Цифровая трансформация / Первый опыт

Цифровой двойник помогает писать сценарии объясняющих роликов

Бывает, в Смыслотеку обращаются хорошие люди с очень ограниченным бюджетом, или вовсе без бюджета. Хочется им помочь. Как ни странно, самым сложным этапом создания ролика является разработка сценария. И если клиент готов, я предлагаю создать сценарий в режиме коучинга — я задаю вопросы, фокусируя на важном, а клиент сам пишет. Получается хорошо, и значимо сокращает расходы на создание ролика без потери качества.

Сергей Гевлич
Published in
6 min readMar 22, 2019

--

Что сложного в написании сценария?

Есть несколько представлений о том как создаются сценарии к роликам:

  1. “Я сам знаю что хочу донести до аудитории, и сам могу это изложить — мне не нужны услуги по созданию сценария, нарисуйте визуальный ряд” — случается, что мы действительно встретили уникального эксперта, которому требуется визуализация на аутсорсе, но в 99% работает эффект Даннинга-Крюгера и нам не только приходится переписывать сценарий, но и проводить терапию клиента. Поэтому мы не принимаем во внимание, когда клиент говорит, что у него уже есть сценарий и просит скидку.
  2. “Я знаю что нужно сказать, но не могу подобрать точные слова. Нужно найти копирайтера — мастера слова, который мои мысли выразит красиво и гладко” — когда-то я тоже думал, что дело в словах, но сейчас понимаю, что скорее всего, проблема со смыслами. Если смысловой “пазл сложился”, нужные слова приходят сами.
  3. “Я много хочу сказать и не понимаю как это всё уместить в короткий ролик. Поможете?” — это адекватный запрос на фокусировку. Как правило, решается через исследование аудитории и коммуникационной задачи. Лично мне нравится работать с такими запросами.
  4. “Я знаю что хочу сказать, но мне сложно оценивать адекватность собственных текстов, поэтому мне нужен тот, кто посмотрит на мои смыслы со стороны и поможет их упаковать” — ещё один тип адекватного запроса — человек осознаёт, что находится под воздействием когнитивного искажения “проклятие знаний” и знает, что ему нужна внешняя позиция. Я сам отношусь к этой категории и с удовольствием обращаюсь к коллегам по цеху за помощью.

Но в чём же состоит работа по созданию сценария объясняющего ролика? Это технология или искусство? Возможно, нужен громадный опыт из которого “копирайтер” выудит нужные элементы? Только ни он сам, никто другой не объяснит как это делается…

Когда мы делали первые шаги на пути упаковки смыслов, мы много импровизировали и конечно же, опирались на глубокий и разнообразный опыт членов нашей команды. Но со временем стало ясно, что логика процесса упаковки смыслов начала складываться.

Понимание бизнес-задачи

Скорее всего, клиент не хочет ролик, он хочет, чтобы люди что-то сделали, перестали делать, или стали делать иначе чем сейчас. И если это достигается какими-то другими способами, нужно использовать именно эти способы. Однако выясняется, что люди очень инерционны и действуют “как обычно”.

На уровне бизнес-задачи важно увидеть всех действующих лиц и сформулировать свои ожидания по изменению их поведения.

Понимание коммуникационной задачи

Следующим шагом изучаем аудиторию — как устроены текущая картина мира и восприятие ситуации. Что из этого способствует желаемому поведению, а что препятствует.

Из этого понимания можно сформулировать задачу для “интервенции” — вброса смыслов, который приведёт переосмыслению текущей ситуации и изменению способов действия в ней.

Для формулирования коммуникационной задачи мы используем модель “свободного мыслящего субъекта” которая позволяет определить на каком уровне происходит сбой:

  • уровень внимания — человек не идентифицирует какие-то важные детали. Как говорят психологи, не выделяет фигуру из фона. Значит задача коммуникации — управление вниманием.
  • уровень понимания — человек интерпретирует информацию в соответствии со знакомыми схемами, а если подходящих схем нет, то может и вовсе вытеснить событие как будто его и не было. Коммуникационная задача — внести схему, позволяющую понимать заданный класс событий.
  • уровень принятия решений — у каждого есть собственная шкала добра и зла, собственное понимание того, что хорошо, а что плохо. Человек может видеть и понимать ситуацию, но в его ценностной картине приоритет имеют консервативные решения. Коммуникационная задача — проблематизировать текущие ценности и предложить новые, расширив горизонт рассмотрения последствий тех или иных решений.
  • уровень реализации решений — часто бывает, что человек знает что нужно делать, но считает, что у него не достаточно ресурсов для начала движения. Коммуникационная задача — показать, где взять ресурсы.

Объясняющий ролик — это смысловая инъекция

И только когда мы перешли от понимания бизнес-задачи к пониманию задачи коммуникационной, мы можем перейти к разработке коммуникационного решения. Как правило, решение должно учитывать разные точки контакта с аудиторией. И это не только объясняющие ролики. Но ролики довольно эффективны для того, чтобы сделать комплексный вброс, который в последующем будет поддержан другими коммуникационными решениями.

Самое интересное, что на этапе работы с текстом, мы работаем не столько со словами, сколько со смысловыми нитями. Текст как-бы ткётся. В какой-то момент у меня даже случился инсайт, что слова “текст” и “текстиль” не только однокоренные, но и довольно близки по смыслу. По сути, мы не пишем текст, а создаём текстовую сборку решения под конкретную коммуникационную задачу.

Нужен ли ролик?

Вопрос не праздный. Если количество контактов не большое и все вы можете отработать лично, то ролик не нужен. Однако, если есть ситуации, когда:

  • количество контактов больше 100
  • когда у вас есть не более 3-х минут на контакт и нужно умудриться провести “интервенцию” (вброс смыслов)
  • когда имеет место “испорченный телефон” — люди искажают смыслы при передаче

инвестиции в решение в виде ролика могут оказаться вполне оправданными. Также побочным эффектом при создании ролика является детальная проработка коммуникационного решения.

Любой рабочий процесс определяется логикой управления вниманием

Заголовок этого раздела говорит сам за себя. Что мы делаем, когда взаимодействуем с клиентом? Мы задаём вопросы в соответствии с логикой области ближайшего развития. Вопросы фокусируют внимание клиента. Также вопросы переводят внимание с одного аспекта на другой. Последовательный перенос внимания позволяет увидеть задачу целостно и соткать сценарий.

Для меня идеальной является ситуация в которой клиент сам написал сценарий своего объясняющего ролика. Возможно, вы удивитесь и скажете, что я сам только что критиковал клиентов, которые приходят с готовыми сценариями. Это так. Разница в том, из каких предпосылок возник сценарий — видит ли клиент связку бизнес-задачи и коммуникационной задачи с тем решением, которое предлагает.

Связка в которой клиент держит смысловое поле, а я — структуру, работает идеально. А какое-то время назад у меня возникла идея:

А что если записать себя как интервьювера, проводящего глубинное интервью и поручить боту выдавать клиенту очередной вопрос…

Так появился мой первый цифровой двойник. Его задача — помочь клиентам создать сценарий объясняющего ролика. Первые тесты на знакомых меня порадовали:

Я впечатлен!

Очень крутой тренажёр по созданию сценариев.

Выполнение заданий напомнило мне, как в школе я изучал химию по “Химическому тренажёру” — благодаря ему я знал химию гораздо глубже моих ровесников. И до сих пор знаю.

Так вот, странным образом , точнее, совсем не странным, выполнение заданий позволило сфокусироваться на собственных тезисах и посылках. Прояснить понимание некоторых моментов, которые до этого были обделены вниманием.
И именно благодаря концентрирующим фокус внимания вопросам эти моменты получили развитие.

Благодарю, желаю процветания кругляшам

Ярослав Филатов, врач психотерапевт

“Кругляши” — это короткие видео-обращения в Телеграме с помощью которых я общаюсь с клиентом. Именно благодаря “кругляшам” создаётся эффект присутствия — вы общаетесь со мной, а не с ботом.

И несколько слов о бизнесе

Экономика создания ролика сейчас такова, что около 40% в цене приходится на создание сценария. И я очень надеюсь на то, что мой цифровой двойник позволит снизить цену для клиентов и сделает объясняющие ролики более доступными.

Только до 01 мая 2019 компания Смыслотека предлагает специальные тарифы для визуализации роликов, созданных с помощью цифрового двойника:

  • 40 000 рублей за визуализацию ролика до 3-х минут (текст до 300 слов). Стандартная цена на разработку ролика со сценарием 90 000 рублей — экономия 50 000 рублей.
  • 50 000 рублей за визуализацию ролика до 5-и минут (текст до 500 слов). Стандартная цена на разработку ролика со сценарием 150 000 рублей — экономия 100 000 рублей.

Если у вас есть коммуникационная задача, приглашаю упаковать своё коммуникационное решение с помощью моего цифрового двойника. Для этого постучитесь в телеграм акаунт @sgevlich и через неделю вы создадите свой сильный сценарий, а ещё через неделю получите воплощение в виде ролика — “объясняшки”.

--

--

Сергей Гевлич
smysloteka

Управляющий партнёр компании “Смыслотека”, разработчик технологии “упаковки смыслов”, автор программы “Объясняшки”.