Скрытая запись запрещена, но…

О своём отношении рассказал журналист Центра управления расследованиями (ЦУР) Сергей Канев

--

В рубрике “Правила журналистской жизни” мы задаём коллегам важные вопросы о нашей профессиональной повседневности.

4С: Скрытая аудио и видеозапись в нашей стране запрещена. Так же, как и покупка-продажа «шпионских» устройств…

Сергей: Скрытая запись и замаскированные записывающие устройства действительно запрещены, но у нас есть право проводить журналистские расследования (закон о СМИ оговаривает условиях, когда допускается распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки — прим.ред.). Я пишу все телефонные разговоры. У меня с собой всегда маленькая видеокамера, два видеорегистратора в машине — передний и задний, три скрытые камеры на балконе и одна в подъезде. Они работают постоянно.

У меня внизу участковый полицейский участок. Когда полицейские что-то хотят натворить, они всегда посматривают вверх — не снимают ли их? Просто однажды они тут в час ночи баловались — взрывали петарды… Камеры всё записали.

Все записи я сохраняю в архиве. Что-то может пригодиться сейчас, что-то всё равно когда-нибудь может пригодиться. Хоть через месяц, хоть через пять лет.

Возможно, вам понравится наша “КОРОБКА с инструментами”. Это регулярно обновляемые списки приложений, сервисов и баз для журналистов-расследователей.

4С: Вы не предупреждаете собеседника о том, что ведёте запись?

Сергей: Ну а какой тогда в этом смысл? Хотя всё зависит от собеседника, от темы разговора.

4С: Имея на руках только звукозапись трудно доказать что-то в суде, например.

Сергей: И, тем не менее, это уже что-то. Сколько было случаев, когда я работал на НТВ или во «Времечке». То с сутенёрами мы сцепились, то с полицией. У меня была запись: «Вот, ребята, вы были пьяными, устроили свару». Уже как-то полегче было… Надо вообще всё писать, даже если это кажется неважным. Может что угодно произойти.

Надо вообще всё писать, даже если это кажется неважным. Может что угодно произойти.

4С: Странно: скрытая видеозапись запрещена, и в то же время она может приниматься в качестве доказательства в суде.

Сергей: Это такой лягушачий закон! Люди писали гаишников, оперов, бандитов. Это очень не нравилось силовикам, особенно ФСБ. Я на этот закон не очень-то обращаю внимание. Они напринимали много законов, которые ущемляют наши права и интересы и помогают им воровать и беспредельничать. Поэтому пошли они в жопу. Лучше бы ловили настоящих бандитов. Угрозу для себя они видят именно в нас.

--

--