Дарономика: экономика дарения, построенная на базе современных технологий и человеческой доброты

Максим Каракулов, один из основателей сервиса дарения Дарудар, рассказал корреспонденту портала «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» Ире Форд о том, как дарение меняет мир к лучшему и как можно зарабатывать деньги на сервисе, исключающем денежные отношения. (Сокращённый оригинал интервью)

— Максим, что такое Дарудар, чем он отличается от других сервисов обмена?

— Дарудар — это сервис дарения, с помощью которого незнакомые ранее люди могут дарить друг другу свои услуги и вещи, не требуя чего-либо в обмен.

Задумывая сервис дарения Дарудар, мы не ставили себе целью создать ещё один сервис обмена вещами, а мечтали воплотить на практике полноценную и полномасштабную экономику дарения, альтернативную той экономике обмена, в которой мы по большей части сейчас живём. В этой новой экономике люди не обмениваются и не торгуют друг с другом, а безвозмездно дарят.

Такая экономика — это не что-то невероятное: мы каждый день сталкиваемся с ней внутри своих семей, когда даём свои родным то, что им нужно и не требуем за это от них ни денег, ни чего-то в обмен. Мы просто дарим, рассчитывая на то, что когда нам тоже что-то понадобится, мы всегда сможем точно также попросить у них это в дар.

Современные технологии коммуникации, прежде всего интернет-технологии, позволяют нам сегодня распространить эти отношения дарения, возможные внутри семьи, на совершенно незнакомых нам людей, и вместо миллионов разрозненных локальных экономик дарения получить одну глобальную общую дарономику. Сервис Дарудар — это наша попытка создать такой инструмент, с помощью которого люди смогут дарить и принимать в дар товары, как одна большая семья.

— Вы утверждаете, что от дарения мир меняется в лучшую сторону, так?

— Даже больше того: с нашей точки зрения, человек как вид появился именно благодаря способности отдавать что-то безвозмездно своим соплеменникам.

Эмблема «Дарудара»

Дарение, которое мы предлагаем на Дарударе — это не благотворительность, в которой люди делятся строго на тех, кто получает и тех, кто отдаёт. Это и не просто раздача вещей даром, когда слепой случай решает, кому достанется та или иная вещь. Это полноценная экономика, в которой каждый является одновременно и получающим, и дающим, и может влиять на то, что кому достаётся.

От привычной нам экономики обмена, в которой каждый тоже одновременно и отдаёт, и получает, экономика дарения отличается как минимум следующим. В обменной экономике, давая что-то человеку, я сразу же требую от него что-то в ответ: будь то деньги, вещь или услуга. В экономике же дарения я ничего от него не требую, но получаю право попросить что-то в дар от совершенно другого человека. Когда речь идет про обмен вещей и товаров, где в правилах игры заложен обмен эквивалентами, ты невольно вынужден бороться, чтобы получить себе побольше и не проиграть. При дарении ты можешь легко отдать больше, а получить меньше, или наоборот: и ты будешь воспринимать это как норму. При обмене ты, не раздумывая, отдаёшь свою вещь тому, кто первый заплатил устраивающую тебя цену, тебе безразлична личность человека. Когда же ты даришь, ты выбираешь, кому из желающих, на твой взгляд, будет приятней всего подарить: кому твой дар принесет больше всего пользы, кому он сейчас нужнее, смотришь также, что и кому человек дарил, за что и как благодарил, можно ли ему доверять, готов ли он в будущем сам дарить. Вся эта информация о каждом участнике хранится на Дарударе.

Таким образом, дарение позволяет каждому человеку на практике с каждым даром проявлять своё понимание щедрости, справедливости, честности, благодарности, доверия. А всё это очень важные, на наш взгляд, качества, преумножая которые в человеке, мы неминуемо меняем в лучшую сторону тот мир людей, в котором живём.

— Сложность вашего проекта в том, что в нём изначально не заложен принцип коммерческого сервиса и хоть какие-то денежные отношения. Но, несмотря на это, вам наверняка есть, чем поделиться в плане опыта по монетизации.

— Самое простое и очевидное, с чего мы можем получать доход — это контекстная реклама, именно она нас сейчас больше всего поддерживает. Но это очень ненадёжный источник: он никак не связан с той основной ценностью, что предлагает наш сервис, а также зависит от множества внешних факторов, на которые мы никак влиять не можем.

Меценатский взнос одного из участников «Дарудара».

Более надёжными и правильными источниками дохода мы считаем фримиум-услуги — платные услуги, которые можно приобретать в дополнение к основным бесплатным услугам сервиса. Например, одна из таких услуг — получение статуса мецената. Человек, который дарит деньги на развитие сервиса, получает дополнительный статус внутри сообщества. Кто-то может подарить 10 рубашек десятку людей, а кто-то — подарить сервису 10 000 рублей: оба вклада будут учтены в сообществе. Теперь, если оба будут желать в дар одну и ту же вещь, то даритель сделает выбор, в зависимости от того, что посчитает для себя более важным: для одного будут более важны конкретные осчастливленные 10 человек, для другого — развитие сервиса, приносящего пользу тысячам людей.

Меценатский взнос одного из участников «Дарудара».

Другая наша фримиум-услуга — благодарственная открытка. За каждый дар у нас принято писать публичную благодарность, и это бесплатно. Но если кто-то хочет поблагодарить своего дарителя особым образом, изысканно и красиво, мы предлагаем ему за деньги специально разработанную для таких случаев открытку.

Ещё одна фримиум-услуга, традиционная для многих социальных сетей, -виртуальный подарок. Это симпатичная картинка, выражающая определённую эмоцию, с возможностью сопроводить её текстом. Такой подарок можно купить и подарить любому другому пользователю, чтобы поздравить его с праздником или выразить симпатию, или оказать знак внимания. Мы проводим специальные конкурсы, в рамках которых наши пользователи рисуют всё новые подарки.

Помимо фримиум-услуг для пользователей, у нас есть услуги для компаний. Мы предлагаем купить доступ к нашей аудитории не абстрактным рекламодателям, а конкретным компаниям-товаропроизводителям. И предлагаем сделать это не в виде навязчивой рекламы, а в виде адаптированного под сервис дарения спецпроекта под название «Подарок компании».

— И как работает «Подарок компании»?

Дорогие Друзья! Мы, супруги — Надя и Саша, хотим познакомить вас с нашими кафе здорового питания «Рецептор»! И дарим в подарок посещение нашего кафе.

— Любая компания — как частный предприниматель, так и большая корпорация — может завести свой профиль на Дарударе и выставлять свою продукцию в дар. При этом, в отличие от обычного дарителя, компания может потребовать от желающих получить дар дополнительных усилий, например: заполнить анкету, протестировать продукт и написать о нём отзыв, сделать фотографию на определённую тему, поделиться со своими друзьями в соцсетях ссылкой на конкурс, зайти в интернет-магазин компании и выбрать понравившийся товар и многое другое. В результате, компания играет по правилам сервиса дарения, получает лояльную аудиторию, репутацию в сообществе и узнаваемость своего продукта. Всё это у нас уже работает: сейчас вопрос лишь в поиске клиентов и продаже им этой услуги.

Еще для компаний мы обкатываем экспериментальную модель продажи лицензии: предлагаем разным организациям и компаниям локальную реализацию сервиса дарения на базе Дарудара.

— Это значит, что у этой компании будет свой раздел внутри сайта Дарудар?

— Не раздел, а свой собственный сервис, который может как пересекаться с основным сайтом, так и не пересекаться и работать только внутри организации. Если компания — достаточно большая корпорация, то для неё такая модель будет действующей и интересной. Компания просто платит ежемесячно за число участников на своём локальном Дарударе. Например, если один участник стоит 10 рублей, а в компании три тысячи сотрудников, то платформа будет обходиться компании в 30 000 рублей ежемесячно.

— А сколько людей пользуются фримиум-услугами?

— Сейчас таких около 3%. На сервисах, которые живут и развиваются благодаря такой модели, это считается средним хорошим показателем. Это говорит о том, что на нашем сервисе данная модель работает, что на сервис приходит достаточное число людей, готовых платить деньги за дополнительные услуги.

— А в чем тогда ваша сегодняшняя проблема?

— Главная проблема в масштабе! Несмотря на то, что у нас ежемесячно дарится более 60 тысяч даров, мы пока ещё маленькое сообщество. Чтобы фримиум-модель сделала сервис окупаемым, нам нужно вырасти раз в десять: тогда деньги, которые мы будем получать от этих услуг, станут достаточными, чтобы не только поддерживать сервис на плаву, но и развивать его. Пока мы получили только работающий прототип модели.

Во всех крупных городах участники «Дарудара» сами организовали «Общие встречи», которые проходят 1–4 раза в неделю. На таких встречах люди знакомятся, общаются, но прежде всего — дарят те вещи, что пообещали друг другу ранее на сайте.

— Вам нужно увеличить масштаб, и вы уже знаете, как это произойдет?

— Для полноценного развития сервиса нужна хотя бы небольшая постоянно действующая команда. Сейчас у нас ресурсов хватает только на одного сотрудника, а это сложно назвать командой, это очень неэффективно. Если мы получим определенные инвестиции на 2 года, и за эти 2 года вырастем до ежемесячной аудитории в 5 миллионов пользователей (а сейчас у нас максимум 500 тыс. в месяц), то мы сможем содержать как минимум 10 сотрудников, и начнётся совсем другая история!

У нас есть два пути развития. С одной стороны, мы обращаемся к инвесторам и фондам, показывая, что у нас есть работающая модель монетизации, и теперь достаточно вложить в Дарудар деньги, чтобы масштабировать сервис и выйти на самоокупаемость. С другой стороны, мы смотрим в сторону различных грантов. К примеру, мы неоднократно получали грант на пользование серверными мощностями (один из них — от компании Microsoft), а это ежемесячная экономия порядка 100 тысяч рублей, или один-два постоянных сотрудника.

— По умолчанию в проекте заложена экологичность…

— …да, но это у Дарудара скорее побочный эффект, как у любых сервисов, работающих в нише совместного использования (sharing economy), или практикующих обмен старых вещей на новые, или обмен вещей на продукты, или обмен старых вещей на скидку на приобретение новых. Мы не привлекаем новых пользователей экологией, прежде всего мы говорим о том, что работаем с этикой и взаимоотношениями между людьми, выстраиваем между ними новые отношения. Вместе с тем, наши соцопросы говорят, что экологичность входит в десятку мотивов, почему люди выбирают Дарудар.

— Дарудар стартовал в 2008 году как закрытое сообщество, куда новые участники приходили по приглашениям — тогда он был камерным и этим прекрасен. А как сейчас, после того как регистрация открыта, обстоит вопрос с честностью? Помню, был период, когда старожилы возмущались, что на сайте немало получателей даров, которые после эти дары продают.

— У нас давно нет проблемы перепродажи, точнее это стало очень невыгодным: с тех пор, как появилась возможность писать публичные отзывы друг о друге. Если человек замечен за перепродажей полученного изначально в дар для личного пользования, то о нём просто пишут публичный отзыв в его профиле, и репутация его подрывается: после чего с ним в сообществе мало кто готов и дальше взаимодействовать.

— Какие у вас планы?

— Чтобы воплотить нашу миссию — создать полноценную экономику дарения, нет необходимости «заражать» Дарударом все 100% людей, достаточно увлечь нашей идеей 10%, и эти люди уже смогут повлиять на всех остальных.

С другой стороны, мы поставили себе некоторую минимальную вполне достижимую планку, некоторую технологическую цель — занять 20% рынка. Наш основной рынок — это рынок вторично используемых вещей, которые люди приобретают друг у друга через интернет, прежде всего через специализированные сайты обмена вещами. Самый крупный из них — Ebay, который масштабней других воплотил идею торговли друг с другом через интернет. Его альтернатива в России сегодня — Авито.

«Рынок» дарения

Мы создаём систему, опирающуюся на схожие интернет-технологии, но предлагаем людям другой способ взаимодействия — не через деньги и обмен вещей, а через дарение. И мы видим, что большая часть людей готова и продавать, и дарить одновременно на разных площадках. Просто пока мало кто знает про Дарудар. И мы уверены, что если станем соизмеримы с такими проектами как Ebay или Авито, это повлечёт за собой изменения во всём обществе.

Мы пока не стали массовым продуктом, пока о Дарударе узнают и пользуются им только те, кто верит в идею дарения как таковую. А нам нужно увлечь и тех, кому эта идея может быть безразлична, но кто готов видеть в сервисе просто удобный и полезный инструмент.

Помимо плана А, связанного с получением инвестиций, у нас есть и план Б. По этому плану мы можем вырасти минимум в 2 раза благодаря новому современному дизайну, что позволит получить дополнительные средства и пустить их в продвижение. С тех пор, как Дарудар был создан, он вообще не менялся: поэтому его всё меньше любят поисковики, он морально устарел, он элементарно закрыт для современных людей, которые живут в мобильных устройствах и не пользуются компьютерами. Сейчас мы высвободили весь имеющийся у нас ресурс, чтобы собрать сервис в современном адаптивном дизайне, сильно упростить взаимодействие с ним, и открыться для новой аудитории, избалованной множеством современных качественных сервисов.

Новый адаптивный дизайн Дарудара

--

--