“Завіт Марії” Колм Тойбин

Юля Рябчик
@ryabchick
Published in
4 min readJun 12, 2017

Книга о Иисусе и Марии. Книга не о религии, а матери и сыне. Книга из серии “а если?” А если Мария не верила, что Иисус — сын божий? Действительно, а если?

Ирландский писатель Колм Тойбин написал “Завет Марии” еще в 2012 году. Тогда же она вошла в короткий список Букеровской премии. В этом году для издательства “Фабула” роман перевела Ольга Тельна и я его быстренько купила на Книжном Арсенале.

Сюжет

Это известная история. Иисус, непорочное зачатие, его называли сыном божим, он не отрицал, творил чудеса, ходил по воде, превращал воду в вино, множил рыбы и хлеба, воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым, прощал грешников и всячески поддерживал свою славу. За ним ходили не только восторденные последователи, но и “полиция” действующей власти и религи. Потом Иисуса распяли как самопровозглашенного царя иудейского. Есть версия, что Пилат этого вроде как и не хотел, но народ был неумолим — его таки распяли. Потом Иисус воскрес, весь мир перевернулся. Новое годоисчесление, революция, Библия как бестселлер. Все это мы знаем из Нового Завета. А что может рассказать человек, который Евангелие не писал, все видел и в корне не согласен с происходящим?

Мария, мама Иисуса. Она не верит, что ее сын — сын божий. Потому что он ее сын и ее любимого мужа, который сейчас уже умер. Однажды от вышел из дома и пошел прововедовать, нести слово в народ и творить свои чудеса. Она просто женщина, а он просто ее сын, а все эти люди, которые вьются рядом с ним — безобразники, пустоголовые хулиганы. Ее сын — харизматичный лидер, который всех может повести за собой. Он не сын божий — он ее сын. И она любит его. Любит вспоминать о детстве, когда они втроем, всей семьей, ничего не делали в шабат, как болтали по утрам. А теперь мир убил ее ребенка с формулировкой “за грехи наши”. Но какие грехи? Какой в этом смысл? Она сожалеет, что не смогла сделать больше, чтобы уберечь его. И что не была с ним до конца. Ей больно и стыдно одновременно.

Это история Марии о том, как она потеряла сына. И она вовсе не о религии.

Не сюжет

В описании к книге говорится, что Мария “намагається розібратися в подіях, які лягли в основу Нового Завіту”. Но как по мне героиня этого текста просто плачет в пустой комнате и без устали все повторяет одно и тоже, одно и тоже, чтобы не забыть свою историю. Чтобы не забыть и не простить себя, чтобы не спустить все на тормозах.

В тексте никто ничего не объясняет, не дает предысторий, не старается втянуть вас в атмосферу — вы заходите в книгу как в дом, Мария делает тяжелый вдох и продолжает свой рассказ, или начинает его из той точки, которая кажется ей началом. Тяжело сказать наверняка, потому что хронология событий непоследовательная — как вспомнил, так и рассказал. Запомнить надо только одно — Мария не верит, что ее сын — сын божий. Ей кажется, что все вокруг сошли с ума, а апостолы — злые заговорщики, которые ее контролируют, заточили в клетку и издеваются, что они злые. Если бы они не требовали своих чудес, Иисус был бы жив. Если бы она поговорила с ним строже, то заперла бы в доме и спрятала от смерти. Если бы, ах если бы.

При этом, повесть на удивление суховата. И написана, и повествование местами очень отстраненное. Мария кажется очень своенравной героиней, матерью с внутренним блоком. Неизвестно, какой она была до распятия сына, но по рассказу постфактум она выглядит суровой, местами жёсткой. Не жестокой, а закаленной. Понятно, что это от бессилия, горя и любви. Но это интересно — она говорит о личном, о больном, но будто пытаясь отстраниться, и при этом чтобы не забыть это все.

В целом, всю историю просто сидишь как на иголках и кажется, будто тебя тут быть не должно. Будто ты подслушиваешь или что героиня рассказывает эту историю тебе просто потому, что больше некому — никто ведь не поверит.

Итого мы понимаем, что это книга о горе. О самом понятном горе — мать оплакивает сына, которого убили ни за что. Момент с религиозным обожанием ее ребенка только добавляет сомнений и безумия в ее размышления и горе. Книга, преисполненая печали и боли. Черная дыра.

Кому читать

Тому, кто ищет Бога.

Тому, кто Бога нашел, но не перестает задавать вопросы.

Тому, кто борется с собственным горем. И если разделение его с живыми людьми не помогает, вот вам книга-добивашка, которая поможет выбраться из ситуации путем максимального доведения до эмоционального истощения.

Тому, кому интересен другой взгляд на привычные вещи.

Тому, кто хочет разделить чье-то горе или кто ищет новые ощущения.

Если бомбит от любого трактования Библии, читать не стоит.

Итого

130 страниц боли и печали, умещающиеся в карман, отнимающие максимум 3 часа времени. Не могу сказать, что книга мне сильно понравилась. Скорее она не отняла много времени, съела часть моей души и в очередной раз заставила задуматься — а что если? Я думала опосля даже не столько о Боге и религии, сколько о статистике смертей как о чьем-то личном горе.

Если попытаться постичь хоть даже ежедневную статистику из новостей, его семью, его дела, его хобби и о чем человек думал перед сном, уже хочется разбить головой стену. За последние 2000 лет появилось (и умерло) больше людей, чем за предыдущие 50000 лет, а за всю историю человечества умерло больше 100 млрд людей. А значение имеет всего несколько.

--

--

Юля Рябчик
@ryabchick

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick