«Это будет захватывающий сезон». Интервью нового главного тренера «РБ Лейпциг»

Перевод интервью Джесси Марша для Sport Bild перед первым тестовым матчем «Лейпцига».

Elina Sumi
Rasen und Ball
6 min readJul 17, 2021

--

© Christian Modla

Мистер Марш, вы родились в американском штате Висконсин. Но Ваша фамилия звучит и пишется очень по-немецки. Откуда родом ваши предки?

Мои бабушка и дедушка родом из Польши и Германии. Дедушка родился в Зауэрланде. Когда три года назад я учил немецкий язык, я узнал, что означает моя фамилия. Это не самое прекрасное слово, но я могу с этим жить.

Три года назад Вы были в «Лейпциге» один сезон в качестве ассистента главного тренера Ральфа Рангника. Уже тогда Вы неплохо говорили по-немецки. Теперь Ваш немецкий сенсационно хорош. Как Вы это делаете?

Нет, я знаю, что у меня ещё не самый хороший немецкий. Но для меня важно, чтобы он становился всё лучше и лучше. Потому что общение со всеми очень важно. У меня были уроки два или три раза в неделю. И все мои учителя немецкого языка были очень строгие. (смеётся) Грамматические падежи — это мой страшный сон. Но с первого дня в Зальцбурге я всё делал на немецком, потому что это лучший способ обучения. Так будет и в Лейпциге. А иностранным игрокам будет даже легче со мной.

Почему?

Я часто слышал речь Юлиана Нагельсманна. Он говорит быстро и очень умными фразами. Я говорю по-немецки, естественно, медленнее и проще.

Помогает ли просмотр немецкого телевидения?

Однозначно. Я ещё читал немецкие газеты. А по телевизору мы с семьей часто смотрели Deutschland sucht den Superstar и Tatort. В семье у нас есть небольшое соревнование. У моей жены в школе был немецкий, но наши дети (два сына, одна дочь — прим. ред.) нас обогнали. Сейчас они говорят по-немецки лучше, чем мы.

В прошлом сезоне «РБ» стал вице-чемпионом и дошел до финала кубка Германии. Что должно произойти, чтобы «Бавария» снова не стала чемпионом?

Все должны атаковать «Баварию»! «Дортмунд», «Вольфсбург», «Леверкузен», «Гладбах» и мы… Но у всех этих клубов новые тренеры. Наше преимущество в том, что я знаю клуб и многих игроков ещё со времен моей работы в качестве ассистента. Это будет захватывающий сезон.

Вы предпочитаете выигрывать со счётом 4:3 или 1:0?

Определённо 4:3. Но игра на ноль всегда является важной темой в наших командах. Когда мы выиграли 5:1, гол в наши ворота всё равно обсуждался в раздевалке. Для меня же всегда самое главное — забивать голы. Я люблю агрессивный футбол.

У вас пять новых игроков, но есть и ушедшие, как Упамекано или Конате. Состав команды сейчас лучше или хуже, чем в прошлом сезоне?

У нас очень сильный состав по всем параметрам. Есть те, то ушёл, но, например, пришёл Андре Силва, который уже доказал свои качества в Бундеслиге. Кроме того, есть четыре выдающихся таланта в лице Мо Симакана, Йошко Гвардиола, Брайана Бробби и как бы новичка Доми Собослаи. Наш состав точно не слабее, чем в прошлом сезоне. Это действительно хорошая команда.

Почему Силва так важен?

Я встречался с ним дважды. Я в восторге от него. Он зрелый, разумный, хороший парень. Это самое главное. Мы можем помочь ему стать еще лучше. Ему придётся привыкнуть к нашей интенсивности. Конечно, попробовать ещё раз забить 28 голов за сезон — это большой вызов. Но он знает, что в команде много качественных игроков, и он будет продолжать получать много голевых моментов.

Многие до сих пор не оценили Вас в полной мере. Вас вообще любят недооценивать?

Очевидно, болельщики в Зальцбурге знали меня достаточно хорошо, чтобы приветствовать меня баннером с надписью «Нет Маршу». (смеётся) В Нью-Йорке тоже в начале не думали, что я подходящий тренер. Сейчас я чувствую уже с самого начала больше уважения. Это хорошо, но на самом деле мне больше нравится позиция «андердога».

© Christoph Nister

Насколько сильно вас раздражал плакат в Зальцбурге?

Не очень. Через несколько недель люди увидели, кто я и как я отдаю всё для «Зальцбурга». Остальное было работой с командой, чтобы доказать, что мы успешны. Это всегда будет ключевым моментом.

Каким клубам Вы отказали, чтобы стать тренером «Лейпцига»?

У меня было несколько предложений из клубов Европы. Однако, для меня всегда было целью стать тренером в «Лейпциге». Но это не значит, что я ждал этого всё это время. Юлиан мог бы доработать свой контракт в Лейпциге или даже продлить его.

У Вас в контракте прописаны отступные?

Нет. Я не хотел этого. Что-то подобное всегда всплывает, а потом вызывает беспокойство. Тогда это был бы знак для всех: он хочет уйти. У меня двухлетний контракт. Это хороший период для меня. Если дела будут идти позитивно, мы сможем пойти дальше вместе. Моя цель — остаться в «РБ» надолго.

Как вы развивались в течение двух лет на посту главного тренера в «Зальцбурге»?

Это было похоже на экзамен, чтобы проверить, работает ли мой американский взгляд на футбольную жизнь и в Европе. Сработает ли эта концепция команды? Хорошо ли это, когда игроки многое решают сами? В Нью-Йорке я создал прекрасную атмосферу. Когда я уезжал, я думал, что у меня такое больше не получится. А в Зальцбурге получилось даже лучше! У ребят было ощущение, что вместе они смогут добиться всего. Наличие чёткого плана, как мы играем в футбол, очень важно. Но решающим фактором являются люди. Все должны жить страстью.

Клопп, Гвардиола, Нагельсманн, Моуриньо: на кого Вы больше всего похожи?

Я уже говорил: на Юрген Клоппа. Мы играли против него с «Зальцбургом», и я почувствовал, что это подтвердилось. Он открытый человек, я тоже. Что касается тактических вещей, я не подсматриваю постоянно что-то новое у своих коллег. У нас очень чёткая философия. И мне кажется влияние других видов спорта и в совершенно других рабочих миров более интересным.

© TF-Images/Getty Images

Что конкретно Вы имеете в виду?

У меня много друзей, которые являются тренерами по гребле, баскетболу или хоккею. Я был у знакомого в кампусе Google, другой мой друг — менеджер в Apple. Они объясняют мне, как они создают условия для того, чтобы их сотрудники работали с максимальной отдачей. В жизни всё зависит от опыта. Я путешествовал по миру, был тренером в Канаде, США, Германии и Австрии. Культура везде разная.

Какой опыт был особенно ценным?

В кругосветном путешествии футбол не играл никакой роли. Никто не спрашивал меня, сколько я играл в MLS или сколько я был в роли тренера. В Индии никто не знает, существует ли вообще футбол в США. Чему это меня научило? Прочь стресс! Прочь давление! Вы должны наслаждаться жизнью и работой и вкладывать в это всю свою энергию. Если вы сосредоточены только на результатах, вы будете сильно беспокоиться и потеряете свой путь.

В вашей родной стране США в спорте существует лимит заработной платы. Не было бы это хорошо для Бундеслиги?

Я видел статистику. В НФЛ команда, выплачивавшая самые высокие зарплаты, потратила лишь на 20 процентов больше, чем команда, инвестировавшая в зарплату меньше всех. Бундеслига в этой статистике была лигой с самым большим разрывом. Согласно тем цифрам, «Бавария» платит в тридцать раз больше, чем «Билефельд». В США почти каждая команда имеет шансы на титул. Стать чемпионом в США девять раз подряд почти невозможно. Но трудно возразить против спортивных традиций Германии. Во многих отношениях это хорошо. Большие клубы и культура боления — то, что мне симпатизирует.

Но?

Я думаю, что «РБ Лейпциг» заслуживает большего уважения за то, что было создано за последние десять лет. Это невероятная история, которая даже при наличии крупного спонсора в такой форме почти невозможна.

Вы часто рассказываете игрокам о легенде НБА Коби Брайанте. Чему футболисты могут у него научиться?

Когда ему было 17 лет, его ненавидели. Когда он завершал свою карьеру, он был самым любимым игроком. Он изменился: из высокомерного таланта он превратился в трудоголика. Как гласит легенда, Коби взял ключ у охранников и тренировался один в зале в три часа ночи. Подобные истории можно рассказать и о Майкле Джордане.

Когда Вы были в Лейпциге в первый раз, Вы привезли «колесо наказаний». Игроки, которые провинились, должны были его покрутить, а затем выполнить выпавшее им задание. Вы его сейчас восстанавливаете?

Впервые мы ввели его в Нью-Йорке, но это было чистое веселье: пиво для грузчиков, забавная акция с массажистом. Я представил это колесо в Лейпциге, но тут к нему был уже серьёзный подход. На нём были только жёсткие штрафы. В этом уже не было ничего смешного. Тогда я отрицал, что идея была моей. (смеётся) Сейчас у нас все ещё есть «штрафной ящик» Юлиана Нагельсманна, из которого в случае провинностей достаются желания сотрудников и исполняются. Я также унаследовал от него то, что после трех побед я должен сам тянуть бумажку. Большое спасибо, Юлиан! (смеётся)

Оригинал интервью: Sport Bild.
Авторы интервью: Robert Schreier, Stefan Krause.

Больше про «РБ Лейпциг» читайте в Telegram-канале Rasen und Ball (@ roterbulle).

Также слушайте подкаст Hexenkessel о Бундеслиге с участием автора блога на YouTube, Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, Яндекс Музыке и Подкастах ВКонтакте.

--

--

Elina Sumi
Rasen und Ball

Football blogger & podcaster | Student at Uni Leipzig | Twitter: @elina_sumi