Цифровая трансформация
Кому и зачем нужны Big Data и почему вокруг них столько шума
Технологии построения баз данных известны уже минимум, полвека. Данных накоплено много. И лишь недавно заговорили о больших данных. Признаться, как айтишник, я воспринял всю эту суету как маркетинговый ход, но как философ, я сравнительно недавно осознал о чём речь и хочу поделиться своим инсайтом в этой короткой заметке.
Скептический взгляд айтишника
Господин Грефф заявил с высокой трибуны, что данные — это нефть XXI века. Эта метафора многим зашла. Особенно тем, кто сидит на больших информационных залежах и считал, что большая часть данных — это мусор.
Что вы делаете с кэшем или логами, которые разрослись и заняли всё свободное пространство? Удаляете! Логи в лучшем случае нужны для того, чтобы найти причину сбоя, если этот сбой случился. Хотя, большая часть сбоев случается именно из-за того, что логи сожрали всё место и сами стали причиной сбоя.
Но если принять рабочую гипотезу, что в больших данных есть какая-то польза, нужно лишь научиться её извлекать, то есть, строить нефтеперерабатывающие заводы, возникает обоснованный запрос на data scientist — специалистов по большим данным. И вновь возникает идея, что это всё происки маркетологов! Ещё в 90-е в узких профессиональных кругах говорили, но без особого пафоса, о Data Warehouse (гигантских гранилищах) и Data Mining (обнаружении смыслов в скоплениях данных).

Поскольку тема разогрета, и ожидания высоки, компании оказываются готовы инвестировать в исследования информационных залежей огромные деньги, не получая никакой отдачи сегодня. Из того, что я знаю, даже если экономический эффект получен, он не соизмерим с затратами. Можно сказать “лиха беда начало”, любая технология на старте не эффективна, но со временем становится драйвером развития. Когда-нибудь количество перерастёт в качество.
Взгляд философа
Забудем на миг о больших данных и обратим свой взор на человека. Но не на того человека, который является потребителем в цифровой экономике, а на себя. Да, да. Что вы такого делаете как человек?
- Предъявляете свои потребности рынку, голосуя деньгами и временем
- Участвуете в системе разделения труда, оптимизируя свою эффективность
- То есть, ежесекундно принимаете решения, непрерывно мониторя окружающий мир
Хочу сделать акцент на третьем пункте — принятии решений, который обобщает первые два. И в либеральном обществе, где есть две основные ценности “свобода” и “права человека”, мы пока ещё принимаем решения (если задуматься, то так было не всегда и нет твёрдой уверенности, что так всегда будет). Но пока мы живём в том обществе в котором живём, принятие решений и принятие ответственности за них являются неотъемлемой функцией каждого из нас. Как мы это делаем?
В сознании каждого человека формируется “картина мира” — некая упрощённая проекция реальности. В связи с этим хочу обратить внимание на три момента:
- у каждого человека формируется своя собственная, уникальная проекция реальности
- ни один человек на земле не обладает максимально полной картиной мира
- чем полнее картина мира, тем выше качество принимаемых решений
В философии давно рассматривается проблема “карты и территории”. Карта не равна территории. Это не плохо и не хорошо, поскольку, если предположить, что мы создали максимально детальную карту, отражающую реальность во всей полноте, то не сможем ей пользоваться, поскольку утонем в деталях. Для понимания и расшифровки карты нужен адекватный ей процессор, способный обработать информацию в заданном разрешении. В этом смысле, ценность карты проявляется также в упрощении реальности через схватывание ключевых деталей.
Думаю, вы уже поняли куда я клоню? Мы живём в очень интересное время, когда поверх нашей реальности возникает отдельный слой цифровой проекции. Эта цифровая проекция становится основной по отношению к реальной реальности. Суть этого процесса состоит в том, что для каждого объекта реального мира будет создан цифровой двойник. Управление реальными объектами будет осуществляться через манипулирование цифровыми. Нанять сотрудника, переместить груз, произвести партию продукции можно будет в один клик. И даже кликать будет не обязательно, поскольку его сделает алгоритм.
Когда процесс цифровой трансформации завершится, принятие решений перекочует к алгоритмам (привет всем от Харрари, читайте “21 урок для XXI столетия”) и это неизбежно!
А большие данные — это цифровые следы, через которые воссоздаются цифровые двойники. Пока эти данные используются как данные, в них действительно мало смысла и пользы. Но как только вы построили цифровой двойник предприятия, отрасли, города, страны, земли, то только представьте, какие открываются возможности…
Управление можно превратить в игру. Например, вы играете в симулятор Москвы. И ещё несколько тысяч людей играет в тот же симулятор. Возможно, кроме вас в этот симулятор играет несколько миллионов агентов искусственного интеллекта. Возникает цифровая множественная вселенная с различными сценариями развития Москвы. А в это время в реальности возникает возможность принимать оптимальные решения и будет это делать алгоритм.
Что дальше? Посмотрите, что происходит с деньгами. Они стремительно избавляются от своей физической сущности, становясь полностью цифровыми. Мы попадём в мир, где физическая реальность не только станет вторичной, но и в какой-то момент окажется не нужной.
Либеральный мировой порядок точно падёт и страны мигрируют либо в “цифровые диктатуры”, либо в “цифровые Афины”. Поживём, увидим. В любом случае, важно понимать куда движемся и принимать человеческие решения.