“Шутки Господа” Вуди Аллен

Юля Рябчик
@ryabchick
Published in
3 min readApr 27, 2017

Я люблю “Энни Холл”. И “Интерьеры”. И “Манхэттен”. А еще “Все говорят, что я люблю тебя”, “Матч-пойнт”, “Сенсация”, “Вики, Кристина, Барселона” и само собой “Любовь и смерть”. Я люблю фильмы Вуди Аллена. И вдруг оказалось, что я совсем не знаю ничего из того, что он написал. Пришло время исправлять.

“Шутки Господа” понравились мне названием. Аллюзия на свое прекрасное чувство юмора, сравнение себя с Богом и прочая-прочая уже вызывают улыбку, особенно если держать в голове портрет маленького щупленького старика Аллена. А еще мне нужна была легкая литература — хотелось над книгой если и рыдать, то только от смеха, надрывая животик.

“Шутки Господа” до слез меня не довели

Это сборник юмористических рассказов. Коротких, емких, тонких и интеллектуальных, иногда даже сверх меры, а иногда просто высмеивающий всякое горе от ума. Название “Шлюха духа” вообще покорило меня с порога. Но главное, что этот сборник — это парад абсурда. Всегда смешного, но запутывающего, и с грустной подкоркой чаще, чем надеялся. У Аллена легкая мягкая проза, вызывающая улыбку, ухмылку, расслабление души и потепление где-то между лопаток. Местами глуповатая, местами лиричная, местами нелепая, повсеместно абсурдная, но больше всего понятная человеку, который ориентируется в американских буднях.

Книга читается как сборник анекдотов. Но не тот, что в переходе по 5,50, и даже не тот, как Довлатов на ундервуде о том, где как и с кем пил. Скорее, это как будто попал на домашнюю вечеринку в круг хороших знакомых буржуазных интеллектуалов, выпивающих и громко смеющихся, сидящих на полу по-турецки и мягких поручнях дивана, обитого парчой, эмоционально размахивающих бокалами, и рассказывающими небылицы наперебой. Каждая история окунает в такую атмосферу будто: вы читаете дневник Вуди Аллена, вы читаете сказки, вы бродите в голове у спящего/мечтающего/умирающего, вы компанией сочиняете историю для юмористического еженедельника, вы лежите в горячей ванне после долгого тяжелого дня.

“Я убежденный пессимист. Я до сих пор делю людей на мерзких и жалких” — Вуди Аллен, Правила жизни

Это нельзя назвать полноценной книгой, в которую ныряешь и невозможно оторваться. Это как скетчи. Литературные скетчи, которые принимаешь дозировано по мере необходимости: приуныл — прочти один, совсем приуныл — прочти три, разбит и растоптан — не реви, а прочти от корки до корки. Когда хочется почитать большую книгу, а попадаешь на “Шутки Господа”, думаешь, что это просто задля бабла Аллен сдал редактору свой блокнот с набросками идей, которые не переросли в сценарии. Тут два абзаца, тут три, там десять страниц — обрывки историй, обрывки смешинок, полноценные рассказы, которые не расширить до часа двадцати. При этом, много отсылок к философам, музыкантам, художникам, Нью-Йорку, новостям и событиям американской жизни, то есть местами это еще и на ленту новостей фейсбука похоже. Короче, современная литература “на салфетках”.

Атеншн! Если вы не знакомы с чувством юмора Вуди Аллена или он вам не нравится даже по фильмам — не читайте. В фильмах все разбавлено картинкой и ужато хронометражем, а тут творец дал себе волю и ни одно предложение не обходится без фирменной алленовской заковыки с перефразами, алогизмами и словесной игрой. Местами даже мне казалось, что это чересчур, а я все такое очень люблю. Но если вам вдруг стало тоскливо, то без концентрата юмора и правда не обойтись. Количество абсурда приблизительно такое же, сколько взбитых сливок в кранначе:)

--

--

Юля Рябчик
@ryabchick

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick