Мой опыт жизни в Непале

Yoong
Solo-Travel
Published in
9 min readOct 15, 2017

Внимание: если вы хиппи, выкуривающий килограммы гашиша ежедневно и у вас открыт “третий глаз” - эта статья не для вас. Она вызовет у вас зуд в пятой точке.

Каждый раз, когда читаешь заметки тех, кто прожил в Непале какое-то время, создается впечатление, что Непал чуть ли не лучшая страна на свете. Здесь всё прекрасно, нет проблем и вообще полная нирвана.

Моё пребывание в Непале было не очень долгим, но и продлять мне его не хотелось) Я снимал квартиру в течении одного месяца в Покхаре, затем ещё остался тут после треккинга на неделю в гестхаусе. Провёл почти 2 недели вокруг Аннапурны. И в сумме вышло около двух недель в Катманду. Я считаю, что этого достаточно, чтобы судить о Непале, как месте для жизни.

Квартира. Первый месяц я снимал квартиру. Отчасти по “тайской привычке”, отчасти потому, что жить в гестхаусе мне не очень хотелось, а хотелось какое-то более-менее собственное место. Плюс изначально я планировал остаться в Непале на более долгий срок. Так вот: это была моя первая ошибка. Квартиру в Непале снимать бессмысленно, это пустая трата денег. Ну и плюс это очень неудобно.

Квартиры тут дорогие. В лучшем случае можно снять что-то от 20,000 рупий (~$200). Я надеялся на кухню, но это не сложилось, об этом следующий пункт.

Продукты. Готовить самостоятельно в Непале это глупо. Продуктов тут особо нет. Ну как, есть крупы и т.п., но для этого иметь кухню и не надо. Знакомые вообще прям в гесте на горелке рис варят, вполне довольны =)

Гестхаусы. Гесты тут на удивление дешевые, прямо очень даже. Хороший гест можно найти за $5 в день. На более долгий срок можно найти гесты по $3-4, что в месяц выйдет менее $100. Что уже в два раза дешевле квартиры! В хороших гестах есть общие зоны, где можно посидеть с ноутом. WiFi включен в стоимость. Можно договориться с хозяевами на использование их кухни. Чаще всего это будет бесплатно, иногда могут попросить какую-то сумму за газ.

На долгий срок не стоит снимать квартиру, только деньги на ветер выкините. Живите в гестах, это проще и дешевле. В квартире никто уборку не будет делать бесплатно, в гестах по запросу, чуть ли не каждый день можно заказывать уборку и смену постельного белья.

Газ, вода. С этим тут всё не просто. Газ надо покупать в балонах (если своя квартира), но разводят почти на всём. Например с меня хотели за газ аж $20 за балон. Я знал что цена должна быть $15, поэтому договорился на 1500 рупий. Позже я правда узнал, что нормальная цена на это 1000 рупий. Разводят местные на каждом шагу, ведь если у тебя белая кожа, то и платить ты можешь больше.

С водой тоже жопа. Из под крана вода не питьевая. Её в принципе можно кипятить, но на вкус она останется отвратительной: пить это или применять в пищу я не смог. Так, отварив кастрюлю макарон, я вылил потом это всё в унитаз и вернул хозяевам газовый балон. Потому что смысла готовить тут нет.

Воду можно покупать в 20л бутылках, но для этого сначала надо купить эту самую бутылку. Мне назвали цену 500 рупий ($5), но я отказался и продолжал покупать воду в литровых бутылках. Готовка - это гиблое дело в Непале :(

Разводы. Местные разводят постоянно и по любому поводу. В Катманду покупал пластыри по 20 рупий, влагозащищенные. Тут пластыри продаются по 30 рупий, но промокаемые. Обошел несколько аптек, от безисходности вернулся в первую аптеку, тётка меня уже забыла и начала обсчитывать по 50 рупий за штуку.

В магазине умудрились развести меня на снарягу. Проморгал момент, купил не тот размер. Обратно само собой не берут. Потом до меня дошло: низкий тур.сезон, поэтому важно сделать продажу, сервис совершенно не важен, ведь деньги уже в руках у продавца.

В общем этот раздел я могу писать бесконечно, да и наверное любой может рассказать о чем-то таком. Страна дикая, ни в одной стране я так некомфортно себя не чувствовал. А вроде уже пятый год в Азии…

Со времени посещения Непала и до публикации этой статья я успел побывать в Индии и Шри Ланке. Так что, Шри Ланка — это жопа мира, а Непал топ 2 =)

Добавлю лишь про инициативы правительства. Например парапланеризм. Раньше был свободный рынок, можно было дешево полетать. За счёт конкуренции можно было найти цены даже по 4500 рупий ($45) за полчаса. Каждый день небо было забито парашютами, десятки парашютов.
Месяц назад всё изменилось - правительство каким-то образом стало регулировать цену, теперь полчаса полёта стоят $120. Я поспрашивал знакомых, все сказали - это грабёж. Даже в европах и америках цены ниже. Ну что ж, теперь даже в ясный день менее 10 парашютов в небе. Доигрались)

Но тенденция видна - стричь деньги с туристов хотят на самом верхнем уровне.

Тараканы. Столько тараканов я ещё нигде не видел. В день я убивал по 2-3 таракана. Ни одну сумку или пакет открытым оставлять нельзя, иначе каждый день там будут копиться сухие тараканы. Один раз я нашел таракана во включенном холодильнике: как он туда забрался - я не знаю, но умер он минут через 5 от холода.

Собаки. Это тоже тот еще ужас. В первую же две недели мне пришлось отбиваться дважды от агрессивных псин. Они не просто гавкали, а именно бросались на меня. Первый раз это было в Катманду, я успел отскочить, а в руке у меня была лишь зеркалка, тушкой которой я и долбанул псине в череп. Второй раз ситуация произошла в Покхаре - я уже был наготове и отбивался рюкзаком. Дальше я старался обходить этих тварей по другой стороне дороги.

Еда. Это конечно на любителя, то есть может кому-то это и нравится, но этот человек - не я =) Еда тут примитивная и ни разу не дешевая.

Например, когда я доехал в Китай, то я не мог просто перестать есть китайские пельмени. Они были вкусными и качественными. В Непале меня на третий день начало воротить от местных момо. Именно качество лепки этих пельменей ужасное, они разваливаются. Ну и наполнение из курицы или буйвола вызывает только вопросы. Радует то, что внутрь непальцы научились класть почти что угодно: можно взять момо с сыром и картошкой, яблоком или даже шоколадом.

Кстати, про мясо. Это больше к продуктам, но раз уж затронул эту тему здесь… Мясо тут продаётся в магазинах, но после того как взглянешь на этим магазины - так и хочется стать вегетарианцем) Я теперь понимаю, что чувствуют сотрудники колбасных цехов, когда глядят на колбасу :D

В итоге я стал регулярным посетителем русской кафешки в Покхаре. Ну невозможно местную еду есть ежедневно, хочется какой-то нормальной еды.

Алкоголь. Вот казалось бы, страна не мусульманская, а алкоголь дорогущий. Ну и на вкус отвратительный. За бутылку пива в магазине в придётся отдать около $2.5. В кафе уже будет около $4. И ладно бы умели варить пиво…

Трафик. Это просто жесть. Я думал, что после Индонезии меня удивить будет уже нельзя. А вот нет, ошибался. Такое ощущение, что чтобы тут сдать на права, надо просто знать где газ и где тормоз. Больше никаких знаний не требуется. Парковка? Фигня! Можно встать поперек дороги и поговорить с кем-нибудь, остальные даже сигналить не будут, а просто объедут.

Ведь сигнал тут используется для всего, что угодно, кроме как для предотвращения ДТП. Я еду вперед? Я сигналю. Я поворачиваю? Я сигналю. Ничего не происходит и мне скучно? Я сигналю!

По дорогам ходят также. Последнее время мне редко кому хочется дать в ухо за то, как они ходят по тротуару. Но всё изменилось, когда я приехал в Покхару :)

Для сравнения, в Катманду всё с этим отлично (с пешеходами). Я вообще такую отработанную систему видел лишь в Москве, пешеходы друг другу под ноги не бросаются. В Катманду конечно же за исключение - Тамель :D

Общий идиотизм. Порой бывают бедные страны, но хорошие люди. Порой бывают хорошие страны, но люди-идиоты. А вот тут полная гармония: нищая страна с людьми-идиотами.

Само собой я говорю не про всех и каждого, а в общем, про общую массу людей в Непале

Приведу пример: если надо взять такси, то цены как обычно будут загибать нереальную. Чаще всего есть отмазка - нехватка бензина. Его тут возят с Индии, понятное дело, что он не дешевый в таком случае. Но чаще всего это просто отмазка.

А вот застал я тут предвыборную суматоху. С утра до вечера по улицам бегали люди с флагами и орали что-то. Когда встречались две или более групп людей, то это перерастало в катастрофу - их было слышно на несколько районов. А то, ведь каждому надо с каждым поговорить, при этом всё происходит в одной куче и поэтому все пытаются перекричать друг-друга.

Но пик идиотизма был в моторизированном отряде группы поддержки. Они неделю катались по лейксайду на мотоциклах и джипах и сигналили. Нехватка бензина, ага. То есть как работать - бензина нет, а как не работать, то можно укатывать всю горючку на протяжении недели.

Это лишь один случай, но в целом жизнь местных в Непале это описывает хорошо: они находятся в жопе и совершенно не пытаются оттуда выбраться. Дело не в стране, не в правительстве, просто народ такой. А зачем им работать, когда можно потом белых туристов пойти разводить?

Очень развит тут “бизнес” чистки обуви гуталином. Идёшь в кроссовках по улице, а к тебе постоянно подбегают с предложением начистить спортивную обувь гуталином =) Ну поняли настрой?)

И кто будет мне пытаться рассказать про бедность страны, что жить здесь тяжело и т.п. - брехня. Дело не в стране, тут люди в живут по собственному желанию, это видно. Направление называется раздолбаизм и не более того.

все выключатели такие, работают от силы 2–3

Туристы. Большая часть приезжих сюда - чудики конченные. Есть обычные туристы, кто приезжает в горы, они как и везде, ничего необычного. Но на их фоне выделяются трёхглазые с открывшимися чакрами и бомжи с айфонами.

Большинство из них лезут с Гоа, там сейчас сезон закончился и слишком жарко, вот они и бегут оттуда. Характеристики: денег нет нисколько, практически бомжуют. Готовы ехать 30 часов на автобусе из Индии, потому что это самый дешевый способ добраться в Непал. Но у каждого, сцуко, есть айфон!

После треккинга у меня были вещи, которые мне были не нужны и отписался, что раздаю их бесплатно. Например там была кофта из двойного флиса (double fleece jacket). Кофта слишком объемная, недорогая и в ближайшее время мне точно не понадобится. Я описал её в сообщении как “флис”. Желающие нашлись моментально. Спросили где забрать и когда подойти. А потом спросили “что такое флис?” (facepalm). Почти уверен, что это трёхглазый владелец айфона с Гоа, важно же чтоб бесплатно, а что отдают - это уже дело вторичное.

И в основном такими вот людьми представлено туристическое население Непала.

Плюсы: ну есть тут всё-таки несколько позитивных моментов. Не перевешивают они конечно всего негатива (даже не близко), но не хочется статью лишь в негативном ключе писать. Надо быть реалистом =)

1. Чай! Наконец-то, чайная страна. Здесь пьют чай, всегда и везде. Чай с лимоном, чай с имбирем, чай масала, чай с мёдом. Ну или микс) Как уже задолбала эта кофейная культура, которая захватила мир. Чай - это хорошо =)
2. Виды. В этой стране точно есть на что посмотреть: горы, озёра, долины. Вот только для этого жить тут не надо) Не для жизни эта страна, сюда именно надо приезжать для гор, насладиться пару недель горными пейзажами и валить в нормальную и цивилизованную страну.
3. Коровы =) Для меня это было в новинку, очень необычно. Даже после двух месяцев пребывания в стране это не перестаёт удивлять. Корова пасётся на дороге, щипает травку с разделительной зоны. И это совершенно нормально, машины просто объезжают их, священных животных) А ещё идешь ночью с фонариком, особенно вдоль озера в темноте, видишь сверкающие глаза - светишь на них, а оттуда раздаётся громкое “му-у-у-у-у” :D

В итоге есть раздолбаи-местные, которые особо работать и не планируют. Ведь всегда есть альтернатива, что можно состричь бабла с туристов. Есть вся эта дичь на улицах в виде агрессивных собак, толп тараканов, ужасных водителей и идиотов-пешеходов. В основном это про Покхару - худшее место, где мне когда-либо приходилось жить)

Уезжал я отсюда, прям как покидал какой-то кошмар. И не такой кошмар, где страшно, а где всё на тебя давит долгое время. Как пытка с каплей воды :)

Катманду будет получше. Это достаточно колоритный город. Пыльный и шумный, но здесь хотя бы прикольно. Опять правда не для жизни, но заехать-поглядеть, закупиться поддельным снаряжением и отправится в горы.

В Непал я наверняка вернусь снова, гор необхоженных тут ещё много. Но лишнего дня я здесь не задержусь больше :)

--

--