Клан Нечаева

Как заместитель председателя Верховного суда России позаботился о своих родственниках

--

Глава 2. Марат косноязычный

Головокружительный успех сопутствовал и отцу Ярослава Гафурова. В 1996 году в структурах столичной мэрии произошло весьма загадочное событие. Со своего поста был снят главный юрист столичных властей Иван Заградский, который в судах представлял интересы лично мэра Москвы Юрия Лужкова, а на его место пришел Марат Шарибзянович Гафуров.

Загадочным это событие было сразу по нескольким причинам. Иван Заградский был хорошо известен в юридических кругах, а Гафурова не знал никто. Удивляла и биография Марата Шарибзяновича. Он родился в поселке Акташ Самаркандской области Узбекской ССР, потом закончил Димитровградский машиностроительный техникум, а затем Димитровградский институт технологии, управления и дизайна (филиал).

Марат Гафуров в 1985 году

Сам Гафуров утверждает, что еще с 1982 по 1987 проходил обучение в некоем институте юстиции, где и получил юридическое образование. С 1988 по 1996 годы он работал прокурором в войсковой части 9373 (расположена в закрытом городке Софрино-1 в Московской области). А оттуда сразу превратился в личного представителя Юрия Лужкова и столичной мэрии в судах.

У оппонентов Юрия Михайловича в судах смена опытного Заградского на неизвестного Гафурова вызвала полный восторг. Особенно после того, как они стали свидетелями его выступлений в судах. Вот как описывает судебный стиль Марата Шарибзяновича в своей книге писатель Тюленев, к которому Лужков подавал иск в суд:
«О доверенном лице Лужкова Марате Шарибзяновиче Гафурове вполне можно было сказать, что он человек неискушенный, без особых претензий, другими словами — простак. Для нас это был настоящий подарок судьбы! Конечно, будь нашим оппонентом в суде Донцов или тот же Заградский, то нам пришлось бы гораздо, гораздо труднее. Но судьба распорядилась так, что в Нагатинском суде доверенным лицом Лужкова выступал М.Ш. Гафуров. Пока он не раскрывал рта, он выглядел достаточно внушительно и импозантно. Был он «сытый, бритый, береженый...». Но как только он начинал говорить!
Сказать, что он не блистал красноречием — не сказать ничего. Такого дремучего косноязычия мне вообще никогда до сих пор не приходилось встречать у должностных лиц. Когда я расшифровывал магнитофонные записи судебных заседаний, то именно речи Марата Шарибзяновича вызывали у меня наибольшие трудности. Часто очень непросто было перенести на бумагу его бормотание, придать сколь-либо определенную форму несвязному потоку слов, изобилующему нарушениями грамматики и просто здравого смысла!..
В судебных заседаниях он постоянно путался, противоречил сам себе. Он плохо знал законы: чтобы сослаться в выступлении на соответствующую статью, ему приходилось листать ГК или ГПК. Но главным его «достоинством» все же было то, что М. Ш. не проявлял особого усердия в этом деле. В суде он просто отбывал номер. Он относился к порученному ему Лужковым делу кое-как: специально, по-видимому, к заседаниям не готовился, полагался больше на экспромт и на авторитет своего доверителя, да и вообще несколько раз без веских причин пропускал судебные заседания…
Судья Быкова, которая вначале довольно откровенно подыгрывала представителю Лужкова, под конец процесса стала относиться к Марату Шарибзяновичу с заметным скептицизмом… Дело дошло до того, что судья Быкова стала грозиться послать Лужкову письмо с предложением заменить своего представителя. Мы все ожидали, что ГПУ заменит своего сотрудника на более дееспособного. Но по какой-то неизвестной нам причине замена так и не состоялась…».

Впрочем, оппоненты Лужкова рано радовались тому, что мэра в процессах представляет косноязычный и неподготовленный Гафуров. Да, в судах первой инстанции он зачастую проигрывал иски, но уже в следующих инстанциях результаты Марата Шарибзяновича были стопроцентными. Именно во времена, когда интересы Лужкова в судах представлял Гафуров, в СМИ стали одна за другой выходить статьи о подозрительных победах Лужкова абсолютно во всех судебных делах. Журналисты судебную однобокость объясняли позицией председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой и её личными и деловыми отношениями с мэром Лужковым. Однако правы они были лишь отчасти.

Никому из представителей СМИ тогда не пришло в голову изучить личность самого Марата Шарибзяновича. А сделай они это, то появилось бы полное понимание необъяснимости и неотвратимости побед мэра и его «невнятного» юриста в судебных баталиях. А также тому, почему Гафурова держали в мэрии и назначали на разные посты, в том числе в КРУ мэрии.

Марат Гафуров являлся супругом Светланы Васильевны Нечаевой, которая не стала менять фамилию после свадьбы - дочери Василия Ивановича Нечаева, влиятельного судьи Верховного Суда Российской Федерации из судебной коллегии по гражданским делам, который с 2006 года является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации. (Подтверждающий документ имеется в распоряжении Снаружки Центра «Досье»).

Светлана и Василий Иванович Нечаевы

У этой пары в 1991 году родился сын Ярослав, ныне — мультимиллионер, о котором рассказывалось в первой главе нашего расследования.

Впрочем, похоже, в 2006 году в семье Марата Гафурова и Светланы Нечаевой произошел раскол: неожиданно Марат Шарибзянович лишился должности в мэрии.

Но к 2015 году подрос и окреп Ярослав, который стал надежной опорой деда в бизнесе на судебных решениях. Не забыл Ярослав и про отца. Тот явно не бедствует: об этом можно судить по судебным разбирательствам Гафурова-старшего со Сбербанком, из которых следует, что в 2015 году Марат Шарибзянович решил отдохнуть в дубайском Atlantis The Palm Limi Dubay и заплатил за проживание сумму в 42,2 тыс. долларов

Atlantis The Palm Limi Dubay

Глава 3. Светлана Рублёвская

Мать Ярослава, Светлана Васильевна Нечаева появилась на свет в 1969 году в Саратове, когда её папа Василий Иванович еще не помышлял о судейской карьере, а проходил военную службу. Только в 1975 году Василий Нечаев закончил Саратовский юридический институт и дальше начал стремительный взлёт по карьерной лестнице.

Когда Светлане пришла пора поступать в вуз, ее отец уже являлся заместителем председателя Саратовского областного суда. Поэтому неудивительно, что местом учебы Светлана выбрала все тот же Саратовский юридический институт. А сразу по его окончании талантливая выпускница попала на работу не куда-нибудь, а прямо в Высший арбитражный суд РФ, заняв должность специалиста 1 категории отдела обобщения судебной практики. Её отец в это время уже был заметной фигурой в Верховном суде России.

Понятно, что у такого отца и дети могут и должны быть судьями. Поэтому в середине 1990-х годов Светлана Васильевна получила статус адвоката и была зачислена в юридическую консультацию №13 Московской городской коллегии адвокатов. Участием в каких-либо заметных делах адвокат Нечаева не отметилась. Однако, числясь долгие годы адвокатом, Светлана Васильевна получала стаж юридической работы, необходимый для получения судейского статуса.

Попутно она, по всей видимости, получала интересные предложения от лиц, которые хотели дружить с Василием Ивановичем Нечаевым. Так, одно время Светлана Нечаева являлась штатным советником заместителя мэра Москвы, руководителя комплекса градостроительной политики и строительства Москвы Владимира Ресина. Напомним, что супруг Светланы Марат Гафуров долгое время работал главным юристом московской мэрии и представлял в судах интересы мэра Юрия Лужкова.

Юрий Лужков и Владимир Ресин

К 2011 году необходимый юридический стаж был получен, и Светлана Васильевна легко стала судьей Арбитражного суда Московской области, а через 1,5 года возглавила судебный состав №1 этого суда. За время своей судейской карьеры Светлана Нечаева вынесла немало интересных решений.

Например, практически с первых дней служения Фемиде Нечаевой доставались «сладкие» дела по разделу активов БТА-банка — крупнейшего банка Казахстана.

В этом процессе выступал адвокат Андрей Павлов, чья личная переписка утекла интернет. Согласно публикации «Новой газеты», Павлов хорошо умел выстраивать с арбитражными судьями отношения, выплачивая им от 100 до 300 тысяч долларов за нужный вердикт.

Не забывала она и про интересы лиц, относившихся к клану московской мэрии. Именно она, например, рассматривала ряд исков компании «Интеко», принадлежавшей супруге мэра Москвы Елене Батуриной. В частности, судья Нечаева выносила решение по иску «Интеко» и Елены Батуриной к политику Борису Немцову о защите чести и достоинства. Подозрительно часто на рассмотрение к Нечаевой попадали дела о крупных имущественных конфликтах на Рублёвке, самой дорогой и роскошной территории в России.

Но в 2014 году должностью судьи ей пришлось пожертвовать ради поста отца (об этом подробно расскажем в другой главе нашего расследования). Василий Иванович про любимую дочь не забыл и тут же начал готовить Светлану к новой вехе в ее жизни. Уже в декабре 2014 года Нечаева с успехом сдала экзамен по выявлению уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса города Москвы — это первый шаг к крайне доходному месту нотариуса. Ровно через год, в декабре 2015 года, она сдала квалификационный экзамен на нотариуса. А уже в апреле 2017 года выиграла конкурс на замещение вакантной должности в Москве. Обычно после сдачи экзамена соискателям требуется от 10 до 20 лет, чтобы найти подходящее место. В 2019 году всего 696 человек числятся в базе данных нотариусов Москвы.

Светлана Нечаева во время работы нотариусом

Для нотариата это карьера сродни пробегу спринтера, да не просто спринтера, а чемпиона мира. Даже после успешной сдачи экзамена соискатели порой ждут места по 10 и 20 лет — ведь количество нотариусов ограничено законодательно, и всем кандидатам приходится ждать, пока уйдут в отставку или завершат своё земное существование действующие нотариусы.

В случае со Светланой Васильевной Нечаевой нетрудно предположить, что председателю Федеральной и Московской городской нотариальных палат Константину Корсику нужен был мощный тыл в ВС РФ. Часть обиженных нотариусов (к примеру, тех, кого лишили должности, чтобы усадить на их место «своего» человека) вели в судах борьбу с руководством палат — и порой успешно. А каким может быть более надежный тыл, чем быстро предоставленное и хорошо оплачиваемое рабочее место нотариуса для родной дочери зампреда ВС РФ?

Несмотря на то, что Светлана Васильевна Нечаева никогда не имела больших официальных доходов, она ведет поистине шикарную жизнь. Будучи судьёй арбитражного суда Московской области, Нечаева в декларации указывала, что у неё отсутствует какая-либо недвижимость, а из автотранспорта имеется только джип ВОЛЬВО ХС-90. Но как и её сын Ярослав Гафуров, Светлана Нечаева, видимо, очень скромный человек с не самой лучшей памятью.

По данным дорожной инспекции, во время исполнения обязанностей судьи у Светланы Нечаевой были в собственности автомобили Cadillac GМТ926 Еscalade, Infinity ЕХ35 Еlite, Audi Q5 и Mercedes-Benz С200 Compressor. Просто Светлана Васильевна выдала на них доверенности разным лицам, в том числе своему сыну Ярославу: видимо, решила, раз есть доверенности, то можно имущество и не декларировать.

Cadillac GMT926 Еscalade Светланы Нечаевой

Список ее недвижимости тоже впечатляет. Напрямую или через близких она владела в Москве квартирами на Ленинском и Мичуринском проспектах, а также на улице Лавочкина (107 кв. м.). А буквально перед увольнением из судей Нечаева стала обладательницей еще одной квартиры площадью 120,1 кв. м. и стоимостью в районе 80 млн рублей в ЖК «Созвездие Капитал». В том же доме квартира площадью 129 кв. м. есть и у ее сына Ярослава.

ЖК «Созвездие Капитал»

Глава 4. Святослав, рождённый в мантии

Святослав Нечаев

«Пофигист, бывает забывает, что писал месяц назад совсем другое, создается впечатление, что и не он писал», — так на крупном юридическом форуме характеризуют судью Арбитражного суда Московского округа Святослава Нечаева (но зато хвалят за вежливость). И это описание неудивительно. Святослав, можно так сказать, практически родился в судейской мантии, поэтому вряд ли боится потерять свое место.

Святослав Васильевич Нечаев появился на свет в 1977 году, когда его отец Василий Иванович Нечаев уже отправлял правосудие в Ленинском районном суде Саратова. Когда Святу был год, папа пошёл на повышение — в Саратовский областной суд. Когда Святославу исполнилось 10 лет, семья Нечаевых переехала в Москву, где Василий Иванович вскоре стал судьей Верховного Суда РФ.

У Василия Нечаева есть давний приятель — Вячеслав Звягинцев. Они вместе начинали карьеру в Саратове: один в гражданских судах, другой — в военных трибуналах. В результате, с подачи друга, Василий Иванович увидел для сына карьеру военного судьи. По протекции Звягинцева, Святослав Нечаев поступил и закончил Университет Минобороны и прямо со студенческой скамьи «взлетел», угадайте куда? Правильно, в военную коллегию Верховного суда России.

Звягинцев со временем занял место начальника аналитического отдела Контрольно-аналитического управления Высшего арбитражного суда РФ. Следом за другом отца в арбитраж подался и Святослав Нечаев. В 2002 году он стал помощником судьи, а уже через четыре года совершил решительный рывок — «прыгнул» в кресло судьи Федерального арбитражного суда Московского округа.

Святослав — персона почти незаметная в судейском корпусе. Имея такого отца, о своем обеспеченном благосостоянии можно не беспокоиться. Даже взяток брать не надо. Зачем, если у отца, судя по всему, есть собственная «судейская корпорация», приносящая гигантские доходы? И Василий Иванович не забывает про этого «младшего партнера» своего семейного судейского клана.

У Василия Нечаева сложились давние деловые и дружеские отношения с адвокатом, владельцем юридической фирмы “ЮСТ”, советником председателя Государственной Думы РФ Владимиром Плигиным. Плигин — близкий приятель главы Сбербанка Германа Грефа. Один из бывших партнеров “ЮСТ” Игорь Кондрашов занимает пост вице-президента Сбербанка. Поэтому значительную часть дел Сбера в судах ведет именно “ЮСТ”. И в Верховном суде у этого крупнейшего российского банка никогда никаких проблем не случается. Да, и в Федеральном арбитражном суде Московского округа тоже.

Так, например, в январе 2017 года компания «Транснефть» подала иск к Сбербанку, оспаривая сделки валютных опционов (колл и пут) с барьерным условием, заключенных еще в 2013-м с датой исполнения в сентябре 2015 года. Но из-за девальвации рубля по отношению к доллару в конце 2014 года компании пришлось выплатить банку 66,5 млрд руб. В иске «Транснефть» ссылалась на то, что не является квалифицированным инвестором, сделка была спекулятивной, а банк вел себя недобросовестно, не раскрыв всю необходимую информацию, в том числе о возможном росте курса доллара.

Арбитражный суд Москвы в июле 2017 года удовлетворил иск, но потом апелляция отменила это решение. Дело дошло до кассационного суда Московского округа и было расписано на рассмотрение… Святославу Нечаеву. Несложно догадаться, в чью пользу под его руководством двигались слушания. В результате «Транснефти» ничего не осталось, как подписать со Сбером мировое соглашение, не предусматривающее никаких финансовых выплат со стороны банка.

В следующих сериях мы подробнее расскажем о самом зампреде ВС Василии Нечаеве, а также о лицах, выступающих посредниками в решении вопросов между богачами и судебной системой. Подписывайтесь на наш канал, чтобы ничего не пропустить!

--

--

Снаружка
Снаружка Центра «Досье»

Российские чиновники и силовики нарушают закон, а мы выводим их на чистую воду