Осознанность и эко-эффективность. Часть 1 — Одежда.

Предисловие:

Я делаю серию “неудобных” текстов. И в них я буду поднимать вопросы, о которых мы очень часто предпочитаем не задумываться. О которых я еще совсем недавно тоже совсем не задумывалась. Эти тексты об осознанности, о знаниях и о критическом мышлении, которые помогут сделать правильный выбор.

Как построен текст:

Сначала — информация. Потом — советы, предложения и мои личные выводы. В конце — ссылки.

Переходим к теме

Вы никогда не думали, что одежды в мире слишком много? Я вот думала. Стояла в большом торговом центре и задавалась вопросом, сколько вещей за свою жизнь я купила и выбросила. Сколько отдала. Какие люди шили эти вещи, и сколько еще вещей уже они успели сшить в своей жизни? Какой процент всех вещей в магазинах так никто и не купит? И какая часть от этого окажется просто на помойке?

Пока что, как ни удивительно, мы очень мало знаем о прошлом той одежды, которую носим. И еще меньше мы знаем о ее будущем, о том, что с ней случается, когда она перестает быть нашей. А на самом деле у одежды очень увлекательная жизнь. Правда ее вряд ли можно назвать красивой.

Среднестатистический американец выбрасывает каждый год 37 кг одежды (за россиянами пока у мусорных контейнеров с весами не следят, фух). Вы только представьте себе 37 кг! Это же целый шкаф, а то и два. Дальше когда-то выбранные человеком вещи оказываются на мусорной свалке, где пытаются разлагаться в течение нескольких десятилетий. И вот тут-то есть интересный факт: то, что одежда исчезла из вашего гардероба, не означает автоматически, что она исчезла из вашей жизни. Она все еще здесь — в воздухе, которым мы дышим, в воде, которую мы пьем, в климате, который мы все хуже можем предсказать.

Текстильная промышленность УЖАСНО не экологична. Есть мнение, что это вторая отрасль по негативному влиянию на окружающую среду после нефтяной. Помимо того, что хлопок, очевидно, нужно поливать миллиардами литров воды, так еще и слив происходит с сопутствующим загрязнением воды всевозможными химикатами. Представьте: на производство одной футболки нужно огромное количество воды, которое может достигать 2700 литров. Что такое 2700 литров? Если я пью 2.7 литра в день, мне понадобится тысяча дней, больше двух лет, чтобы выпить такой объем. 2 года!

Хорошая новость: почти весь текстиль можно переработать. Плохая новость: в настоящее время перерабатывается только четверть.

Вы же видели страшные фото мусорных свалок в России? Суммарно они занимают 50 тысяч гектаров. А через десять лет, если ничего не изменится, они будут занимать площадь Азовского моря. Умноженную на два. И здесь тот самый момент, когда вы можете проявить сознательность и сдавать свои вещи на переработку. Или пожертвовать на благотворительность. То есть не просто вынести к ближайшим мусорным контейнерам в надежде, что кто-то подберет (скорее всего нет). Я за вас уже все погуглила, и в конце текста вас ждут несколько ссылок с разными опциями.

Ну и при последующем шоппинге, может быть, стоит притормозить перед импульсивной покупкой и задуматься, зачем мне эта футболка в H&M, когда я полчаса назад выкинул точно такую же после того, как надел три раза.

А теперь поговорим об этике

К сожалению модный бизнес — это грязный бизнес. И ко многим брендам, как дизайнерским домам “от кутюр”, так и гигантам “быстрой моды”, просто масса претензий. Посмотрим на некоторые из них

  1. Многие модные дома используют рабский и детский труд

В начале нулевых появлялись сообщения о светшопах (sweatshop). Это фабрики, в которых происходят многочисленные нарушения норм труда. Спустя пятнадцать лет мало что изменилось. Рабочие даже не получают минимальную зарплату, работая больше 16 часов в день без выходных. А еще там трудоустроены дети.

2. На рабочих фабриках нарушаются условия безопасности

В 2013 году погибло 1 129 человек из-за обрушения здания, в котором располагалось текстильное производство. Погибли женщины и дети, работавшие на такие бренды, как Mango, Benetton, Walmart. В 2010 году случился пожар на фабрике H&M. Погиб 21 человек. И при этом H&M все еще не торопится позаботиться о надлежащих условиях труда на своих предприятиях.

Но все же H&M хотя бы предлагает массу экологических инициатив. А про Zara даже говорить не хочется.

3. Убиваются миллионы животных

Мех. Шерсть. Косметика (слышали про тесты на зверьках?). Кожа.

Кстати о коже. “Натуральная” кожа требует колоссальных усилий по производству. Очень много погибших животных. Очень много затраченной воды. Очень много загрязнений. Очень много химикатов. И самое страшное: очень много людей, которые каждый день работают с этой химией, получают вместе с маленькими деньгами дерматологические заболевания, а еще имеют от 20% до 50% шанс заработать рак легких.

Но, ура, не все компании ориентированы исключительно на прибыль.

Есть и “зеленые” марки. Например, любимая многими Патагония вообще пытается МИНИМИЗИРОВАТЬ продажи новой одежды, представляя линейки из переработанной ткани и проводя лекции о починке старой одежды.

Что же делать? Мнение.

Можно идти в политику и добиваться справедливости на верхних уровнях. Можно начать с себя. Я надеюсь, вы можете применить критическое мышление и наметить для себя какие-то действия.

Расскажу, что я решила делать со всей этой информацией.

  1. Я составила для себя список брендов, в которых больше закупаться не буду.

Zara, H&M, Banana Republic, Massimo Dutti и даже горячо любимый мной Abercrombie. По крайней мере, пока не перестанут появляться сообщениях о беспределе на их фабриках, — они мимо.

2. Я перестану покупать кожаные вещи.

У меня кожаных вещей сейчас много, и я, конечно же, не собираюсь их выкидывать (мы же уже поняли все про выкидывание?). Часть буду донашивать, часть отдам или продам.

3. Я пока не готова полностью отказаться от шерстяных вещей.

Шерсть тоже очень неэтичный бизнес, это не просто овечку постригли, и она дальше спокойно гуляет себе лысая. Но маниакально продавать все свои свитера я не буду. В будущем постараюсь обращать внимание на политику брендов. Например, Патагония следит за этикой поставщиков их шерсти.

4. Я буду отдавать вещи на переработку.

Я редко когда выкидывала вещи в мусорку, чаще всего отдавала кому-нибудь. Но случаи импульсивного выбрасывания тоже случались. И вот представляю, как все последние десять лет лежат где-то мои футболки в окружении пластиковых бутылок. И даже не сильно еще изменились. Теперь я знаю, что то, что мне кажется больше не пригодным для носки, можно отправить в новую жизнь. Последний раз я относила в Charity Shop.

5. Я минимизирую шоппинг в сетевых магазинах

Мне всегда психологически было приятнее поддержать какой-то малый локальный бизнес (можно найти на городских маркетах, к примеру) вместо того, чтобы покупать одежду у известных марок. И я уже несколько раз покупала ношеные вещи в группах в фейсбуке, так что у меня нет никаких предубеждений на счет секонд-хэнда. Это дешевле и это эко-дружелюбно.

Ссылки

  1. Куда сдавать одежду

2. Посмотреть об индустрии моды

Документальное расследование о реальной цене моды

Обзор комедийного телеведущего Джона Оливера

Впечатляющее видео об обрушении здания в Бангладеше

--

--

Nataliya Patrakova
Self-Unboxing — сообщество осознающих

Пишу большие тексты о жизни, психологии, депрессии, экологии’ и другом. Instagram @truly.natasha