Как общество потребления манипулирует нашими расходами.

Недавно мы общались с девочками на тему расходов в нашей жизни и возник вопрос. “Я вроде нормально зарабатываю и даже в пять раз больше, чем когда я начинала свою карьеру. Но куда деваются деньги? Я себе ни в кафе особо не позволяю шиковать, ни в путешествия ни езжу, ни шмотки не покупаю. Куда они уходят?” И девочки попросили меня поделиться своим опытом, так как я и сама год назад задавалась таким же вопросом. У меня тогда была зарплата $4000 и в пересчёте на старый курс это не так и много было — 120 000р. Но потом доллар скаканул до 60р и вот моя ЗП уже 240 000р в месяц, а они безвозвратно тают на глазах. Я понять не могла куда и решила разобраться!

Начала я, как водится, с анализа расходов. Благо в Альфабанке умная система, которая показывает тебе куда ты тратишь деньги и разбивает траты по сферам твоей жизни. В целом картина была довольно обычная, как мне тогда казалось. Ну аренда квартиры 42 000р, ну еда (я тогда увлекалась разными сервисами по доставке наборов продуктов на дом) около 30 000р, ну кафе там ещё на 20 000р, ну транспорт (такси я тогда любила, ага), телефон, интернет ещё на 10 000р. Бассейн, спорт-зал, массаж, шмотки, косметика, аксессуары, подарочки всякие. А ещё я ходила на дорогущие процедуры мануального терапевта и вот мы плавно приближаемся к нулю.

Посмотрела я на эту картину и, честно сказать, не поняла, что мне с ней делать. То ли расходы сокращать, то ли больше зарабатывать, то ли выпить успокоительное и не переживать?

В итоге решила экономить! Два месяца, как в аду… Экономила на еде, на транспорте, на шмотках, на косметике, на кафешках. В конце второго месяца я уже ненавидела всё и вся, особенно своё состояние — загнанности в рамки ограничений. Я поняла, что это не вариант, когда ты просто говоришь себе, что это нельзя. Не понятно почему нельзя?! Всегда было можно, а тут нельзя. Деньги же есть, дефицита в стране нет, а тут нельзя…

Но нет худа без добра. Подвернулась интересная задачка по работе. Мне нужно было сделать исследование о том, что такое потребительская модель и откуда она появилась в нашем мире.
Ооооо, передо мной распахнулись двери крайней важности. Мне казалось, что этого не может быть. Что это шутка и что не могут люди вот так договориться и, простите, “гадить” всем.

Разберём же по порядку мои находки в процессе исследования.

Если лень читать подробно, то вот абзац коротко и по сути: Версий появления потребительского общества много, но мне нравится следующая.

Общество потребления было создано искусственно правительством США после второй мировой войны, когда спрос населения упал и нужно было его поднимать. Тут же Генри Форд и его товарищи формируют массовое производство товаров, создают фабрики с 8-ми часовым графиком (тут нужна отдельная история о том как нам навязали этот график работы), получается, что есть новые рабочие места, есть что покупать и главное кому. А так же становится модной модель социального государства, что лишь подливает масла в огонь. В итоге получаем рост экономики, массового производства и числа денег в карманах некоторых граждан.

Если интересно узнать подробнее про разные версии потребительской модели, то читайте ниже. Если нет, то пролистайте к параграфу Осознание потребления.

Версия первая: Иметь или быть? — с чего всё началось.

Понятие «общество потребления» ввёл фрейдомарксист Эрих Фромм в 1920-е годы. В статье на википедии можно найти выдержки его социально-философских идей о натуре и поведении человека.

Если коротко, то в работе «Иметь или быть?» Фромм пишет о том, что современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает «иметь», а не «быть». Он упоминает перспективы безграничного счастья и свободы, материальное изобилие и господство над природой. Эти надежды достигли своего максимума, когда началась промышленная эра. Предполагалось, что неограниченное производство приведёт к неограниченному потреблению. Собственно оно так и вышло, но кто тогда думал о последствиях, которые кроются за словом “неограниченное”.

Версия вторая: Кейнсианство

Предположительно общество потребления родилось во время Великой депрессии (с 1929 по 1933 год) на основе теоретических изысканий г-на Джона Мейнарда Кейнса.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведёт к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наёмных работников большими предприятиями и крупномасштабной безработице. Безработица влечёт снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведёт к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечёт рост совокупного предложения товаров и услуг и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Гениально! Не находите?

Версия третья: Общество потребления Жана Бодрийяра.

Книга “Общество потребления”, появившейся в 1970 году, является критическим анализом Жана Бодрийяра. Бодрийяр рассматривает потребление как цепную психологическую реакцию, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна. Феномен общества потребления истолковывается через ряд ключевых характеристик: подчинение субъективности отчужденной вещи-объекту, неограниченный переизбыток, изобилие в производстве таких вещей-объектов, стремительно и неуклонно усиливающих отчуждение, а также знаковый, симуляционный характер связки «производство-потребление» и её продуктов.

Я делаю вывод, что мы вовлечены в некую кабалу, да ещё и бессознательно. А вовлечены, как раз за счёт воздействия на это бессознательное.

Дополнительно.

Если ваше воображение только разыгралось, то рекомендую к прочтению статью на Постнауке 7 фактов о роли массового потребления в культуре и экономике, трансформации товара в символ и обществе переживаний

А так же есть Список литературы и статей об обществе потребления.

Исследование проведено на базе материалов от digitalresear.ch

Едем дальше.

Я очень надеюсь, что не нужно пояснять как реклама управляет нашим поведением и что инструменты маркетинга тоже для этого созданы. НО! Когда вы в последний раз садились и разбирались, что вы купили по своему выбору, а что нет?

Это было моим следующим шагом.

Осознание потребления.

Минимализм.

Активную стадию каких-то действий моя борьба с потребительством приняла после прочтения книги Минимализм. В книге рассказывается о двух парнях, которые бросили успешную карьеру, роскошную жизнь и пришли к счастью в минимализме, а именно со сотней вещей.

После прочтения я прям была заражена идеей избавиться от всего лишнего.

Я начала часами проводить время с вещами отбирая их на выброс, продажу или пожертвования. Трудно представить, что я обросла кучей хлама всего за год жизни в Москве. Конечно я не дошла до 100 вещей, но ушло от меня не мало.

Очень здорово помогли книга “Магическая уборка” и фильм «Жизнь — волнующее волшебство уборки» от автора Мариэ Кондо.

Надо ли говорить, что в процессе очистки от хлама я ярко видела, как мною управляли корпорации, чтобы я купила эти дурацкие чаши для фруктов или эти пластиковые, ярко-розовые наушники. А когда я посчитала сколько у меня было майек и футболок, а блокнотов в доме. Я прям себя наркоманом почувствовала! Вот зачем покупать новый Молескин, когда у меня ещё три не распакованных? А почему именно Молескин? Ей Богу, когда мне нужно писать, мне совершенно всё равно на какой бумаге.

Отходы.

Потом я начала знакомиться с миром отходов, которые я произвожу. Я без конца покупала воду в пластике, разные яства в пластиковых коробочках, а этим брендированым пакетам не было счёта.
Посмотрите вот эту презентацию про “Одноразовых убийц” моего друга Глеба Шулишова и вы поймёте, почему стоит обзавестись фильтром для воды, собственной переносной бутылкой и компактной тряпичной сумкой для похода в магазин.

А ещё есть прекрасный документальный фильм No Impact Man. Журналист из Нью-Йорка со своей семьей решает прожить год не производя никакого мусора. Фильм прекрасно иллюстрирует картину того, что будет, если впасть в крайности, но история приинтерейснейшая!

Нет времени читать презентацию и смотреть долгие фильмы? Вот вам ролик на три минуты. В нём ребята из BuzzFeed в течении недели носят с собой везде весь мусор, которые они произвели. По статистике человек генерит 4.9 фунтов (2.2 килограмма) мусора каждый день.

Думаю вам уже стало немного яснее, что нам навязывают эти пакетики в аптеке (а мы за них платим, между прочим). А вода в бутылках? Моя мама в детстве смеялась над телепередачей, в которой говорилось о предсказаниях Нострадамуса, что люди будут покупать воду и воздух в бутылках. “Есть же колодцы и воды много, кто будет её в бутылках покупать?” — недоумевала она. Но вот мы пришли в будущее и чистой воды становится всё меньше, а бренды всё ловчее учатся манипулировать нами. Я ведь не могу отличить Evian от Шишкиного Леса. Да и бутылочную воду от воды из под крана я скорее всего тоже не отличу. “Тогда к чему всё это?!”, — подумала я. Решение было принято!

Теперь я всегда с собой беру… нет, не видео камеру, а тряпичную сумку и многоразовую бутылку с водой!

Ооооо, с каким лицом на меня порой смотрят продавцы в магазинах, когда я прихожу со своей сумкой и настойчиво прошу не давать мне пластиковых пакетов. А вода в многоразовой бутылке часто становится поводом для общения. “Что за бутылка у тебя? А она с фильтром внутри? Класс! Где взяла?”

Косметика и одежда.

Это был самый сложный этап, так как я много “свечу лицом” и я не могла просто взять и не накраситься. Или могла? Я провела эксперимент. В мои тогдашние обязанности по работе входило кататься по выставкам и собирать контакты. Я выбрала 4 выставки и на две пришла в платье, на каблуках, с макияжем — в общем при всём параде. А ещё на две я пришла без маски на лице, с хвостиком и в толстовке с джинсами. Никакой разницы, скажу я вам! В случае толстовки, со мной даже легче шли на контакт. Но одно я отметила совершенно точно — важна уверенность в себе. Если её нет внутри, то и косметика не поможет. Так что я раздала всю свою косметику и оставила себе только масло для лица и пенку для чистки кожи. А уверенность решила прорабатывать с психологом.

С одеждой было веселее. Я её раздала и оставила себе 4 пакета (многовато получилось из-за зимних вещей и обуви).

И я решила весь год не покупать одежду вообще!

А случилось это решение после просмотра документального фильма The true cost. В нём рассказывается про истинную стоимость рабского труда, с помощью которого производят так называемый “fast fashion”. А так же делятся подробностями про условия в которых выращивают хлопок для производства дешёвых тканей и про его, мягко говоря, не экологичность. Плюс, там очень здорово показано, как создавался культ моды и во что он теперь превратился. Эти корпоративные машины по производству прибыли переходят все границы.

К чему же это меня привело в итоге?

К переменам и постоянному наблюдению за собой. Желанию разобраться с множеством блоков и отпечатков из вне, которые влияют на мою жизнь. Если хотите начать или продолжить распаковывать свою жизнь, то записывайтесь ко мне на коуч-сессию.

А что же по расходам?

Я переехала в Подмосковье. Просто осознала, что жить в Москве — это не моё желание. Я не люблю большие и шумные города. А Москва была нужна лишь чтобы строить карьеру. После переезда траты на аренду жилья из 42 000р превратилась в 18 000р в месяц.
Чтобы не кататься часто в Москву по работе я уволилась и перешла на 100% фриланс =) Пришлось пересматривать свои взгляды на жизнь и осознать, что карьеру я строила, чтобы доказать папе и всем мужчинам вокруг, что Я МОГУ! Тренд независимой женщины и всё такое… Но об этом в другой раз.

Расходы на питание снизились, как только я начала сама себе готовить из простых продуктов. Это не сложно, но требует силы воли. Стоило один раз изучить всякие тонкости сбалансированного рациона, как я начала смотреть на пищу, как сканер и понимать что нужно добавить, чтобы было вкусно и гармонично =) Я конечно ещё ооочень далека от совершенства, но готовить стало гораздо легче. Ещё открыла для себя прелесть и вкус рынка! Пластиковые томаты из супермаркета в жизни не сравнятся с сочными помидорами с рынка.

Одежду я вовсе решила в этом году не покупать, пока не разберусь как мне находить одежду не покрытую криминалом рабского труда или анти-экологических тканей. Явная экономия, кстати ;)

Косметику мне теперь покупать стало не нужно. Только шампунь, бальзам, мыло, масло и пенка для лица.

Походы в кафе стали редкостью, так как дома вкуснее =)

В общем все эти манипуляции снизили траты до 70 000р в месяц на двоих с моим парнем. Напомню, что раньше в трубу улетало 240 000 р в месяц на меня одну.

Теперь нет чувства загнанности из-за экономии, а появилось чувство осознанности выбора. Поскольку это только начало пути, то я буду очень рада, если вы присоединитесь ко мне и вместе мы построим путь осознанной жизни. Включайтесь!

Если вам откликнется мое мировоззрение и то о чем я говорю, записывайтесь ко не на сессию.

Ознакомительная встреча 30 минут — бесплатно.

Узнать стоимость сессии можно будет после консультации. Стоимость работы индивидуальна и зависит от задач клиента и количества сессий, которые нам понадобятся.

Чтобы оставить заявку,
напишите мне на почту или в социальные сети:

Telegram t-do.ru/tapua
VK vk.com/tapua
Mail ttapua@gmail.com
Facebook facebook.com/Tapua

Спасибо вам, что дочитали до сих пор! Если вы чувствуете, что эта статья того стоит, то нажмите сердечко ниже.

--

--