Российское лобби в США могло бы изменить ход истории

Если Москва желает изменить внешнюю политику США в положительном для себя ключе, ей потребуется создать российское лобби в Соединённых Штатах.

Hunter Cawood
Ru-PAC на русском
5 min readJul 8, 2020

--

Tридцать лет назад Россия открыла новую страницу своей истории. Едва ли какой голливудский блокбастер может сравниться с сюжетом этих скрижалей. Не имеющий аналогов в мировой истории, водоворот событий, вызванный крахом Советского Союза, привёл к возникновению новых российских экономических и политических реалий. Подобно тому, как сегодня мы увлечённо смотрим сериалы Netflix, в 90-е годы весь мир с замиранием сердца и одушевлением наблюдал за тем, как Россия ставила крест на своём коммунистическом прошлом, во имя строительства рыночной экономики и демократического общества. Самоликвидация СССР запустила цепочку роковых событий по всему миру. Согласно эффекту домино, многие из этих процессов продолжаются и по сей день.

Перенесёмся в 2020 год. Как и тридцать лет назад, сегодня Россия вновь стоит на распутье. От того какой путь она выберет, будет зависеть судьба человечества. Однако перед Москвой стоит непростая задача. Чтобы изменить ход истории, ей предстоит сделать нечто доселе невообразимое — выиграть сердца и умы своих исторических соперников, американцев. С этой целью в Кремле должны задуматься над развитием собственных инструментов мягкой силы. В первую очередь, необходимо создать пророссийское лобби в Соединённых Штатах.

Как гласит известная мудрость: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Данное утверждение может быть и справедливо в большинстве случаев, но не когда речь идёт об американской политике. Здесь действует другой принцип: если хочешь что-либо сделать, обратись к лоббистам.

Практически любое политическое решение или законопроект в Вашингтоне в той или иной степени обязаны своим успехом лоббистским организациям: неважно идёт ли речь о внутренней или внешней политике — от реформы системы здравоохранения и до многомиллиардных контрактов на поставки вооружения — лоббистский след отчётливо виден в каждом из этих вопросов.

Большинству американцев не нужно объяснять, что лоббизм — это топливо для американской политической машины.

Удивляет, что на протяжении долгого времени Россия не осмеливалась позволить себе создать лобби в Соединённых Штатах. Действительно, Москва потратила немало средств на пророссийские СМИ за рубежом, такие как RT и Sputnik. Но при этом она почти нисколько не инвестировала в лоббистские механизмы, которые действительно могли бы оказаться эффективным рычагом воздействия на лиц, принимающих решения в Вашингтоне.

Известный политолог Андрей Сушенцов утверждает, что скептицизм российской политической элиты относительно лоббизма основывается на предположении, что с лобби или без него Москва едва ли может повлиять на настроения американского истеблишмента. Тем не менее, всё больше и больше экспертов со временем приходят к выводу, что это всё-таки возможно.

На самом деле, внешняя политика США весьма податлива и отзывчива к иностранному влиянию. Не только такие страны как Израиль и Саудовская Аравия имеют свои лобби в Соединённых Штатах, но даже и крошечное государство Бермуды. Большинство стран инвестировали миллионы в хорошо-смазанные лоббистские механизмы, которые позволяют им продвигать свои интересы в Соединённых Штатах. Что самое главное, их вложения окупились с лихвой. Так почему бы и России не последовать столь удачному примеру?

Топ-10 стран, ранжированных по расходам иностранного лобби в США. Цифры основаны на расчетах Center for Responsive Politics. (Источник: OpenSecrets.org).

Очевидно, существует прямая зависимость между тем, сколько отдельно взятое государство тратит на услуги лоббистов в Вашингтоне и тем, насколько благоприятна внешняя политика США по отношению к этой стране. Израиль в данном случае служит ярким примером. Неслучайно, Тель-Авив имеет столь высокие отношения с Вашингтоном: Израиль ежегодно тратит миллионы долларов на лоббизм в Соединённых Штатах. Усилия израильских лоббистов убедили американскую политическую элиту в том, что национальные интересы США неразрывно связаны с интересами и безопасностью Израиля.

Также важно понимать, что лоббизм не имеет ничего общего с коррупцией. Лоббизм — это не форма взятки. В американской политической культуре лоббизм закреплён на законодательном уровне и исторически является неотъемлемой компонентой демократического процесса.

Лоббизм — это, по сути, такая форма целевого маркетинга. Группы интересов и лоббистские организации рекламируют свои ценности и идеалы. Они предлагают на продажу свои рекомендации для ведения политики. Их узкая целевая аудитория — вашингтонские политики, принимающие решения. Не будь в Вашингтоне лоббистов, американский истеблишмент, скорее всего, никогда бы и не узнал о существовании тех или иных интересов, особенно если речь идёт о вопросах внешней политики.

Именно в этом и заключается главная проблема российско-американских отношений на современном этапе: американцы попросту не слышат аргументов в поддержку позиции России. Они слышат только то, о чём им твердят собственные СМИ. А именно — мантру о злых русских, своими проделками подрывающими международный порядок. Этот нарратив гармонично сочетается с голливудскими байками, в которых роль плохих парней тоже почти всегда играют русские.

Решение, однако, заключается не в том чтобы перебивать повестку американских СМИ вещанием собственных медиа. Хотя RT и Sputnik добились значительных результатов, к сожалению, едва ли им когда-то удастся переманить на свою сторону столь широкую аудиторию в Соединённых Штатах, которая позволила бы им сломить устоявшийся дискурс и воздействовать на умы американской политической элиты, изменив их негативное представление о России. Чтобы придать движение окну Овертона в сторону более благоприятного восприятия России среди американцев, потребуется принять кардинальные меры. Если Москва желает изменить внешнюю политику США в положительном для себя ключе, ей потребуется создать российское лобби в Соединённых Штатах.

Российское лобби должно выполнять просветительскую функцию для вашингтонских законодателей, обзаводиться связями и выстраивать плодотворные взаимоотношения с американским политическим истеблишментом. В его обязанности также будет входить: публикация статей в ведущих журналах, посещение и организация профессиональных мероприятий, а самое главное — предоставление политических рекомендаций и интеллектуальное обеспечение про-российской внешнеполитической линии США. Таким образом, посредством лоббистских усилий, Россия сможет добиться взаимного уважения национальных интересов друг друга, и даже изменить ход истории российско-американских отношений в сторону эффективного сотрудничества во благо безопасности и стабильности двух стран.

Вместо того чтобы вести прокси-войны по всему миру, с помощью российского лобби, Америка могла бы образумиться и начать выстраивать новую глобальную архитектуру стабильности и безопасности посредством многосторонних подходов и совместной борьбы с международным терроризмом. Вместо того чтобы продолжать военную гонку и балансировать на грани ядерной катастрофы, прислушавшись к голосу России, Соединённые Штаты не стали бы подвергать мир опасности своим выходом из соответствующих договоров об ограничении вооружений. Наконец, при помощи российского лобби, вместо высокомерной американской внешней политики, которая полностью игнорирует интересы России, мы могли бы встать на путь к светлому будущему, где взаимоуважение двух стран было бы нормой.

Самое главное, финансирование подобной лоббистской организации, целью которой было бы продвижение интересов России в Соединённых Штатах, не требует колоссальных финансовых затрат. Однако потенциальная выгода от подобных инвестиций может превзойти все ожидания. В частности, российское лобби смогло бы убедить американских законодателей снять часть санкций, в настоящий момент препятствующих развитию российской экономики.

С этой точки зрения, инвестиции в российское лобби в США — это инвестиции в российскую экономику, в граждан России, и самое главное — в лучшее будущее для обеих стран.

Оригинал статьи на английском языке впервые опубликован на портале Российского Совета по международным делам (РСМД). Перевел Вирясов Алексей.

--

--

Hunter Cawood
Ru-PAC на русском

Founder of The Russian Public Affairs Committee (Ru-PAC), alumnus of Saint Petersburg State University GSOM, and a firm believer in the #НоваяРусскаяМечта!