Как говорить о ценностях

Сергей Гевлич
smysloteka
Published in
6 min readFeb 28, 2018

О ценностях заговорили. И как это часто бывает, когда приходит мода, само модное понятие размывается, теряет своё сущностное содержание. В итоге, каждый понимает что-то своё, происходит забалтывание и в конечном счёте наступает отторжение.

Попытаюсь внести некоторую ясность относительно того, что такое ценности, как они работают и как о них говорить.

Ценности и принятие решений

Как вы принимаете решение? Многим известен рациональный алгоритм:

  • Оценить ситуацию
  • Рассмотреть варианты
  • Выбрать наиболее подходящий

В большинстве случаев, этот процесс работает “на автомате”. Довольно много решений даже не воспринимается нами как решения. Мы просто действуем по накатанной (колее), выбирая один вариант из одного возможного.

Иногда пытаемся рассмотреть альтернативы, но даже в этом случае, решение внутренне уже принято, и мы всего лишь, рационализируем свой выбор. Тогда каков же на самом деле механизм принятия решений?

Почему, разные люди в одних и тех же обстоятельствах действуют по-разному? Всему виной их представление о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо” — присвоенные ценности. Когда человек оЦЕНИвает ситуацию, он уже воспринимает её через ценностную призму.

Помню, когда я стал курсантом военного училища, повесил свою шинель в гардероб, и вернувшись не обнаружил хлястика, моё восприятие ситуации: воровство! кто-то нехороший стащил у меня и моих товарищей хлястики. В то же время, сержант ситуацию развернул: ты сам виноват, нечего “клювом щёлкать”.

Ценности — это не точки, а векторы

Итак, ценности задают систему координат в которую мы помещаем ту или иную ситуацию (для оценивания). В отличие от целей, которые измеримы, достижимы, во времени и так далее, ценности являют собой другую конструкцию — они задают направления.

Поэтому для меня странно звучит ценность “клиентоориентированность”, или “лидерство”, или “честность”. Это точки. Чтобы было направление, важно также определить вторую точку. Тогда формулировка ценности должна звучать так: “А лучше Б”. К сожалению и своему недоумению, я практически не вижу деклараций ценностей в такой форме. Счастливое исключение — ценности Agile. Видимо, у создателей манифеста agile видение природы ценностей совпадает с моим:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану

Ух ты! Ощущаете энергию, которая идёт от этих определений. Это уже не бла-бла-бла! Эти ценности однозначно говорят как действовать в непонятной и неоднозначной ситуации. Кстати, пионерский салют означал, что “общественные интересы выше личных” — конструкторы Советского Союза тоже хорошо разбирались в том, как формулировать ценности.

Силу Ценности определяет цена

Легко быть честным, когда это тебе ничего не стоит. Ребёнок с удовольствием честно расскажет о пятёрке или четвёрке. Но расскажет ли он о двойке, если знает, что за этим последуют санкции? Например, его не пустят на день рождения к Петьке в эту субботу. Возможно, ребёнок рассудит так: “я честный, поэтому расскажу о двойке в понедельник и приму наказание, а сейчас я временно утаю, скажу, что училка ещё не проверила”.

А вот другой пример. Вы отходите от кассы в супермаркете и обнаруживаете, что вам дали лишнюю тысячу. Вернётесь? А если кассир была с вами не корректна? А если рядом с кассой идёт сбор средств на операцию больному ребёнку?

Легко и приятно быть лидером, когда речь идёт о привилегиях. Мы лидеры, мы веселы и позитивны! Главная привилегия капитана корабля — последним покинуть корабль во время кораблекрушения. И нести всю полноту ответственности перед законом за жизнь пассажиров. Вы Лидер? Какую цену вы за это платите, или готовы заплатить?

Ценность тем больше что-то для вас значит, чем бОльшую цену вы готовы за неё заплатить!

Ценности — сторожевые собачки

Представьте себе, вы чистюля и попали в стерильное помещение. У вас нет никаких проблем. Всё хорошо! И тут, вы обнаруживаете в углу окурок и след грязного ботинка. Вам становится не по себе. Вы начинаете испытывать напряжение. Оно усиливается и начинает требовать того, чтобы вы стали действовать. Дальше у вас появляются варианты: уйти, убрать, позвать того, кто уберёт.

Важным моментом является спящий характер ценностей. Они просыпаются только когда есть несоответствие. Мы ничего не можем сказать о ценностях человека до тех пор, пока тот не окажется в критической для ценности ситуации. В общем, как в классике “друзья познаются в беде”.

С ценностями не рождаются, ими пропитываются

Человек — удивительное существо. Имея одинаковое биологическое строение, люди разительно отличаются друг от друга благодаря ценностям. Наверное даже корректным было бы сравнение ценностей с культурной ДНК. В каком-то смысле, ценности — это код, записываемый в наш мозговой процессор. Получив тот или иной код, в дальнейшем мы начинаем реализовывать ту или иную программу — модель поведения.

Человеческое сознание устроено хитро — всё, что него попадает, маркируется ярлыком “это я”. Обычно мы не рефлексируем, что такая-то ценность ко мне прописалась в таких-то обстоятельствах от такого-то человека. Но в конечном итоге, наше Я и есть то общежитие, в котором поселилось несколько десятков ценностных установок. Они как-то научились уживаться друг с другом и довольно агрессивно относятся к новым сожителям, особенно если те нарушают внутреннюю гармонию этого мирка. Думаю, авторы мультфильма “Головоломка” не так уж далеки от того, как работает наше сознание.

Осознание того, что Я не имею никакого отношения к тому, чем Я являюсь, сильно меня шокировало.

Безумен тот, кто пытается управлять другими, не умея управлять собой

Но кто такой “Я”, и что значит управлять собой, если мной управляют присвоенные мной помимо моей воли, ценности? Значит, единственный способ управлять собой — провести ревизию собственного “общежития”, выгнать оттуда тех, кто мешает и позвать тех, кого там не достаёт. В этом смысле, управление, истинное управление должно основываться на работе с ценностями. Все остальные попытки влияния на других людей имеют временный и локальный характер.

Ценностный посев

Встаёт вопрос — можно ли целенаправленно заносить ценности? Есть две точки зрения.

Первая — людей менять очень трудно, гораздо проще находить тех, кто уже обладает подходящим набором ценностей. Для этого нужно понять, какой набор ценностей для вас является значимым и построить критерии оценки. Этот путь хорошо работает в малых группах.

Вторая — людей менять можно, хоть и сложно. Для этого нужны время, осознанность и последовательность воплощения.

Лично мне, как исследователю, больше интересен второй подход. Для этого важно понять, как ценности в нас попадают. Хочу предложить вам следующую модель:

  • Люди существа социальные и для них важна социальная иерархия, которая отражает успешность того или иного человека, что в конечном счёте — успешность той или иной ценностной модели.
  • Поэтому мы всегда смотрим на Лидеров и пытаемся с них “считывать” ценностные модели через видимое нами поведение, высказывания, то есть, через информационные послания.

Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!

Ценности и сторителлинг

И тем не менее, хочется попытаться сконструировать эдакие “ценностные таблетки”, чтобы записывать ценности тем, кто с ними контактирует. В каком-то смысле, это делает телевизор, литература, кино, когда демонстрируют образцы для подражания, рассказывая истории.

История — это не просто блок информации. История устроена таким образом, что в ней есть ингредиенты, приводящие к особому восприятию информации:

  • Герой, или как его ещё называют, протогонист, решает задачу отождествления с аудиторией. Мы неосознанно ставим себя на место героя когда включается эмпатия.
  • Обстоятельства содержат в себе вызов. Герой не имеет готовых решений, либо готовые решения по какой-то причине перестают работать. Аудитория также включается, пытаясь понять, как можно действовать, ставя себя на место Героя.
  • Конфликт, который базируется на противоречии, не даёт получить быстрые простые решения. Поиск решения подводит к необходимости изменений.
  • Озарение — как правило, это внутренняя трансформация героя, переоценка ценностей, позволившая справиться с обстоятельствами.

Аудитория хорошей истории как-бы проживает определённый опыт, но в ускоренном режиме, проходит внутреннюю трансформацию вместе с Героем.

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Стать автором своих историй

На этом месте, думаю, вы готовы сделать тот же вывод, который сделал я. Ценностный опыт передаётся через истории о трансформации и ценностном выборе. Как личный опыт, так и опыт компаний. Если человек или компания не ведёт летопись своих историй, мы ничего не можем сказать о таком опыте. Скорее всего, он складывается стихийно и плохо отрефлексирован.

Чтобы целенаправленно управлять своим культурным ДНК, желательно подходить к вопросу вооружившись инструментарием.

Читайте заметку “Сторителлинг глазами технаря” в которой я рассказываю о схеме создания историй, которую мы используем в Смыслотеке.

--

--

Сергей Гевлич
smysloteka

Управляющий партнёр компании “Смыслотека”, разработчик технологии “упаковки смыслов”, автор программы “Объясняшки”.