Климат-дайджест Центра STS. Выпуск 2.8

Совместный проект Ольги Бычковой (руководитель Центра STS) и Александры Барминой (магистрант совместной программы ЕУСПб и Университета ИТМО «Наука и технологии в обществе»). Второй сезон.

О чем пишут в мире? 14–28 января 2021 года

Очередные климатические рекорды, экологическая политика Байдена, технология улавливания углерода, в Сахаре обнаружены миллионы деревьев и три книги с новым взглядом на климатический кризис.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

2020 — новый самый жаркий год? Институт космических исследований NASA им. Годдарда провел анализ глобальных температур, который продемонстрировал, что 2020 год был немного теплее самого теплого года в истории наблюдений, 2016-ого. Согласно другому анализу, представленному Copernicus Climate Change Service (C3S), средняя глобальная температура в 2020 была чуть ниже показателей 2016 года, однако разница статистически не значима. Ученые-климатологи связывают учащение тепловых волн, штормов, засух, наводнений, лесных пожаров и других экстремальных погодных явлений с нагреванием планеты. The New York Times в статье рассказывает о местах, в которых последствия климатических изменений ощущались сильнее всего в этом году. Отличились Сибирь и Арктика, в которых разница температуры со средними показателями в регионе была самой значительной. Жара спровоцировала лесные пожары, которые выбросили в атмосферу еще больше углекислого газа.

Attempting to cool off in Lyon, France, on July 30, when temperatures reached 99 degrees Fahrenheit.Credit…Jeff Pachoud/Agence France-Presse — Getty Images

Температура мировых океанов обновила рекорд в 2020 году. 2020 год стал самым теплым для мировых океанов за всю историю измерений (с 1940 года) и, вероятно, сегодня темп нагревания океанов наиболее высокий за последние 2000 лет. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в январе в журнале Advances in Atmospheric Sciences группой ученых. Температура океана является удобным индикатором климатического состояния планеты, поскольку океаны поглощают более 90% тепла от выбросов углерода. Авторы перечисляют негативные эффекты от этого тренда, среди которых более суровые штормы (в 2020 году в Атлантике был зафиксирован рекорд — 29 штормов), а также наводнения, засухи и лесные пожары. Ученые ожидают, что из-за климатического кризиса уровень моря к концу XIX века поднимется примерно на один метр, а это повлияет на жизнь 150 миллионов человек на планете.

Лед тает на 57% быстрее, чем в 1990-е. Недавнее исследование, результаты которого опубликованы в журнале Cryosphere, демонстрирует, что скорость потери ледяных масс соответствует наихудшим прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменениям климата. Так, в период с 1994 по 2017 год было потеряно около 28 трлн тонн льда. Такого объема льда было бы достаточно, чтобы покрыть всю территорию Великобритании ледяным щитом толщиной в 100 метров. При этом, согласно исследованию, за анализируемый период — с 1994 по 2017 — скорость потери льда увеличилась на 57%. Причиной потери двух третей растаявшей ледяной массы стало потепление атмосферы, а оставшейся трети — потепление морей. Наивысшие темпы таяния льда зафиксированы в Гренландии и Антарктиде. Ведущий автор исследования и научный сотрудник Университета Лидса Томас Слейтер утверждает, что последствия экстремального темпа таяния льдов будут ощущаться во всем мире.

Credit: CPOM

В таежных лесах России наблюдается повышенная смертность сибирского кедра и пихты. Основные деревья, растущие в сибирской тайге, — пихта, ель и кедр. Начиная с 2000-х ученые наблюдают интенсивную гибель пихт и сибирских кедров. Исследователи из Красноярского научного центра СО РАН анализируют спутниковые данные для мониторинга утраты деревьев и объяснения этого процесса. Выяснилось, что с 2000 года площадь, которую занимают погибшие пихты и кедры, увеличилась на 4% и 7,5%, соответственно. В статье, опубликованной в Global Ecology and Biogeography, ученые объясняют гибель деревьев климатическими изменениями — ухудшением влагообеспечения на фоне потепления. При этом любопытно, что, начиная с 1970-х, потепление стимулировало прирост деревьев в местах, где прежде они не могли расти из-за низких температур. Однако дальнейшее возрастание температуры воздуха привело к водному стрессу и снижению прироста с последующим усыханием части деревьев.

Возрождение железнодорожного транспорта в Европе необходимо для достижения углеродной нейтральности. В 1995 году было прекращено движение Трансъевропейского экспресса — поезда, который курсировал между европейскими столицами и крупными городами. На смену экспрессу и другим поездам пришли самолеты: авиакомпании активно развивали сети коротких рейсов. В итоге на сегодняшний день на долю железных дорог приходится лишь 8% от всех пассажирских передвижений внутри Европы, а 149 из 365 железнодорожных линий, существовавших в XX веке, перестали функционировать к 2018 году. Тем не менее, сегодня в правительствах европейских стран и среди экологических активистов идет дискуссия о необходимости возрождения железнодорожного транспорта в Европе для достижения поставленных климатических целей. Согласно существующим оценкам, полеты внутри Европы на расстояние менее 1000 км ежегодно создают 28 миллионов метрических тонн CO2.

A German railways’ Trans Europe Express train in Switzerland in 1957. Rail now accounts for only 8% of passenger transport in Europe. Photograph: The Guardian

ПОЛИТИКА

Байден вернул США в Парижское соглашение. Климатическая политика — одна из центральных в президентской кампании Джо Байдена. Спустя несколько часов после инаугурации его администрация издала серию указов, направленных на преодоление климатического кризиса. В частности, США вернется в Парижское соглашение, из которого страна была выведена при Дональде Трампе. Стоит отметить, что США — второй крупнейший в мире эмитент парниковых газов. Помимо этого новый президент заявил о намерении отменить строительство трубопровода Keystone XL, который уже долгое время является объектом ожесточенных споров, а также остановить бурение нефтяных и газовых скважин в двух национальных парках. В списке государственных приоритетов на сайте Белого дома климатический кризис находится на втором месте после пандемии Covid. В 2017 администрацией Трампа были устранены с сайта все упоминания о климате.

Климатическая политика Байдена — абсолютное благо? В колонке на The Guardian Ник Эстес утверждает, что климатическая программа нового президента была сформирована во многом под давлением со стороны коренных народов. Однако, она не соответствует в полной мере необходимым для решения климатического кризиса и достижения экологической справедливости задачам. Эстес пишет, что администрация отказалась как от строительства трубопровода Keystone XL, так и от бурения нефтяных и газовых скважин в национальных парках во многом в связи с масштабными общественными кампаниями, инициированными коренными народами. Тем не менее, климатическая программа администрации Байдена в основном ориентирована на возвращение к политике Обамы в области окружающей среды, которая имела ряд недостатков. В частности, Обама способствовал ускоренному строительству трубопроводов, отказываясь лишь от отдельных проектов, оспариваемых местным населением; кроме того, Обама продвигал идею «энергетической независимости» США за счет внутренней добычи нефти. Таким образом, Эстес призывает рассматривать политику Байдена с осторожным оптимизмом.

BlackRock угрожает избавиться от активов компаний-загрязнителей. Ларри Финк, генеральный директор крупнейшей в мире инвестиционной компании BlackRock, сделал заявление, где потребовал от всех компаний, активы которых держит BlackRock, раскрыть свои планы по достижению нулевых выбросов парниковых газов до 2050. В случае несоответствия компании «зеленым» требованиям и продолжения использования ископаемого топлива, Финк пригрозил избавиться от ее акций. По подсчетам The Guardian при отказе компаний менять свою экологическую политику BlackRock может потерять около 10% активов. Такое внимание инвестиционной компании к экологичности партнеров обусловлено давлением со стороны активистов-защитников окружающей среды.

Greenpeace demonstrators protest in front of a BlackRock office in Frankfurt, Germany in February 2020. Photograph: The Guardian

ТЕХНОЛОГИИ

Улавливание углерода — необходимая мера для достижения климатических целей к 2050. В начале января в Великобритании вспыхнула новая волна обсуждений технологии улавливания и хранения углерода (CCS), спровоцированная заявлением Бориса Джонсона о плане развития таких технологий в стране к 2030 году, которое он сделал в конце 2020. Зеленые активисты считают эту технологию дорогостоящей ошибкой. Однако The Guardian собрал мнения некоторых ученых и инженеров, которые высказались в поддержку развития технологии CCS. Общим мнением является невозможность достижения целей Парижского соглашения и снижения уровня выбросов CO2 до нуля без внедрения схем улавливания углерода. Так, профессор Стюарт Хаселдин из Эдинбургского университета считает, что «если у нас есть хоть какая-то надежда на удержание темпов роста глобальной температуры ниже 2 Сo, тогда нам срочно необходимо разработать технологию улавливания и хранения двуокиси углерода». Майкл Стивенсон, директор по науке и технологиям Британской геологической службы, выразил уверенность в надежности такой технологии: «Наука, лежащая в основе улавливания и хранения углерода, чрезвычайно хороша». Исследователи считают, что хранить пойманный углерод можно, например, в истощенных нефтяных месторождениях. При этом ни один из опрошенных специалистов не выразил опасений о долгосрочных последствиях внедрения технологии CCS, все говорили только о краткосрочном эффекте.

Как искусственный интеллект обнаружил миллионы деревьев в Сахаре. Использовавшиеся ранее спутниковые технологии подсчета деревьев могли анализировать лишь участки, на которых сосредоточено множество деревьев; единичные деревья были незаметны для таких технологий. Однако сейчас появились технологии с более высоким разрешением, которые способны различать самые мелкие объекты. Ученые обучили алгоритм опознавать отдельно стоящие деревья и пересчитывать их. Эта технология развеяла миф ученых о том, что на территории западной Африки мало или совсем нет деревьев. Международная группа исследователей завершила анализ подсчетов отдельно стоящих деревьев на территории Западной Африки и была удивлена, обнаружив, что на одном участке Сахары (около 10% территории всей пустыни) растут сотни миллионов отдельно стоящих деревьев.

Source: The Guardian

The New York Times выбрал три книги, предлагающие новый взгляд на экологическую катастрофу:

1) Emmanuel Kreike: “Scorched Earth: Environmental Warfare as a Crime Against Humanity and Nature”. Princeton University, 2021

2) David Pogue: “How to Prepare for Climate Change: A Practical Guide to Surviving the Chaos”. Simon & Schuster, 2021

3) Andreas Malm: “How to Blow up a Pipeline”. Verso, 2021

--

--