От чего люди отказываются и за что держатся в изменившейся реальности

--

Первая волна проекта Со-знание перемен посвящена изучению того, от чего люди отказались/сократили и что сохранили/за что держатся в новых условиях (пандемия, самоизоляция, введение системы ограничений).

В качественной части исследования было проведено 15 глубинных онлайн интервью с жителями городов России с населением от 100 тыс.; возраст респондентов: 25-60 лет, период проведения: 6–8 мая. Далее на основании полученных данных была составлена анкета для количественного этапа исследования.

Переосмысление социальных связей

Самоизоляция дала возможность подумать, «а нужно ли мне общение с этим человеком, получаю ли я что-то или просто трачу свое время впустую?». Многие с удивлением заметили, что не скучают по значительной части своих родственников, приятелей и знакомых и по совместному времяпрепровождению.

Самоизоляция свела к минимуму возможность случайных встреч и стала «индульгенцией» для отказа от общения / встреч.

«Я не люблю в гости ходить и, тем более, к себе гостей звать, раньше делала потому, что надо было, а теперь можно просто сказать «мы самоизолировались» и не придумывать объяснения»

«Есть знакомые, с которыми я раньше встречался раз-два в месяц, куда-то ходили, сидели, болтали, выпивали, а теперь нет и не надо. Я обнаружил, что вообще про них не вспоминаю»

В то же время прочные связи стали еще прочнее, ценность общения с по-настоящему близкими людьми возросла

«Я всю жизнь тесно общалась с сестрой, вот мы с ней стали еще ближе, больше общаемся, поддерживаем друг друга. Я поняла, как скучаю по ней и по ее детям, моим племянникам, как хочу скорее их увидеть и обнять. Когда каждый день крутишься, то забываешь проявить внимание и заботу, а тут понимаешь, что на самом деле важно»

Актуализировались прежние (прерванные или ставшие менее интенсивными), но значимые связи — с друзьями детства, одноклассниками, однокурсниками, близкими коллегами с прошлой работы, особенно с теми, кто живет в других городах и странах. Эпидемия и режим самоизоляции стали поводом выйти на связь и дали тему для общения.

«Я через соц. сети разыскал своего школьного друга, с которым давно не общались. Я родился и учился в Казахстане, давно уехал, а он и сейчас там живет. Просто появился повод написать, узнать, как дела, как здоровье, как семья, как у них с эпидемией дела обстоят, что у них можно, что нельзя…»

Сокращение пространства спонтанности

Сейчас любой выход из дома требует собранности и подготовки (маска, перчатки, а иногда и предварительного получения пропуска с указанием маршрута и цели поездки).

Вероятность случайных встреч с друзьями и знакомыми стала меньше, а придумывание планов на ходу просто практически невозможно. Большая часть мест, куда люди раньше могли пойти спонтанно, закрыты и недоступны (парки, кафе, бары, ТЦ, кинотеатры, нельзя просто пойти прогуляться с друзьями, встретиться в центре / на набережной» или зайти в гости).

Меньше стало спонтанных покупок:

  • Люди стараются придерживаться режима экономии, не готовы «спускать деньги» на то, в чем нет насущной необходимости, особенно учитывая непонятные финансовые перспективы

«Раньше я могла купить себе новый чехол на телефон или какую-то другую приятную мелочь (косметику, бижутерию, заколку), а сейчас уже думаешь: а надо ли мне это? Считаешь деньги»

  • Просто не попадают в места, где что-то могло бы их «соблазнить»

«Идешь на работу, зайдешь в кофейню за кофе, заедешь в ТЦ за продуктами, купишь себе что-то из косметики, а сейчас сидишь дома, пойти некуда и, вроде, ничего и не надо»

Пришедшие на замену офлайн шопингу, онлайн-заказы предполагают планирование: выбор более вдумчивый, собранную корзину неоднократно пересматривают, гораздо меньше шансов прихватить с покупками что-то незапланированное.

Люди очень сильно переживают из-за недостатка спонтанности в повседневной жизни (не хватает случайных встреч, разговоров, свободы в выборе развлечений), но видят плюсы в ограничении спонтанности в покупках, полагают, что это позволит им сделать потребление более рациональным.

Во время самоизоляции многие разобрались у себя дома и обнаружили как множество полезных вещей, которые можно ввести в обиход, так и залежи ненужных вещей, купленных под влиянием настроения / момента. Все это подталкивает к ревизии покупательского поведения.

«Я разобралась дома и обнаружила, что у меня очень много вещей, которые мне не нужны, а ведь я их когда-то купила, потратила деньги… Сейчас жалко»

«Я только сейчас поняла, как много у меня одежды, можно еще долго ничего не покупать»

Сокращение возможностей для долгосрочного планирования

Учитывая, что неясно, как будет складываться эпидемиологическая ситуация и когда будут сняты запреты и ограничения, у людей нет возможности планировать развлечения, путешествия и поездки

«Я мечтала попасть на один концерт, а теперь вообще неизвестно, приедет ли эта группа в Россию»

«Я летом собиралась поехать навестить родителей и погостить у них, теперь не знаю, смогу ли поехать, будут ли летать самолеты, будут ли открыты границы»

Многие не уверены в том, что им удастся сохранить работу и привычный уровень заработка, не понятно, что они смогут позволить себе, когда ограничения будут сняты

«Я в этом мае собиралась в Прагу, понятно, что все отменилось. Сейчас бьюсь с авиакомпанией, чтобы они что-то вернули. Говорят, дают сертификат на поездку через год. Я понятия не имею, будут ли у меня через год деньги на поездку или я буду на еде экономить»

Практически ни у кого нет «подушки безопасности», позволяющей строить планы на будущее в условиях финансовой неопределенности

«Я работаю из дома, зарплату сейчас сократили, так как работы мало, сбережения есть, но их хватит на 1–2 месяца, какие планы тут построишь?»

Утрата контроля над своей жизнью усиливает тревожность, однако то, что в этой ситуации оказались все, несколько примиряет с действительностью

«Грустно, конечно, что ничего не понятно с отпуском в этом году, очень хочется на море, но никто же никуда не летит, весь мир сидит по домам»

Развитие краткосрочного планирования и навыков самоорганизации

Люди начинают планировать то, что раньше делали стихийно (продумывать список покупок и блюд, которые они будут готовить, досуг свой и детей, вести семейный бюджет). Это частично позволяет вернуть чувство контроля над своей жизнью.

«Я стала продумывать, что я приготовлю завтра-послезавтра, что мне надо купить, какой сериал мы будем смотреть, во что можно поиграть…»

Те, кто работает из дома, вынуждены оперативно учиться планировать свое время, самостоятельно определять время для выполнения рабочих задач и домашних дел (составлять график, список дел на день), преодолевать прокрастинацию и придумывать, как мотивировать себя на работу.

Практически все говорят о том, что контроль со стороны начальства уменьшился, но они стараются выполнять свои обязанности оперативно и качественно («подтверждать свою нужность»), так как есть страх потерять работу и понимание, что найти новую сейчас будет очень трудно.

Расширение привычных маршрутов для совершения покупок в «своем» районе

Происходит расширение географии продуктового шопинга. Люди активно изучают магазины в «своем районе», сравнивают ассортимент, цены, качество продуктов, посещают больше торговых точек, чем раньше.

Сейчас на это есть время, и поход в магазин является легитимным поводом для выхода из дома, позволяет прогуляться, «вырваться из четырех стен», передохнуть от семьи и детей.

Покупка продуктов становится более эмоциональной

Учитывая, что другие виды шопинга сейчас малодоступны (закрыты ТЦ, магазины одежды и обуви, специализированные магазины косметики и т.п.), покупка продуктов приобретает особое значение и эмоциональную окраску. Она дарит такие же эмоции, которые раньше давали покупки непродовольственных категорий товаров.

Происходит геймификация продуктового шопинга: азарт купить по самой выгодной цене, найти что-то новое в ассортименте магазинов, искать самое выгодное предложение по соотношению цены и качества, ходить за разными продуктами в разные магазины.

«Раньше я, чтобы порадовать себя, заходила в ZARA, каждый раз купишь кофточку или маечку, а теперь мне нравится обходить все магазины на районе, чтобы найти самые красивые помидоры за самую выгодную цену»

Покупка продуктов и последующее приготовление еды становятся важными темами для обсуждения и постов в социальных сетях.

Двоемыслие самоизоляции

Люди сознательно или неосознанно нарушают режим самоизоляции, в силу неспособности пересмотреть свое привычное поведение и вследствие недооценки / игнорирования опасности заражения.

Если человек не готов от чего-то отказаться, то он придумывает себе оправдания, объясняет себе и другим, почему его действия необходимы и / или безопасны.

Также накладывает свой отпечаток всеобщая усталость от самоизоляции («поймите, мы уже просто обалдели сидеть в однушке») и отсутствие внятной позиция государства. Учитывая, что в стране не объявлен режим ЧС и карантин, а только режим самоизоляции, люди полагают, что они изолировались настолько, насколько возможно.

Многие нарушают самоизоляцию «бессознательно», не отдают себе отчет в том, что делают что-то запрещенное: ходят в гости к членам своей семьи, проживающим отдельно, в том числе, пожилым родственникам, иногда приводят к ним своих детей («бабушка же скучает по внучке»), не соблюдают социальную дистанцию в общении с ними (продолжают обниматься и целоваться при встрече и прощании), встречаются с друзьями («мы самоизолировавшиеся и друзья такие же, вот мы и ходим в гости друг к другу»).

Важную роль в таком поведении играют следующие моменты:

  • Людям неловко и стыдно показать, что они могут воспринимать своих родных и близких друзей как источник заражения. Гораздо легче пойти на нарушение правил, чем показать, что ты боишься заразиться от близкого человека, обидеть его своим недоверием. Показательно, что даже те, кто соблюдают правила и избегают общения, обычно объясняют это тем, что это они могут быть бессимптомными носителями и подчеркивают, что «они боятся заразить, а не заразиться от своих близких»
  • Есть опасения, что строгое соблюдение правил будет неправильно проинтерпретировано окружающими, особенно пожилыми родственниками (они расценят это как нежелание общаться и уделить им время и внимание)

«Я не могу маме привезти сумки с продуктами, оставить их на пороге и уйти, она смертельно обидится, если я не зайду с ней посидеть, поговорить, чаю попить. Подумает, что у меня нет на нее времени»

  • Людям свойственно убеждение, что родственники и близкие друзья не могут быть источником заражения, оно всегда происходит от чужих людей (сначала от иностранцев и тех, кто приехал с заграничных курортов, потом москвичей и т.п.)

Как следствие, люди ищут, как обойти запреты и сохранить свои привычки и свою территорию свободы и при этом не вступать в конфликт с властями, т.е. делают вид / искренне верят, что соблюдают введенные ограничения, при этом нарушая их.

Перейдем к количественному этапу исследования

В количественном этапе проекта мы опросили 600 человек: 200 респондентов из Москвы и 400 респондентов из других городов с населением более 1 млн. жителей. В выборку попали мужчины и женщины 20–50 лет. Онлайн-опрос занял у респондента в среднем 5 минут.

На основании данных качественного этапа мы составили список действий (например: “Хожу в супермаркеты”, “Делаю уборку” и т.п.). Затем мы просили оценить, стал ли респондент делать это чаще или реже по 5-балльной шкале.

Результаты количественного опроса подтвердили данные глубинных интервью. Респонденты значительно сократили все активности вне дома: прогулки, встречи, посещение магазинов. Дома они проводят время за книгами, фильмами, чаще общаются в соцсетях и по видео, готовят и убираются.

Мы попросили оценить, насколько респонденты страдают от того, что им пришлось отказаться от ряда привычных действий. Мы обратили внимание, что им в большей степени не хватает прогулок на свежем воздухе, чем каких-то развлечений “под крышей”. Респонденты скучают по живому общению с родственниками, друзьями и коллегами. Также участники опроса отметили, что им трудно обходиться без магазинов, салонов красоты, спортзалов и спортивных площадок.

Если у вас появились какие-то вопросы или предложения по поводу проекта «Со-знание перемен», будем рады обсудить, с нами всегда можно связаться:

Радость понимания http://understanding.ru/

Ирина Рогова i.rogova@understanding.ru

Кристина Черкасова k.cherkasova@understanding.ru

Tiburon Research https://tiburon-research.ru/

Ирина Шадрина shadrina@tiburon-research.ru

Валерия Фёдорова fedorova@tiburon-research.ru

--

--