Забитцер был одним из самых важных игроков всей сути футбола Нагельсманна.

© Polar Bear (created by @ Ivan_xG & @ markstats).

И всё-таки куда интереснее было наблюдать за прогрессом Тайлера Адамса и Амаду Айдары как раз во втором сезоне. Потому что это вновь не так уж очевидно, это игроки, которые воплощают собой РБ-ДНК. И это игроки, которые очень долго ждали своего момента. Даже слишком долго. От того только радостнее было видеть их значительный рост в сезоне 2020/21.

Ещё приятнее было видеть, как своё место в этой мини-эре находили игроки, которые в клубе уже целую вечность. Тут можно вспомнить Диего Демме, который поработал с Нагельсманном всего полгода и держал на себе весь центр. Но в первую очередь это всё же Кевин Кампль, Эмиль Форсберг и Вилли Орбан. И да, это всё истории именно сезона 2020/21, в первом сезоне у каждого из них дело не шло. У кого-то из-за травм, а у кого-то из-за сложности коммуникации, но мы всё ещё не говорим о плохом. Главное тут то, насколько важными игроками они были в этом чудесном втором сезоне.

Чудесный — это громкое слово, конечно. Но это всё равно был сезон с вторым финалом кубка Германии и вторым вице-чемпионством. А если посмотреть на первый сезон, то это и осеннее чемпионство, и первый плей-офф Лиги чемпионов, и полуфинал главного европейского турнира. Как ни крути, а эти два года всё равно останутся в истории уже одними этими достижениями. Как останется и очень много ярких матчей, одна только игра против «Гладбаха» в феврале этого года чего стоит.

У меня было совсем другое настроение, когда этот текст только начинался. Я на самом деле очень злюсь на многие моменты. Но отключить весь негатив и пробежаться по хорошему было всё-таки важно.

Потому что теперь я могу сказать то, что мне в определённый момент ужасного конца весны казалось даже невозможным. Спасибо, Юлиан Нагельсманн. За все положительные эмоции, которые мне искренне хочется не забыть.

Эта история уже никогда не получит нормального конца в реальности. Но мне очень хотелось попробовать подвести хорошую черту в блоге.

Чтобы можно было со спокойной душой начинать эру Джесси Марша.

Больше про «РБ Лейпциг» читайте в Telegram-канале Rasen und Ball (@ roterbulle).

Также слушайте подкаст Hexenkessel о Бундеслиге с участием автора блога на YouTube, Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, Яндекс Музыке и Подкастах ВКонтакте.

--

--

Elina Sumi
Rasen und Ball

Football blogger & podcaster | Student at Uni Leipzig | Twitter: @elina_sumi