Новая бедность и стратегии ее преодоления

--

Уже в начале карантина, разговаривая с респондентами, мы удивились, что люди боятся в большей степени не болезни, а ее экономических последствий. Люди помнят, что предыдущие кризисы принесли рост цен, дефицит, безработицу. За время карантина многие семьи успели почувствовать кризис. Многие потеряли работу и бизнес. Ближе к концу карантина мы решили поговорить с людьми о том, как им пришлось перестроить свою жизнь в ситуации резкого падения доходов и неопределенности с трудоустройством.

Как и прежде, мы решили проводить глубинные интервью. Мы отбирали для исследования людей, которые попали в сложную финансовую ситуацию из-за пандемии. Однако мы столкнулись с проблемами уже на этапе поиска респондентов. Часть из них отказывалась участвовать, а многие соглашались, но потом переносили или отменяли интервью. По опыту предыдущих исследований мы предполагали, что с наиболее бедными слоями труднее всего разговаривать. Те, кто всегда испытывал нужду, уверены, что от их действий ничего не зависит, и разные внешние обстоятельства определяют их жизнь. Они могут перенести интервью или перестать “выходить на связь”, если просто изменилось настроение, или по телевизору началось что-то интересное. Те респонденты, которые только недавно оказались в бедственном положении, не всегда могут сдержать эмоции (одна участница даже прервала интервью, т.к. ей пришлось заново вспомнить все подробности увольнения). Тем не менее, большинство из них смогли поделиться своими стратегиями выживания.

С 2 по 19 июня мы провели 15 глубинных интервью с респондентами 25–50 лет из городов-миллионников, а следом провели количественный опрос на 400 человек.

В каких ситуациях оказались люди из-за карантина?

Для многих семей кризисные явления, связанные с карантином, стали неожиданностью. Люди встретили карантин без финансовой подушки, с кредитами, у некоторых прервался процесс трудоустройства. Бюджеты компаний не были рассчитаны на остановку деятельности. То, что сначала не воспринималось всерьез (“посидим две недели дома и вернемся к привычному ритму”), вскоре выросло в реальную угрозу благополучию.

В компаниях произошли сокращения сотрудников. Оказалось, что многие не знают об обязательствах компании при увольнении, и не получили достаточного выходного пособия.

В других компаниях сократили зарплату: убрали премии; снизили ставку из-за перевода на удаленный режим или сокращенный график работы.

Подработки сократились или стали невозможными из-за специфики работы (там, где нужно контактировать с людьми лично или оказывать услуги малому бизнесу, например организация мероприятий, косметические услуги или ведение бухгалтерской отчетности).

Многие небольшие предприятия приостановили свою деятельность, без доходов остались их владельцы, это отразилось и на сотрудниках — не у всех хватило запасов, чтобы продолжать выплачивать зарплату.

На количественном этапе подтвердилось, что у половины опрошенных случилось что-то, что привело к падению доходов и статуса: потеря работы, сокращение зарплаты или остановка бизнеса.

Стратегии выживания: поиск “плана Б”, прокачка финансовой грамотности и новые способы экономии

Люди оказались в ситуациях “разной степени тяжести”. Лучше всего себя чувствовали те, кому помогает продержаться финансовая подушка или помощь родных. Для них потеря работы — это возможность отдыха и саморазвития, попытка переосмыслить свою жизнь и подумать, чем бы ты хотел в дальнейшем заниматься. Сокращение заработка — это повод пересмотреть свои траты. Они могут себе позволить ждать улучшения ситуации. В ожидании они ищут себя, занимаются обучением или просто больше времени посвящают семье и хобби, давно отложенным делам.

“Пришлось перестраиваться, до этого была некая стабильность, а сейчас приходится думать, что делать, как делать, чем заниматься.”

Тем, у кого не было запасов, но были обязательства (ипотека, маленькие дети, пожилые родственники), пришлось сложнее.

Для респондентов, чей уровень жизни внезапно резко упал, ситуация стала толчком к активной деятельности. Им хочется вернуться к нормальной жизни. Они изо всех сил придумывают “план Б”: как можно подработать, где можно сэкономить, какие выплаты и льготы можно получить. Несмотря на неопределенность, люди пытаются что-то спланировать. Это заметно даже по общению в процессе интервью: такие люди логично расписывают свои шаги, четко объясняют причины своих действий.

Но были и те, для кого ухудшение финансового положения не стало неожиданностью, как в той поговорке: “Никогда не жили богато, нечего и начинать”. Они привыкли к нужде и экономии, и когда она усилилась, просто еще туже затянули пояса. Ситуация не побудила их к активным действиям — скорее всего, они уже смирились и не верят в то, что способны что-то изменить.

Как проходят поиски работы на карантине

Часть респондентов рассказала нам о том, как они потеряли работу. Кто-то попал под сокращение, кто-то решил уволиться по самым обычным причинам (не нравился характер работы, не сошлись во мнениях с начальством…), но выбрал неудачное время. Потеря работы и трудности с поиском новой для многих стали шоком, фактически выдернувшим их из привычного ритма жизни:

“Первые 2 недели были апатия и страх — что же будет дальше? И так страшно из-за коронавируса, а тут еще и работы нет, денег. Нет возможности уехать, найти новую работу, найти подработку.”

Людям сложно осознать ситуацию, когда они могут и хотят работать, но есть внешние факторы, которые их сдерживают:

“Все это вызывает дисбаланс личности. Ты что-то хочешь, ты это можешь, но у тебя это не получается не из-за тебя. Не потому, что у тебя какие-то проблемы, а потому, что это повсеместно происходит.”

Некоторые чувствуют незавершенность, им жаль не столько сокращения дохода, сколько потери любимого занятия, на которое потрачено много сил:

“Когда ушел, было ощущение, что не завершил свою работу. Вкладывал душу и свободное время, и хотелось добиться результата. Сформировалась уже привычка быть все время головой в рабочем процессе, только спустя недели 3 перестал об этом думать.”

Те, кто имеют возможность побыть без работы, не торопятся. Они хотят найти работу получше. Остальные находятся в активном поиске вакансий, но в условиях карантина поиск работы стал намного сложнее, вакансий значительно меньше, а онлайн-собеседования практикуются далеко не везде.

Тем не менее, люди не готовы браться за любую работу, идти на значительную потерю в должности и зарплате, соглашаться на неподходящие их квалификации и интересам обязанности. Они считают, что ситуация не настолько критическая, карантин заканчивается, и компании быстро восстановят бизнес.

Те, кто сохранил рабочее место, понимают, что за него пока следует подержаться, несмотря на возросшую нагрузку или уменьшенную зарплату. Менять работу сейчас — необдуманный поступок, т.к. вскоре рынок труда будет переполнен, а компании будут оптимизировать штат, чтобы справиться с убытками от карантина.

Люди ищут работу стандартными способами: либо через вакансии в интернете, либо через знакомых. В регионах более реально устроиться по рекомендации, меньше доверия к сайтам типа hh.ru, rabota.ru. Некоторые обращаются в службу занятости, но ее помощь сомнительна, особенно для более квалифицированной работы. Так, за 2 недели резюме ИТ-специалиста просмотрели всего один раз.

“В службу занятости не обращалась, но думала об этом. Сначала они не работали из-за пандемии. А потом выяснилось, что нужно кучу справок собрать, чтобы подать заявление. Это сложно и долго. Да и вообще страшно туда ехать, много людей, можно заразиться. Это того не стоит.”

Не проще ситуация обстоит и с подработками. Значительно сократились они у тех, кто подрабатывал и до карантина. Например, бухгалтер на удаленке потеряла заказы, т.к. ее клиенты получили налоговые каникулы, и им не нужны услуги по ведению отчетности. Макетчик по наружной рекламе получает заказы только на демонтаж, но не на создание новых макетов: компании не хотят тратиться на рекламу, которую никто не видит.

Найти новую подработку получается у тех, кто адаптировался к удаленной работе. Например, фитнес-тренер приспособилась вести групповые занятия в зуме. Женщины во время карантина вспомнили подработки юности или пересмотрели отношение к хобби — стали мастерами по маникюру, по стрижке и окраске волос, занялись флористикой.

Поиск подработки офлайн осложняется боязнью заболеть, принести вирус в семью. Поэтому не все готовы работать курьером или таксистом. Тем не менее, несложно заметить, как изменился социально-демографический состав доставщиков Яндекс.Еды.

По данным количественного этапа, в основном людям удалось справиться с потерей работы или доходов на текущем месте работы: те, кто не нашли подходящую работу, хотя бы нашли подработку. Хуже всего пришлось предпринимателям — меньше половины смогли вернуть бизнес.

Откуда еще можно получить деньги?

Кризисная ситуация показала, что многим не хватает финансовой и юридической грамотности. Люди соглашаются на работу без оформления, на которой потом им не платят зарплату. Они не умеют планировать платежи по кредитам или не знают, какие пособия можно получить. Люди просто не задумывались об этом, пока им хватало средств. Но как только доход ощутимо сократился, пришлось изучить, как еще законными способами можно достать деньги.

Индивидуальные предприниматели отреагировали живее всех: они выбили отсрочки по налогам и кредитным платежам. Не всегда это получается с первого раза. Но отсутствие гнета долгов, хотя бы на время, значительно облегчает ситуацию.

“Когда у меня закрылись обе торговые точки, дохода не осталось никакого. Моя сфера не сразу попала в список пострадавших, но я сразу поехал в налоговую, чтобы оформить каникулы. Удалось со 2 раза, но я понимал, что мне без этого никак, и собирался добиваться отсрочек любым способом.”

Обычные люди, не связанные с ведением бизнеса, менее подкованы. Не все знают, что при увольнении по сокращению работнику положены от трех окладов. Некоторые сотрудники писали заявление “по собственному желанию” из-за того, что их “по-хорошему” попросил начальник. Но те, кто были в курсе, получили себе подспорье хотя бы на пару ближайших месяцев.

Самый очевидный источник средств для обычных людей — пособия по безработице, пособия на детей. Однако не везде процесс их оформления понятен и прозрачен. В Москве это делается в несколько кликов, а в регионах система не настолько отлажена: не все можно сделать онлайн, а средства могут прийти на счет только спустя месяц.

В качестве временного решения некоторые оформляют кредитные карты, которые помогут продержаться хотя бы первое время.

“У нас в Краснодаре пособия по безработице небольшие. Мне назначили около 4 тысяч в месяц. Из них мне пока заплатили меньше половины, а должны были уже 2 месяц целое платить. Говорят: ждите. А как ждать, денег-то нет. Я взял микрозайм и теперь мне звонят и требуют погасить, но мне гасить не с чего, пусть судятся, если хотят. Вакансии на бирже при этом не предложили ни одной, кстати.”

Некоторые пытались продавать одежду, технику, ювелирные изделия через Авито. Чаще всего безуспешно: откликов было мало, а если и были, то покупатель сильно продавливал по цене, и продавец от сделки отказывался.

По данным количественного этапа, большинство респондентов воспользовались разными возможностями получения денег. Большая часть оформили пособия на детей, залезли в “кубышку” и нашли подработку. К кредитам обратились 14% опрошенных, у знакомых и родственников в долг взяли чуть больше — 17%.

Как мы учимся экономить

Экономию познали все, даже те, у кого были резервы. Конечно, в зависимости от материального положения, экономия эта совсем разная.

Те, кто потерял менее 50% дохода семьи, не урезали траты до минимума. Их расходы сократились в основном из-за того, что тратить во время карантина особо не на что: люди не ходили по ресторанам, не пользовались транспортом. Деньги тратили только на еду и оплату обязательных платежей. Тем не менее, даже в расходах на еду респонденты стали более внимательны: стали обращать внимание на цены в магазинах, акции, отказались от дорогих продуктов, готовой еды и фастфуда.

“Нет такого, что захотелось — и пошел купил, надо планировать. Поймал себя на мысли, что стал обращать внимание на цены в магазинах.“

А вот у тех, кто потерял основной источник дохода и должен обеспечивать не только себя, но и детей, экономия стала гораздо жестче. Семьи перестали покупать овощи и фрукты (в конце весны они самые дорогие), сладости и мясо. Придумывали, как сэкономить на обязательных платежах (например, отключить детям мобильную связь — все равно во время карантина они не выходят из дома), откладывали оплату ЖКХ.

“Хожу в магазин одна, чтобы не купить случайных продуктов, которые просят дети.”

“ Я уже второй месяц не оплачиваю ЖКХ. Плачу только за газ и воду — боюсь, что отключат за неуплату.”

Женщины стали экономить на покупке одежды и косметики, особенно в случаях, когда она покупается, чтобы побаловать себя. Часть косметических процедур они научились делать сами (маникюр, брови) и даже после открытия салонов будут делать их дома, чтобы тратить меньше.

Из-за экономии на дорогих продуктах многие покупали более простую и сытную еду — крупы, картошку, хлеб и выпечку. Малоподвижный образ жизни в условиях самоизоляции и неправильное питание привели к набору веса и новой проблеме: старая одежда просто не подходит, а к финансовым переживаниям прибавилась неудовлетворенность внешним видом и необходимость покупки одежды.

Мужчины экономят на своих традиционных тратах “для души”: отложили плановое ТО автомобиля или делают часть работ сами (шиномонтаж, замена масла), стараются меньше ездить на авто, чтобы сократить расход бензина и расход шин.

“У меня есть машина, я бы мог на ней ездить, но это же надо на бензин тратиться, а денег на бензин у меня нет, поэтому машина стоит в гараже.”

Для детей, конечно, ничего не жалко. Но приходится включать рациональность и не покупать очередную игрушку или сладость. Некоторые родители уже задумываются о грядущих осенью тратах на учебники и канцтовары. Одна из мам даже призналась, что было бы лучше, если бы учеба в следующем году была удаленной — не придется тратиться на новый комплект школьной формы для подросшего сына.

Данные количественного этапа подтвердили, что подавляющее большинство экономит на продуктах: отказались от дорогих и необязательных продуктов, покупают по акциям. Также большая часть респондентов отказалась от покупки товаров для дома и для себя, необязательных трат на хобби и подарки. Обязательные траты — помощь родственникам, платежи за связь и ЖКХ, самые необходимые продукты — снизились у пятой части опрошенных, что тоже довольно много.

В будущем все неопределенно, но это не значит, что не надо планировать

Количественные данные показывают, что материальное положение людей за период карантина сильно пошатнулось. Процент людей, у которых хватает средств только на покупку еды, вырос в 5 раз — едва ли это можно назвать обнадеживающим показателем. Сократилось и количество тех, кого принято считать “средним классом”. Тем не менее, большинство надеется на положительные тенденции после выхода из карантина.

Участники проекта признают, что планировать что-то даже на пару месяцев вперед невероятно трудно. Слишком мало определенности, слишком много трудностей, которые надо решать здесь и сейчас. Одно ясно: мир больше никогда не будет прежним, а если были какие-то планы, их нужно без сожаления пересматривать.

Значит ли это, что правы те, кто ничего не планирует, ни на что не надеется? Те, для кого планы ограничиваются покупкой пары обуви на лето?

Скорее всего, нет. Стратегия на будущее структурирует жизнь, не дает панике и отчаянию захватить тебя. Те респонденты, которые поделились своим “планом Б”, смотрят в будущее с оптимизмом. Они верят в бизнес, который сможет оправиться от удара, и в свои силы и умственные способности. Кризис помог посмотреть на свою жизнь под другим углом, рассмотреть варианты, о которых раньше не задумывались: например, переезд в другую страну. В целом люди извлекают из кризиса уроки, которые помогут им в будущем.

Радость понимания http://understanding.ru/

Мария Максимова m.maksimova@understanding.ru

Tiburon Research https://tiburon-research.ru/

Ирина Шадрина shadrina@tiburon-research.ru

Валерия Фёдорова fedorova@tiburon-research.ru

--

--

Валерия Федорова
Со-знание перемен

Директор по качественным исследованиям в Tiburon Research, tiburon-research.ru