Национальные криптовалюты

Alexander Kitchenko
RLN TV
Published in
7 min readApr 6, 2018

Эта статья — перевод текста «Why Central Banks Could Mint Their Own Digital Currency» с сайта Stratfor. Stratfor — серьезный аналитический портал, основанный в середине 90х годов прошлого века на базе Центра Геополитических Исследований государственного университета Луизианы, регулярно выпускающий доклады на актуальные политические и экономические темы.

Похоже, что все от Маршалловых островов до России погрузились с головой в самый горячий тренд года — цифровые валюты. Вслед за бумом и частичным спадом частных криптовалют в течение последних 6 месяцев, некоторые центральные банки всерьез начали рассматривать идею создания своей национальной цифровой валюты в ближайшем будущем. Они не будут мелкими игроками на поле, где доминирует биткоин и его аналоги. Вход центробанков в криптомир будет оказывать серьезное влияние на индивидуальных потребителей, кредиторов и на всю международную монетарную систему в целом.

От физического мира к цифровому

Деньги возникали независимо друг от друга в разных уголках мира, но Британская Империя была особенно влиятельна в деле становления современной финансовой системы во многих странах. В ответ на обременительную задачу по транспортировке золота для того, чтобы провести платежи, торговцы золотом в Британии начали выпуск обменных записок, по сути, бумажных денег — как доказательства обладания определенным количеством средств. Система разрослась до целого созвездия частных банков, каждый из которых выпускал собственную валюту, что привело к разгону инфляции с ростом числа напечатанных валют для увеличения собственной прибыли. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, британское правительство выбрало один крупнейший банк для того, чтобы он стал единственным выпускающим национальную валюту. Так появилось такое явление, как центральный банк.

Как принудительная государственная монополия, Центральный Банк со временем стал одним из инструментов управления. Он стал безопасным местом хранения средств других банков, так как его судьба была связана и гарантирована государственным балансом, и источником экстренных мер поддержки в случае неприятностей. В то же время, так как депозиты от частных граждан такой банк принимать перестал, он перестал быть и кредитором для собственных нужд, и сфокусировался на собственных обязательствах в большой системе.

Сегодня монетарная система состоит из двух главных частей: физических денег и цифровых денег. Физические деньги — кэш, наличные — это последнее связующее звено, которое многие граждане сохраняют с центральным банком, существующее в виде банкнот и монет, которые по сути являются долговыми расписками, привязанными к государственному бюджету. Цифровые деньги, напротив, являются связующим звеном между гражданами и коммерческими институтами, и предполагают передачу средств между банками (если получатель и отправитель платежа не клиенты одного и того же банка). За этим процессом следит с возможностью вмешательства Центральный Банк. Наличные, физические деньги в настоящий момент участвуют примерно в 8% глобальных транзакций, и использование такой формы средств может даже уменьшиться с глобальными переменами в экономике.

Меняя правила игры

Технологический прогресс, усилия по борьбе с преступностью и желание ввести отрицательные процентные ставки стали причиной сокращения использования наличных в мире. Некоторые государства активно пытались ускорить этот тренд, например, известная реформа по демонетизации в Индии в 2016 году. В более развитых странах переход к безналичным расчетам менее очевиден — в то время как США, Германия и Япония все еще не расстаются с наличными, более одной трети шведов говорят, что вообще не используют кэш.

Появление частных криптовалют скорее всего окажет еще более серьезный эффект на текущую монетарную систему мира. Биткоин, о котором впервые мы услышали в 2008 году, заставил государства поволноваться, так как национальные финансовые власти практически не контролируют эту валюту, которая вполне может стать средством для расчетов в их экономиках. В то время как число пользователей наличных платежей снижается, чиновники переживают, что криптовалюты могут заполнить собой образовавшуюся пустоту. Опасаясь за платежеспособность банков, особенно после кризиса 2008 года, и без возможности безопасно сохранять богатство в физических деньгах, все больше людей видят причину в том, чтобы обратиться к биткоину или его разнообразным производным. Государства в результате могут потерять влияние на денежную массу, впервые со времен учреждения монополии в виде центрального банка для выпуска банкнот и монет.

Не можешь победить — возглавь

В надежде на сдерживание угроз от частных криптовалют некоторые страны стали применять жесткие меры регулирования. А некоторые станы задумались, не настало ли время самим войти в драку. Фактически некоторые центральные банки, включая Банк Англии и американский Федеральный Резерв, начали изучать возможность создания своих цифровых валют. Центральный банк Швеции, Риксбанк, изучает возможность запуска электронной кроны.

Венесуэла пошла дальше, правда, без особого результата, выпустив национальную криптовалюту петро. В то время как национальная валюта страдает от эффектов гиперинфляции и американских санкций, Каракас представил общественности петро 20 февраля 2018 года. Новая валюта, привязанная к нефтяным резервам, предоставляет собой заманчивый вариант для тех, кто хочет влиться в биткоин-волну и потенциально избежать санкций. Правда, вряд ли конкретно эта валюта найдет широкий круг заинтересованных инвесторов. Правительство Венесуэлы, которое напрямую контролирует петро, уже показало себя сомнительным распорядителем. Более того, такие крупные покупатели как США, Китай и Россия участвуют в сделках, которые позволят им получить большую часть нефтяных запасов Венесуэлы, а американский президент Дональд Трамп объявил о санкциях против петро 19 марта.

К слову, о криптовалюте петро и ее перспективах мы совместно с телеканалом 360 и другими экспертами рассуждали здесь: https://360tv.ru/news/tekst/petro-faq/

Помимо петро крайне реалистично выглядит и сценарий появления крипторубля, как валюты центрального банка. В России давно существует хождение капиталов, отмытых и добытых преступным путем, туда-обратно, а цифровые валюты предоставили новый маршрут для подобных транзакций. Власти России, как и их коллеги из-за рубежа, тоже собираются применить суровые меры против частных криптовалют, чтобы освободить место для создания собственной цифровой валюты. Правда, Кремль пока хочет включить 13% налог, который можно отдать государству за каждую сделку по покупке крипторубля без объяснения происхождения изначальных средств. Предлагаемый вариант политики позволяет предположить, что Москва признает тщетность попыток остановить потоки черного нала и хочет вместо этого зарабатывать на них. В дополнение ко всему, крипторубль может быть подан как мера обхода санкций, хотя детали и эффективность подобной стратегии остаются под вопросом.

В то же время Эстония думает о запуске эсткоина. Валюта позволит крохотному балтийскому государству найти средства и поддержать новаторский образ своей программы виртуального резидентства. Так как страна является членом более крупной валютной зоны — зоны Евро — они могут столкнуться с проблемами на этом пути, но Таллинн явно настроен на осуществление своих планов.

Но самыми важными для мира будут попытки Китая создать свою цифровую валюту. Максимальная управляемость была давно важна лидерам страны, и Пекин показал серьезную решимость в деле вытаптывания частных криптовалют. В то же время Народный Банк Китая подчеркивал свои намерения по созданию цифровой валюты, которая позволит централизованному правительству тщательнее следить за денежными перемещениями.

На сцену выходит Центральный Банк

Цифровые валюты под эгидой Центрального Банка могут оказать серьезное влияние на нескольких уровнях. Для начала, они сильно увеличат эффективность цифровых транзакций. В рамках существующей системы цифровой платеж должен сначала пройти через частный банк, и затем через центральный до перехода в другой частный банк. Цифровые платежи на уровне центрального банка устранят необходимость в существовании третьей стороны в лице коммерческих банков, что снизит стоимость платежей и ускорит их.

Соответственно, криптовалюты, созданные центральными банками, могут угрожать бизнес-модели коммерческих кредиторов. Баланс ЦБ будет представлять самый безопасный и ликвидный актив, доступный потенциальным инвесторам, так как национальное правительство напрямую гарантирует ему стоимость, в то время как частный банк рискует обанкротиться. Выход цифровой валюты ЦБ будет представлять большую конкуренцию для обычных банков, что заставит последние активнее соревноваться в выдаче кредитов. Если это совпадет с кризисом, когда люди массово начнут забирать средства со счетов, они с большей вероятностью выберут безопасную гавань, предлагаемую центральными банками. Нужны будут меры контроля для предотвращения такого бегства капитала. Еще одним последствием введения цифровой криптовалюты станет появление так называемого «узкого банкинга», в котором центральные банки гарантируют резервы коммерческих банков, но в то же время аннулируют им возможность автономно «создавать» деньги через выдачу кредитов, за которыми не стоят реальные депозиты.

Монетарная система, которая складывалась веками, проходит этап серьезных перемен. Центральные банки будут осторожны и будут избегать резких шагов, связанных с денежной массой, но продвижение криптовалют и неминуемость эпохи безналичных денег заставит их адаптироваться под новые условия. Структура новой эры проявит себя чуть позже, но какую бы форму она не приняла, цифровые валюты в ней будут присутствовать в любом случае.

Оригинал статьи: https://worldview.stratfor.com/article/central-banks-cryptocurrency-blockchain

Перевод на русский: Александр Китченко
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/cryptonomics123

Теперь, после того как вы ознакомились с докладом Stratfor по перспективам национальных криптовалют от 28 марта 2018 года, позволю себе дать ряд комментариев по теме.

  1. «Национальные криптовалюты», точно так же как и обычные, не обеспечены ничем, кроме «государственных гарантий». Государственные гарантии эти обеспечиваются сугубо монополией государства на производство валюты. У государства есть цель — контролировать вас и ваши средства. Фиатные деньги в сегодняшнем мире — это в первую очередь средства контроля.
  2. В честной конкуренции частных криптовалют и государственных победу одержит частная криптовалюта, такая как биткоин. Потому что она по определению более ценная, и ее ценность обеспечивается редкостью (ограниченная эмиссия), защищенностью от создания копий монет, и конечно же невозможностью блокировать ваш счет и движения по нему третьими лицами. Разрешение принимать криптовалюту в качестве платежного средства последней не требуется — люди в той же Венесуэле используют криптовалюту как платежное средство даже несмотря на существовавшие препятствия. Однако государства будут стараться заместить криптовалюту своими новыми фантиками, но уже в электронном виде. И этого перехода надо избегать всеми доступными средствами по причине, озвученной в тезисе номер три; я его упростил и опустил некоторые детали, но из них будет понятнее, к чему все идет:
  3. Государство, если оно полностью перейдет на цифровую валюту, получит возможность без использования частных банков стимулировать вас и ваше экономическое поведение через разные инструменты, одним из которых будет введение отрицательных процентных ставок. Деньги, которые вы не потратите и захотите отложить на будущее, в новой системе откладывать на депозит будет невыгодно, они будут “сгорать” в прямом смысле этого слова, и вы либо вынуждены будете их потратить раньше, либо попрощаться с их покупательской способностью. Затем вас вынудят обращаться с протянутой рукой за “государственной помощью” и кредитами; госпомощь до этого вы сами же оплатите вместе с остальными гражданами в виде налогов. По сути это будет новая форма рабства, где вы и ваш заработок будет как на ладони, вас легко будет “опрокинуть” финансово, просто списав с вашего кошелька всю “национальную криптовалюту”, и т. п. Поэтому все «национальные криптовалюты» лучше всего изначально рассматривать, как ICO-скам, который хочет получить ваше время и реально генерируемое вами богатство в обмен на пустые долговые обещания, которые в любой момент могут быть обнулены или изъяты у вас в виде штрафов, налогов, поборов и т. д.

--

--