Не обижайте веганов! Или почему стоит прислушиваться к радикалам

Ref Comp Author
Reflexing Complexity
4 min readJul 18, 2018

Благодаря интернету мы можем не только активно общаться и смотреть котиков, но и наблюдать в реальном времени процессы самоорганизации групп людей. Сегодня довольно трудно не заметить огромное количество самых разных активистов, а также приверженцев порой чрезвычайно странных точек зрения. Всевозможные вегетарианцы, веганы, сыроеды, феминистки разных мастей, их противники, патриоты, либералы, либертарианцы, либерасты, ВИЧ-диссиденты, общества плоской Земли… Как-будто бы все только и делают, что мешают жить и работать нормальным людям!

На таких людей чаще всего реагируют тремя способами. Во-первых, их унижают, и делают это с помощью откровенно обесценивающих фраз вида “да они все больные люди” или “работали бы нормально, и не было бы проблем”. Во-вторых, к таким людям относятся как-бы принимающе, и выражается это в якобы мудрых фразах “у каждого свои тараканы” и “рациональные люди всегда могут договориться”. И в-третьих, про них говорят, что они “слишком серьезно к этому относятся” и им “надо бы расслабиться”. Однако я подозреваю, что в действительности это всего лишь отговорки для отсеивания неудобных людей из своего коммуникационного пространства, вешая на них соответствующие ярлыки — “больной”, “свой уникальный и непонятный мир”, “слишком серьезный”. Почему так?

Философ психоаналитического толка Славой Жижек описывает идеологию западного мира как всепроникающий цинизм, работающий на поддержание капитализма. Когда феминисткам говорят “да расслабься, в мире не все так плохо с женщинами”, когда борцам за права мужчин говорят “да успокойся, у мужчин все всегда было окей ибо патриархат, и вообще заткнись“, когда на вашу глубоко эмоциональную речь про важную для вас тему (например, необходимость психоаналитического взгляда на процессы) говорят “да нормально все, не надо настолько серьезно относиться к миру, хватит переусложнять, и вообще у каждого своя позиция” — высока вероятность, что это проявление вездесущего цинизма. Это состояние опущенных рук, которое у чуть более просвещенных людей выражается во фразах “ну да, нам грозит экологическая катастрофа, но что мы можем поделать?”. Это идеология пассивности и беспомощности, настолько въевшаяся в нас, что мы совершенно не замечаем ее. На постсоветском пространстве это проявляется еще сильнее — у нас, как известно, властью недовольны все, кроме самой власти, однако показывать мы этого не можем из-за опасности насилия со стороны власти. Цинизм въелся в нас очень давно. Он передается с помощью бессознательных сигналов и действий от родителей к детям, и через наблюдение за окружающим обществом. Отсюда и появляются анекдоты про мужика на Красной Площади с пустым листком бумаги, ведь действительно “все всем понятно”. “Да расслабься и просто получай удовольствие” ничем не отличается от “заткнись и иди работай”, а также от “ну, у каждого своя правда” — везде есть этот цинизм и наплевательское отношение к личности другого и здоровью общей системы. Ничто так не убивает диалог и желание что-либо делать, как слова “ну, у каждого своя правда”.

Издеваться или “принимать” людей со строгими взглядами вроде радикальных феминисток и веганов очень легко и приятно. Но в текущих условиях мы должны рефлексировать, как и почему мы относимся к такой-то группе людей. Что, если обидчики не могут выбрать какую-либо сторону и твердо занять определенную позицию, и именно поэтому пытаются уйти от серьезного обсуждения проблем? Всевозможные “разные точки зрения одинаково важны”, “каждый человек талантлив по-своему” и “Бог один, просто религии идут к нему разными путями”, весь этот псевдопринимающий и поп-психологический позитивный релятивизм — возможно ли, что это не мудрый взгляд человека XXI века на невероятно сложный мир? Что, на самом деле, это бегство от принятия важного решения в условиях безграничного цинизма, которое выражается в бездумном повторении заученных фраз? Сегодня искусственные нейросети генерируют более интересные комментарии к постам, чем большинство людей. Релятивизм чрезвычайно удобен, ведь он позволяет ни с кем не конфликтовать. Какие могут быть конфликты, если у каждого своя правда? Веганам веганово, Крым патриотам, Европа либералам.

И здесь нужно осознать, что выражение свой позиции и уверенность в себе — это всегда агрессия, даже если она выражена в предельно дипломатичной форме. Это агрессия, которая направлена в мир с целью изменить его, а также необходима для защиты своей позиции, своей “территории”. Искренняя уверенность — это состояние, когда мощный поток агрессии направляется в свободное творчество, а не на разрушение. Релятивизм позволяет аккуратно уйти от потенциального столкновения, что очень хорошо вписывается в массовую культуру расслабленного удовлетворения своих потребностей без проблем и напряжений. Обесценивание это прямая агрессия, однако оскорбление оппонента является симптомом беспомощности и слабости, нежели выражением контакта со своей творческой и самоуверенной частью. Пассивность — это вообще аутоагрессия. Радикалы волнуют нас, но не столько своими ценностями, сколько своей агрессией. Их взгляды — это возможность другим проецировать на них свои бессознательные конфликты. И это можно использовать или как материал для рефлексии, или включать одну из трех описанных выше психических защит. Радикалы позволяют нам понять наши собственные слабые точки, соединиться со своей собственной агрессией, а еще напомнить о настоящем мире, в котором мы живем. Хотя бы ради этого стоит к ним прислушиваться и уважительно относиться. Они могут быть фанатичны и неправы, но это менее важно, чем ваш осознанный и уверенный взгляд.

--

--