Отклик на киноленту «Пролетая над гнездом кукушки»

Анна Драгомирова

--

Не так давно, листая библиотеку проекта, наткнулась на фильм «Пролетая над гнездом кукушки» режиссера Милоша Формана. Название было на слуху, однако, память сохранила лишь место действия и неуловимый эмоциональный драматический оттенок. И вот в свой ближайший выходной я решила освежить впечатления.

Действие происходит в клинике для душевнобольных, куда попадает главный герой Рэндл МакМёрфи — трудновоспитуемый преступник, решивший временно перекантоваться здесь вместо тюремного срока. Название фильма режиссер взял из детской считалочки «…one flew east, one flew west, one flew over the cuckoo’s nest….». Психиатрические клиники американцы называют «кукушкиными гнездами». Не очутиться в нем, а пролететь мимо, символизирует стать свободным. Именно это и постарался сделать герой фильма, увлекая за собой обитателей лечебницы.

Свободолюбивый уголовник не может примириться с жесткими принципами больницы, установленными старшей медсестрой Рэтчед. Она — владычица тел и душ пациентов. Терапевтические групповые сеансы, проводимые ею с обитателями клиники, вынимают на свет их сокровенные тайны, попутно стравливая друг с другом, за чем она наблюдает с плохо скрываемым удовольствием.

Присутствие в клинике неуемного МакМёрфи разрушает сложившийся порядок, харизматичный и дружелюбный преступник завоевывает сердца местных пациентов. Чего только стоит сцена, где Рэндл, фанатичный поклонник игры, настаивает, чтобы внести изменения в больничный режим ради просмотра Мировой серии по телевизору. Он проводит голосование среди пациентов за право поменять распорядок, следуя выдвинутому старшей медсестрой условию, но тщетно, голосование срывается. Она игнорирует набранное большинство, полученное МакМёрфи путем невероятных придумок и изворотов. И все же бандит не сдается! Он устраивается напротив выключенного телевизора и начинает настолько образно и эмоционально комментировать якобы идущую трансляцию, что его соратники по лечебнице втягиваются в эту игру и начинают искренне переживать происходящее, словно матч стало явью.

После безуспешной попытки организовать просмотр матча Рэндл предпринимает самовольный выезд с больными на рыбалку в море, где пациенты начинают чувствовать себя «нормальными» людьми. Конечно, по возвращению к берегу его уже ожидает администрация клиники и неизбежное наказание.

Когда бандит узнает, что его пребывание в психушке затягивается на неопределенный срок, он решается на побег. И каким же апперкотом его настигло известие, что большинство пациентов находятся в психушке добровольно, и дело здесь не во влиянии деспотичной старшей сестры!

Главный герой погибает вопреки его неумному жизнелюбию. Сумел ли он показать, какой может быть человеческая жизнь, какова подлинная свобода для тех, кто по собственной воле выбрал заточение в лечебнице для душевнобольных? Тем, кто смирился с регулярными утверждениями других о своем убожестве и поверил им, перестал верить в себя и противостоять насилию и унижениям?

«Я хотя бы попытался это сделать!» — фраза Рэндла из одного эпизода, похоже, обращается в концентрат смысла всего фильма.

Картина снималась в настоящей психиатрической лечебнице. Во время съемок актеры перемешались с реальными пациентами, вжившись в их образ, а те настолько вырвались из их привычного больничного мира, что в разгар съемок невозможно было понять, кто реальный обитатель клиники, а кто — актер! В прокате фильм шел одиннадцать лет. 19 ноября исполняется 45 лет со дня выхода картины на экраны, однако, ее мятежная суть в свободе личности при выборе собственной судьбы вряд ли потеряет свежесть.

--

--

Совместное дело
Совместное дело

Еженедельная газета для людей широких взглядов