T-shaped People: выводы о выгорании

Yana Gurskaya
T-shaped Рeople
Published in
5 min readMay 15, 2019

О причинах выгорания, хайпе и диагностике

Алексей Шкор:

Я вижу 2 типа выгорания. Первый — когда работаешь над тем, что тебе не нравится или не приносит смысла, тогда ты выгораешь, потому что не интересно. А у меня сейчас второй тип — когда мне очень нравится то, чем я занимаюсь и я хочу делать больше, жертвовать многим ради проекта. И чувствую, что вот-вот выгорю (уже год). Иногда даже не замечаю, что замерз или очень голоден, не понимаю, как у меня дела. Думаю, важно делать zoo out и стараться смотреть на себя со стороны, возвращать внимание к себе.

Юра Веденин:

Невнимательность вообще основная причина выгорания, как по мне.Когда не понимаешь, чего ты хочешь, не понимаешь, токсичные или нетоксичные люди вокруг. И это в первую очередь невнимательность по отношению к себе.

Дмитрий Бортницкий:

Выгорание для меня — история о потере мотивации. И почему она теряется? Потому что не видно результата или результат оказался не таким важным, как ты предполагал. Вот вы работаете по 10 часов на износ, и после того, как достигли цели, не смогли как следует порадоваться, прожить это, сразу побежали достигать следующую. И потеряли со временем смысл, потому что не почувствовали удовлетворения.

Сергей Кадомский:

Когда приходит выгорание, снижаются когнитивные функции и уровень энергии. И что себе говорит в таком случае хороший специалист? Надо поднажать, надо работать больше. И поднажимает, но лучше не становится. Тогда надо еще поднажать! Так я обнаружил себя работающим по 12 часов в день и по выходным, и при этом думал, что где-то не дорабатываю. И изнутри сложно заметить, как катишься вниз, и только на дне осознаешь: я больше ничего не могу. Иногда нужно на 3 месяца уйти в отпуск, чтобы вернуться и понять: ты совсем не огуречик и не можешь работать, как 5 лет назад.

Владимир Янкович:

Я считаю, что есть только одна причина выгорания — несоответствие квалификации специалиста и его задач. В одном случае мы получаем скуку, если ты опытнее, чем требуют задачи. Во втором — стресс от переработки. Поэтому лучшая профилактика выгорания — это периодическое ревью с менеджером или самостоятельно. В IT выгореть вообще легко, потому что ты часто попадаешь в ситуацию, когда делаешь что-то впервые. Так не происходит со строителем: он скорее всего что-то похожее уже делал или кто-то из коллег делал. Айтишник же иногда получает задачу, с которой еще никто никогда не имел дело.

Сергей Кадомский:

В выгорании начинаешь заменять работу на мысли о работе. Я замечал за собой, что занимался прокручиванием в голове потенциальных конфликтов вместо того, чтобы пойти и решать их. Появляется ощущение постоянно мысленной жвачки, которая вносит тревогу в жизнь.

Антонина Ващило-Кутас

Когда говорят, что в разработчики больше выгорают, я думаю, что это охота за хайпом. Все подвержены выгоранию одинаково. Например, HR и маркетологи: их как футболистов все пытаются научить, как лучше работать, это тоже провоцирует выгорание. Просто мы сейчас говорим о выгорании в IT потому, что есть глобальные изменения в сторону осознанности и любви к себе. А айтишники как более продвинутые ребята чаще об этом говорят.

Сергей Кадомский:

Мозг не отключается, когда мы приходим домой. Мы продолжаем думать и решать рабочие задачи. Все интересные мысли и решения приходят не когда мы тупим в монитор, а когда расслабляемся. Поэтому мозг и перерабатывает, потому что не умеет отключаться сам. Для меня прогулка и занятие спортом после работы — отличный способ отдохнуть и дать себе ресурс.

Татьяна Кучинская:

Чтобы диагностировать у коллеги выгорание стоит обратить внимание, если он ведет себя как-то нетипично. То есть тихоня стал агрессором, активно на все реагирует, а тот, что обычно был заводилой — закрылся.

О профилактике и работе с выгоранием

Микита Микадо

Если припекло, всем рекомендую съездить — люди возвращаются с другими мозгами. Также медитация и голодание — очень действенные способы. Я начинал с пары часов голодовки, а потом доходил до 60. Если у вас повышен уровень кортизола, сходите в баню. Люди тысячи лет этими практиками пользовались, зачем нам что-то здесь изобретать? Когда я сбалансировал количество потребляемых калорий, исключил сахар, мучное, рис, у меня получилось стать более сдержанным, хотя я по натуре вспыльчивый человек. В общем, гормоны можно биохачить, это работает.

Дмитрий Бортницкий:

Профилактика выгорания для меня началась с того, что я стал ценить свое время. Установил график: 8:30–17:30. Сначала казалось, что как там команда без меня, но со временем все адаптировались и перестали сыпать задачи и запросы после 17:30, ничего не развалилось. Почему до 17:30? Потому что еще остается много времени до сна и можно его потратить на отдых. Это практика, которую можно начать прямо завтра, не перекраивая полностью свою жизнь.

Ульяна Степановская:

Чтобы оставаться внимательной к себе я ввела практики, которые сначала казались очень искусственными: остановиться и постараться почувствовать пол под ногами, задать себе вопрос: “в каком я состоянии сейчас?”. Но со временем они стали органичными и помогают отслеживать состояние в течение дня.

Микита Геер:

Работать над собой хорошо, но мы можем сменить и токсичный коллектив, неинтересную работу, если все это нас не устраивает. Мы с вами не в концлагере, где мы не можем повлиять на окружающую среду и остается работать только с внутренним состоянием.

Антонина Ващило-Кутас:

Выгорание случается, когда мы на чем-то зависаем. Важно менять фокус: у меня, например, грядки, у кого-то — тайский бокс или медитации. Нужно послушать свой организм, чего он хочет: кардио или еще что-то, может посидеть в ванной в темноте и тишине, чтобы все отстали.

Владимир Юркевич:

Проведу аналогию со спортом и занятиями бегом. Человек решает: вот буду бегать 3 раза в неделю, потом один раз из-за чего-то пропускает. И начинает себя журить, корить и стыдить. И пытается нагнать: больше дистанция, выше скорость. Но смысл в том, что ты уже не пробежал, эта возможность уже упущена, работа не сделана, ты ее не нагонишь. И чтобы не перегореть, нужно это отпустить и дальше продолжать в своем темпе.

Еще одна подсказка из спорта — это подходы с периодизацией. То есть ставим себе цель и идем к ней по восходящей синусоиде, с готовностью к спадам. Обычно мы на работе рвем до предела и всегда идем по восходящей, но так не работает в долгосрочной перспективе.

Полезные материалы от участников:

  1. Презентация Hacking Happiness
  2. Книга “Депрессия отменяется: Как вернуться к жизни без врачей и лекарств”
  3. Книга “Make Time”
  4. Плагин “News Feed Eradicator for Facebook”
  5. Трекер “RescueTime”

Делитесь своими видео, книгами и рабочими инструментами по теме профессионального выгорания. И оставайтесь внимательны к себе и коллегам.

Подписывайтесь на нас в Telegram и facebook, чтобы следить за анонсами ивентов.

--

--