Надо ли боятся «чёрных учителей»?

Vitaly Kalashnikov
tesselogy
Published in
12 min readJul 25, 2017

В ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, можно сразу сказать — нет, не следует их бояться! Но чтобы это утверждение не было голословным, надо разобраться, а что это, собственно, такое — «чёрный учитель»? Тогда и станет понятно, стоит ли его бояться, или нет.

Начнем с рассуждения об условиях, когда человек чувствует себя уверенно и ничего не опасается. Человек чувствует себя уверенно, когда может полностью контролировать ситуацию (чего не бывает практически никогда) или же когда может уверенно предвидеть, как ситуация будет развиваться (что случается гораздо чаще). Неслучайно по этому поводу древние римляне говорили:

«Предупрежден, значит вооружен».

Это значит, что человек не боится ситуации, которую готов встретить «во всеоружии» и с которой знает, как справиться. Собственно, этим задачи и отличаются от проблем: для задач у нас есть готовое решение, а для проблемы — нет (и его приходится изобретать «на ходу») и это нас напрягает.

В Новое время Фрэнсис Бэкон изрек не менее знаменитое:

«Знание — само по себе сила».

В современных условиях эти мудрые высказывания приобретают новые оттенки. Сейчас главным капиталом человека или организации является не земля, как в классической древности или в Средневековье, и не промышленное оборудование, как в эпоху расцвета капитализма в ХХ в. Главным капиталом, а также и конкурентным преимуществом сейчас являются знания.

Однако знания не висят в вакууме. Фактически, знания — это комплекс, включающий как некоторую информацию, так и людей, способных собирать и упорядочивать эту информацию, а также извлекать из нее пользу. Неслучайно поэтому в конце прошлого века в менеджменте возникли концепции «обучающейся организации», «управления знаниями», «управления талантами».

«Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надежным источником превосходства над ними».

Эта мысль Ари де Гиуса (бывшего регионального управляющего компании Royal Dutch/Shell, председателя Англо-Голландской торговой палаты) сегодня, в эпоху информационной революции, является особенно актуальной. Если способность обучаться быстрее конкурентов дает преимущество, то подрыв этой способности становится важнейшим способом конкурентной борьбы. И не следует думать, что это касается исключительно сферы бизнеса или политики — в современном мире благодаря доступности информационных технологий каждый человек может заявить о себе, вследствие чего конкуренция возрастает и на индивидуальном уровне и становится все более жесткой.

В качестве одного из коварных способов такой конкуренции (как отдельных людей, так и групп и даже целых государств) можно назвать манипуляцию информацией с целью навязать противнику веру или убеждения, вредные для него и тем обеспечить себе преимущество. Скрытое обучение другого (человека или группы) тому, что для него невыгодно (или даже вредно), но соответствует интересам организатора обучения, психолог А.Н. Поддъяков назвал «троянское обучение» и «троянские обучающие технологии» (2002).

Он опирался на известный миф о том, как во время Троянской войны (разразившейся из-за похищения из Данаи Елены Прекрасной), данайцы никак не могли взять укрепленную Трою. Тогда они сделали вид, что сняли осаду и оставили у ворот большого деревянного коня. Когда троянцы втащили это чудо в город, ночью из него выбрались затаившиеся внутри воины и, перебив стражу, открыли ворота своим. С тех пор троянский конь — это имя нарицательное для разных вредоносных «подарков» или «помощи». В частности, троянской называют вредоносную программу, которая внедряется в компьютер жертвы, чтобы выудить информацию, которую автор этой программы может использовать для нанесения жертве вреда (это могут быть пароли, данные кредитных карт, другая личная информация).

Из античного мифа о троянском коне пошла поговорка, являющаяся строкой из «Илиады» Гомера:

«Бойтесь данайцев, дары приносящих!»

Это не значит, что надо бояться любых подарков и в любой помощи подозревать подвох. Однако надо понимать, какую помощь можно принимать, и какое обучение пойдет на пользу, а какое способно навредить.

Как отмечает сам А.Н. Поддъяков, троянское обучение встречается даже в сказках, когда одни персонажи учат других тому, что для них невыгодно или опасно. Например, Баба-Яга учит Иванушку садиться на лопату, чтобы засунуть его в печь; Лиса учит Волка ловить рыбу на собственный хвост в проруби; Лиса Алиса и Кот Базилио учат Буратино, как приумножить деньги на Поле Чудес в Стране дураков, и т.д. Как пели Алиса и Базилио в известном советском фильме «Приключения Буратино» (словами Булата Окуджавы, написавшего стихи к этой песне),

«На дурака не нужен нож,—

Ему с три короба наврешь —

И делай с ним, что хошь!»

В эзотерике подобный феномен обучения «с двойным дном» известен давно и получил название «чёрного учителя». Фактически, на этом «чёрном учительстве» построены все тоталитарные секты, которые заманивают людей обещаниями открытия им некоего «сокровенного знания», а на деле превращают их в запрограммированных «зомби», обслуживающих потребности своего лже-гуру.

Такую ложную ориентацию, когда настоящее развитие подменяется корыстной выгодой, тибетский лама Ч. Трунгпа называл «духовный материализм», М. Кэплен назвала это одной из «ловушек просветления», Ст. Волински обозначил это «ложная духовность», а Е. Весельницкая подобные псевдодуховные тусовки метко обозвала «духовка».

Психологическими причинами появления таких «чёрных учителей» служат их собственные психологические проблемы, которые психоаналитик А. Адлер в свое время назвал «комплексы». Сейчас в обиходной речи «комплексами» называют сниженную самооценку, а неуверенного в себе человека называют «закомплексованным». Однако, по Адлеру,

Комплекс — это сочетание осознанной самим человеком своей неполноценности в чем-то и стремления эту неполноценность как-то компенсировать (или исправить).

При этом компенсация может быть разумной, если человек спокойно принимает свое несовершенство и работает над ним — учится, развивается. Но если человек (именно в силу заниженной самооценки) боится признаться себе, что с ним что-то не в порядке, тогда, для сохранения своей маски «я о’кей», человек неосознанно прибегает к гиперкомпенсации. И вместо разумных действий совершает нечто нелогичное — например, «перегибает палку» в противоположную сторону. Скажем, если человек пытается скрыть от самого себя (а тем более — от окружающих) свой страх, он будет вести себя чересчур вызывающе и агрессивно. Если же он пытается замаскировать свое раздражение и агрессивность, то будет чрезмерно любезен и приторно доброжелателен.

И все это происходит потому, что человек не осознает свои настоящие качества, а вместо этого лепит позитивный, одобряемый окружающими «образ Я». Неслучайно психологическая поговорка гласит:

«Мы можем управлять только тем, что осознаем, а то, что мы не осознаем, само управляет нами».

Именно из неосознанности собственных настоящих мотивов и ценностей вырастают многие (а пожалуй и все!) проблемы, которые мы создаем себе и окружающим. И, как сказано в древней мудрости,

«Горе вам, если не ведаете, что творите!»

Следовательно, настоящее развитие начинается, как писал эзотерик В.Данченко, с «честного самопроявления». Это требует искренности прежде перед собой, да и перед другими тоже.

У того же, кто не готов разрушить свой приукрашенный образ, остается необходимость как-то поддерживать маску высокой самооценки. И тогда такой человек может (по своеобразному «закону маятника») качнуться в прямо противоположную область — завышенной самооценки. У человека есть два способа повысить свою самооценку. Во-первых, можно упорно работать над собой, чтобы знать или уметь что-то, что у него получается лучше других, но это требует больших усилий (а все живое стремится экономить усилия), да и успех вовсе не гарантирован! Во-вторых, можно повысить самооценку «дешево и сердито» — окружив себя людьми, заведомо слабее себя, а если таких найти не удается, то любыми (часто косвенными, «троянскими» и манипулятивными) способами «втоптать» окружающих ниже себя. Кроме того, втайне чувствуя свою слабость, такой человек боится ее обнаружить и поэтому ему выгодно ослаблять всех окружающих — так он чувствует себя в безопасности!

«По умолчанию», в обществе существует установка на доверие между людьми. Исходя из этого предполагается, что все, кто оказывают помощь другим, действительно хотят помочь, особенно если это входит в их профессиональные обязанности. Этим пользуются не только откровенные мошенники (которые, например, втираются в доверие, представляясь сотрудниками социальных или ремонтных служб, или используя форму полицейских или халаты врачей). Такое наивное доверие эксплуатируют и «черные учителя» с их троянским обучением. Неслучайно народная мудрость гласит:

«Доверяй, но проверяй!»

К сожалению, именно мотивация самоутверждения за счет окружающих часто движет теми людьми, которые идут в учителя, врачи, психологи, а также в руководители и политики. При этом на уровне сознания эти люди заявляют цели самые благородные и самоотверженные, однако здесь действует механизм психологической защиты от травмирующей самооценку информации, который отец психоанализа З. Фрейд назвал «рационализация» — то есть логичное оправдание нелогичных (неосознанных) действий. Поэтому верна библейская поговорка:

«По плодам их узнаете их».

Ей вторит современная психологическая поговорка:

«Если вы хотите понимать людей, перестаньте их слушать».

Все дело в том, что слова выражают сознательное желание человека создать себе позитивный имидж, чтобы не быть отвергнутым в обществе. Однако именно результаты действий показывают искренность намерений человека. Если его помощь неизменно ведет к ухудшению ситуации, оказывается «троянской», значит, втайне он этого и хотел — что бы при этом ни заявлял в свое оправдание!

Увы, подобная негативная мотивация может быть и у родителей, которые повышают свою самооценку за счет собственных детей. Дело в том, что самооценка — это стержень личности и за ее спасение человек бьется до последнего и в случае угрозы ее разрушения, как утопающий, хватается за любую соломинку, не щадя никого — даже самых близких. Поэтому, как гласит психологическая поговорка,

«Проблемы детей — это увеличительное стекло, демонстрирующее проблемы родителей».

Соответственно, если родители неосознанно решают свои проблемы за счет ребенка, он неизбежно растет проблемным. В психологии это называется «вторичная выгода» — когда на первом, сознательном, «слое» родителям неприятно и стыдно за свое непутевое чадо, но в глубине души они испытывают удовлетворение, что все-таки есть в этом мире кто-то кто хуже них и кому они с полным правом могут читать нотации, ставя себя в пример и недоумевая:

«И в кого он такой уродился?».

Итак, «чёрными учителями», осуществляющими «троянское обучение» и «удушение любовью» могут быть не только эзотерические «мастера» и «гуру», но и родители для собственного ребенка! Но, как мы упоминали, это же касается и некоторых профессионалов — педагогов, психологов, врачей (особенно психиатров и психотерапевтов), руководителей, ведущих тренингов личностного роста и бизнес-тренеров.

Это значит, что манипулятивными (и по сути троянскими), уводящими человека от реального решения его психологических проблем, являются многие обучающие и развивающие программы. Вместо настоящего развития, повышающего осознанность и критичность человека, они накачивают дутой «уверенностью в себе» ложный «образ Я» Это и так называемые «Лидерские тренинги» (выросшие из ЭСТ-семинаров В. Экхарда»), и те семинары и тренинги, которые проводят для своих сотрудников сетевые компании, и многие «духовные школы» разных «супергуру», включая и маскирующиеся под духовные семинары и школы традиционных конфессий — буддизм, христианства, ислама. Однако далеко не все, кто занимается обучением и развитием людей, являются злонамеренными «троянцами». Поэтому очень важно отличать подлинную духовность от мнимой духовности «чёрных учителей» и подлинную помощь в развитии от троянского обучения!Как гласит известная поговорка,

«Нельзя с водой выплескивать и ребенка!»

Чтобы не впасть в опасную ошибку, следует осознавать те признаки, которые позволяют проводить такое различие (а ведь именно тонкость различения якобы «одинакового» является признаком высокого интеллекта!). Фактически, все указанные программы «обучения» и «развития» по своей сути весьма сходны — они предлагают своим участникам слепое следование за авторитетом, подавление сомнений и для этого эмоциональную раскачку участников, вообще преобладание эмоций над разумом, а также противопоставление своей группы остальному миру. Все это подпадает под признаки тоталитарных деструктивных сект. Так что «чёрные учителя» практикуют свое троянское обучение не только в эзотерических культах, но и в модных бизнес-структурах, и даже в современных террористических сетях!

Особенно уязвимым для троянского обучения оказывается удаленное обучение посредством компьютерных сетей, когда труднее распознать фальшь в поведении человека. Однако, как ни странно, троянское обучение может быть использовано не только во зло, но и во благо. Например, сотрудники израильского Контртеррористического института вклиниваются на формы террористов и подсказывают им различные вредные идеи, которые могут привести к нарушению их конспирации и даже гибели. Но все же чаще «троянское обучение» используют именно злонамеренные люди, повышающие свою самооценку (а иногда и набивающие карманы или решающих политические задачи) за счет свои последователей.

Иногда такое троянское обучение доводит людей не только до разорения, разрешения семей или психических срывов, но и до самоубийства — достаточно вспомнить несколько скандалов с сетью «Лидерских тренингов» в разных городах страны, а также печально известные сетевые группы (такие как «Синий кит»), «кураторы» которых доводили подростков до суицида (в принципе, по той же схеме действуют и вербовщики псевдорелигиозных террористических организаций, создавая себе покорных смертников).

Про психологический портрет таких «кураторов» мы уже поговорили, но приходится опять констатировать:

«Проблемы детей — это зеркало проблем их родителей!».

Если ребенок, а в особенности — подросток, который начинает активно осваивать социальный мир и самоутверждаться в нем — сохраняет психологический контакт с родителями, встречает понимание с их стороны, чувство нужности, ценности и защищенности, ему подобные группы грозят в гораздо меньшей степени. К сожалению, полной гарантии не дает и это, ибо в подростковой среде велико влияние моды и подражания и в такую деструктивную группу его могут втянуть сверстники. А технологии психологической обработки за последние полтораста лет отработаны прямо-таки до совершенства. При условии изоляции от других источников информации (при физической изоляции или же полном запрете обсуждать полученную информацию с кем-либо посторонним) программированию может быть подвергнут любой, даже самый разумный и критичный человек. Это происходит еще более эффективно при использовании психоактивных веществ, применение которых практикуется не только спецслужбами, но и многими преступниками и сектантами.

Преимущество детей, которых по-настоящему любят их родителя в том, что такие родители внимательны к своему ребенку и вовремя замечают начинающиеся странности в его поведении и могут успеть перехватить начавшееся втягивание в воронку психопрограммирования. Неслучайно американский психолог Дж. Джампольски назвал свою книгу очень точно, в трех словах выразив целую философию:

«Любовь побеждает страх».

А.Н. Поддъяков выделяет несколько видов «троянского обучения» — преднамеренное (сознательное) и непреднамеренное (неосознанное), а также подавляющее (со злым умыслом) и стимулирующее (с добрым умыслом).

То есть иногда троянское обучение проводится и с добрыми намерениями, когда человеку в неявной форме подают информацию, которую он не хотел бы усвоить, но которую легче воспринимает замаскированной, например, под игру. Это предполагает сознательное использование такого метода. Однако, как уже было сказано, часто «троянское обучение» применяется неосознанно для решения человеком собственных психологических проблем за счет других людей (а решение своих проблем за чужой счет — это вообще источник любых манипуляций, то есть скрытого управления). То есть непреднамеренное «троянское обучение» всегда неосознанное и всегда вредоносное.

Но не менее регулярно «троянское обучение» применяется людьми и группами вполне сознательно и чаще всего — с недобрыми намерениями, среди которых — манипуляция оппонентом для гарантированной и относительно легкой победы в конфликте без прямого столкновения. Китайский военный теоретик Сунь У (Сунь Цзы) в своем трактате «Военная стратегия» (VI в. до н.э.), который на Западе переводят как «Искусство войны», назвал войну «искусством обмана» и утверждал:

«Лучше всего победить вражеское войско, не применяя оружия».

Сунь Цзы в своей книге предложил 36 стратагем, то есть стандартных форм поведения (стратегий) в разных ситуациях, обеспечивающих в них победу. Эти стратагемы до сих пор служат основой для военных стратегов по всему миру, однако в последнее время они приобрели популярность и как инструмент планирования конкурентных действий в бизнесе. Причем многие из этих стратагем включают обман противника, включая и навязывание ему определенных убеждений (по сути — то же «троянское обучение»).

Советский математик В.А. Лефевр, рассматривая возможные формы поведения противников в конфликте, в качестве одной из стратегий победы описывал «формирование доктрины противника путем его обучения». То есть, подкинув противнику определенные идеи (иногда «от противного» — например, упорно заявляя, что у нас нет этого оружия, заставить противника нам не верить и считать, что оно у нас есть), можно начать управлять поведением своего соперника. Такое манипулятивное управление В.А. Лефевр еще в 1960 годы назвал «рефлексивное управление» (от лат. reflex — «отражение», то есть передача противнику своих собственных оснований для принятия решения, которые он и отражает-реализует в своем поведении). Подобные технологии являются одной из форм не только бытовой манипуляции, но и ведения серьезной информационной (и даже реальной) войны и поэтому активно изучаются и разрабатываются соответствующими специалистами.

Подводя итог, следует сказать, что «троянское обучение» (как и рефлексивное управление) — это лишь инструменты в руках человека. И как всякий инструмент, их можно использовать и во зло, и во благо — дело лишь в том, кто его применяет. Знание становится силой, если его использовать в деятельности, и если использовать его сознательно. Поэтому знать о различных манипулятиных технологиях должны не только те, кто стремится их использовать во вред другим, но и те, кто не хочет стать их жертвой. Зная о существовании «троянского обучения», «чёрных учителей» и «рефлексивного управления», можно научиться отличать их от подлинно доброжелательных действий. И тогда бояться будет действительно нечего! Как гласит народная мудрость древних латинян:

«Предупрежден — значит вооружен!»

--

--

Vitaly Kalashnikov
tesselogy

Калашников В.Г. кандидат психологических наук, практический психолог, доцент кафедры экономики и управления Стерлитамакского филиала УУНиТ