Back to normal?

--

Карантинные меры по всей стране постепенно снимаются. Казалось бы, жизнь возвращается в привычное русло, «как было до эпидемии». Мы, кто-то потихоньку и с осторожностью, а кто-то и в форсированном режиме, стремясь нагнать упущенные возможности, возвращаемся к прежнему стилю жизни с ее работой в офисе, посиделками с друзьями в кафе, походами в гости, посещением ТЦ и салонов красоты.

Однако, наблюдая за собой и своим окружением, легко заметить, что возвращения к прошлой жизни в полном смысле слова не произошло, жизнь изменилась в каких-то аспектах едва уловимо, а в чем-то наглядно.

Мы решили присмотреться к тому, что вернулось в нашу жизнь, а что пока нет, и провели количественное исследование. Опрос прошли 400 человек, мужчины и женщины 18–60 лет из городов России от 100 тыс. жителей.

Впечатления по свежим следам

После завершения карантина мы попросили вспомнить, как людям жилось в последние месяцы, что их тревожило и радовало.

Около трети респондентов отметили, что хуже всего было переносить заточение дома “как в тюрьме”, ограничительные меры и отсутствие движения.

“Я сидела целыми днями дома, моя жизнь остановилась, я потеряла два месяца обучения и важные события, которые должны были произойти в это время. Жизнь как будто остановилась, а теперь нужно нагонять, но многое не вернуть, я чувствовала скуку, набрала вес.”

На втором месте — сокращение доходов, потеря заработка. Многие семьи столкнулись с нуждой, нехваткой средств даже на самое необходимое.

“Бесплатное специальное питание для младшего ребенка не выдавали с января месяца. То закупить не могли, то в Москве в аэропорту лежит, самолёты не летали, не привезти никак. Приходилось покупать самим, а одна баночка питания стоит порядка 700 рублей, а хватает её на два дня. В общем денег не хватало вообще ни на что.”

Ограничительные меры, кризис, опасность вируса привели к ухудшению морального состояния: кто-то почувствовал тревогу, страх неопределенности, а кто-то депрессию и апатию.

“Страх непонятный, не знаешь чего ожидать, худшее — это незнание, что происходит, и насколько это серьезно.”

Но люди вспоминают и позитивные моменты, которые помогли им пережить непростое время. Некоторые даже испытывают ностальгию по этим моментам. Люди отмечают, что их качество жизни улучшилось, они чувствовали себя спокойно, наконец смогли выспаться и провести больше времени с семьей, решить давно отложенные домашние дела.

“Люблю тишину и покой, люблю когда мало людей на улицах и в трамваях, люблю когда мытьё рук в почёте.”

“Мы не болели, ни взрослые, ни ребёнок, т.к. не было ежедневных контактов в саду и в общ.транспорте с людьми, а обычно кашель и насморк не выводились. Мы сэкономили на проезде и время на поездки на работу и обратно, что существенно высвободило время для домашних хлопот и прочих дел. Ну и соскучились по обычным прогулкам в парках и ТЦ, которые ранее приелись.”

“Я жила хорошо. Все было спокойно как в болоте.”

Когда спали оковы, а бежать некуда

Общее настроение сейчас можно назвать хорошим. Доля тех, кто чувствует себя неплохо, выросла почти в 2 раза по сравнению с периодом самоизоляции.

Люди постепенно возвращаются к обычной жизни. Наконец у них есть возможность делать то, без чего они больше всего страдали во время карантина (мы писали об этом в первой волне проекта): гулять в парках и на улицах, проводить время на природе, встречаться с друзьями и родственниками. Около половины вернулось с удаленной работы.

Конечно, не все привычки и дела вернулись в полном объеме. Кто-то задумался о целесообразности своих ежедневных действий, отсеял ненужное (общение, потребление, развлечения и т.д.) и теперь не стремится вернуться к тому, что кажется излишним (будь то посещение кинотеатров или покупка кофе на вынос по дороге на работу). Осознанность потребления подстегивается сокращением доходов у значительной части населения.

Какие-то привычные задачи теперь решаются альтернативными способами (совещания, обучение и тренировки в zoom, заказ товаров онлайн) просто потому, что это оказалось удобно.

Сохраняющиеся ограничения и запреты особенно повлияли на проведение выходных и отпуска: никогда со времен СССР мы так много не путешествовали по России, не ценили родительскую дачу и 6 соток; некоторые именно сейчас открыли для себя походы, сплавы на байдарках, автотуризм.

Однако тревога сохраняется, люди не считают ситуацию нормальной. Расслабленно себя чувствуют менее четверти опрошенных. Некоторые вещи, которые раньше были обыденными, мы воспринимаем как рискованные и делаем их с опаской / избегаем (поездки на общественном транспорте и пригородных электричках в часы пик, посещение лечебных учреждений). Любое приближение незнакомца и сокращение социальной дистанции вызывает нервозность (вы уже отпрыгивали от того, что спрашивает дорогу или раздает листовки / делали замечания тому, кто близко подошел к вам в магазине?).

Несмотря на официальное ослабление или снятие ограничительных мер во многих регионах, большинство придерживается ограничений хотя бы частично. За время эпидемии возникли новые привычки и паттерны поведения, которые пока сохраняются (внимание к своему самочувствию, тщательное и частое мытье рук, избегание мест массового скопления людей, замена рукопожатий другими знаками внимания).

Что день грядущий нам готовит?

У людей нет однозначного оптимизма относительно будущего. Они не уверены в том, что будет дальше, и как это может повлиять на их жизнь. Только 13% опрошенных уверены в том, что второй волны не будет. Поэтому говорить о стабилизации обстановки в ближайшее время пока рано.

Большинство респондентов соглашаются с позицией, что ситуация наладится в течение года, 73% — в промежуток от полугода до 2х лет.

Радость понимания http://understanding.ru/

Кристина Черкасова k.cherkasova@understanding.ru

Tiburon Research https://tiburon-research.ru/

Артем Тинчурин tinchurin@tiburon-research.ru

Ирина Шадрина shadrina@tiburon-research.ru

Валерия Фёдорова fedorova@tiburon-research.ru

--

--

Валерия Федорова
Со-знание перемен

Директор по качественным исследованиям в Tiburon Research, tiburon-research.ru