В Предчувствии Большой Криптовойны Или Хомячки Против Динозавров

Блистательное полу-конспирологическое чтиво от одного из самых ярких постлиберальных активистов сети Дэниела Джеффриса оставило, как и полагается талантливо созданному тексту, будоражащее послевкусие — мигающий красным вопросительный знак, подстегивающий зудящие пальцы ударить по клавиатуре в порыве полемики.

В тщательно подготовленном лонгриде Джеффрис делает весьма убедительную попытку объяснить подноготную разворачивающегося на наших глазах противостояния централизованных моделей контроля и децентрализованной криптоанархии. За красивый термин «криптовойны» мы дружно скажем спасибо Pedro Parrachia, который месяц назад, возможно по наитию, ввел его в дискурс в фейсбук-группе Nanopunk Posthuman Assasins, модерируемой Джеффрисом.

Суть статьи вкртце сводится к причинам, подтолкнувшим очень разные по природе, но схожие по сути структуры обвалить курс биткойна. Речь идет о нашумевшем бане китайского правительства на проведение ICO и идиотскому по форме и сути заявлению главы JP Morgan о биткойне, как о пузыре и мошенничестве.

Джеффрис толкует оба события с точки зрения глобального антагонизма централизованных иерархий в лице правительств и банковских структур и криптовалюты, как опоры децентрализованного блокчейн-ориентированного общества личной свободы. Это рефрен всего текста и главный аналитический вывод, к которому Джеффрис ведет читателя сквозь логически связанную цепь напоминаний о том, что есть такое китайская государственная власть и какую роль играют банки во отношениях «люди — деньги».

Что же объединяет компартию Китая и самую влиятельную финансовую институцию Америки? По мнению Джеффриса обе структуры «спелись» из-за наличия двух общих черт: маниакальной жажды контроля над кровью экономики — деньгами, и страхом этот контроль утратить, проиграв в весьма недолгой перспективе децентрализованно эмитируемым криптовалютам.

С выводом Дэниела Джеффриса спорить бессмысленно ибо он верен. Стоит, наверное, согласится и с перспективой грядущих криптовойн между иерархиями традиционного образца и криптоанархическими образованиями нового типа. Единственный, пожалуй, момент, где Джеффрис остался невнятен, это победа одной из сторон. Складывается впечатление, что читателя призывают запастись попкорном и наблюдать битву титанов, результат которой непредсказуем, а победа одной из сторон равно возможна.

Это и есть то послевкусие, с которым необходимо полемизировать и, в пределе, категорически не согласиться. Войны выигрывают еще до сражения, как говорит нам бессмертное «Искусство войны». Любое сражение с криптой, к каким бы тактическим выигрышам централизованных властных и финансовых структур оно ни вело, неизбежно закончится укреплением парадигмы блокчейна в стратегической перспективе.

Приснопамятный Сатоши Накамото выпустил джина, загнать которого обратно в бутылку не удастся никому. Блокчейн не просто новая технология, такая как, например, интернет вещей или самообучающиеся чат-боты. Само возникновение распределенного реестра и децентрализованно эмитируемых цифровых денег ставит под вопрос оставшийся срок существования старых централизованных моделей и систем.

Появление первых маленьких теплокровных загнало за можай империю гигантских динозавров. Не потому что теплокровные имели что-то против динозавров, и даже не потому, что они были умнее, шустрее и стабильнее, чем хладнокровные монстры. Произошел эволюционный скачок, выведший в свет гораздо более приспособленную форму жизни. Понятное дело, что динозавры не передохли все сразу, а теплокровным пришлось миллионы лет сражаться в межвидовой борьбе. Но сам факт появления существ, способных пережить минусовые температуры, однозначно сигнализировал всей тогдашней биосфере, кто теперь тут будет главным.

Такой же по масштабу и значению эволюционный сдвиг происходит сейчас на наших глазах в сфере управления активами и контроля за информацией. Более жизнеспособная форма уже на арене.

Речь ведь идет не столько о биткойне как о криптовалюте. Хотя и это — показательный пример. Две недели мы наблюдали за нетипичными для китайского правительства тупыми атаками в лоб на местную блокчейн индустрию, когда три крупнейшие китайские криптобиржи остановили торги из-за якобы отсутствующего лицензирования. Того, кто в теме, вряд ли введет в заблуждение такой маневр с торчащими отовсюду белыми нитками.

Еще неделю мы наблюдали как разделяющие «биткойн всё?» мнение выводят свои биткоины в фиат или другую криптовалюту. Тогда же следили за компанией в Твиттере, превращающей Джейми Даймона из уважаемого руководителя одного из крупнейших банков в клинического идиота. Теперь, благодаря однозначной и жесткой реакции всех значимых фигур в криптомире, он для нас «просто Dimon». И что в итоге? Не четыре тыщи биткоинов дают сегодня за один стабильный доллар, а как раз наоборот.

Пусть и дальше пока гоношатся фиатные бронтозавры, но кроме уважаемого жирного бобра Биткойн есть еще и перегреваемый популярностью хорек Эфириум. Занимают свои ниши и зверки помельче, но не менее перспективные — Tezos, NEM, Waves…

Говоря о будущем децентрализации следует помнить, что криптовалюты — только один из аспектов технологии распределенного реестра. И в скором времени они перестанут быть главным индикатором жизненных сил и возможностей блокчейна. Криптовалюты займут свое рабочее место финансового инструмента. Уже сейчас на топ тренда выходит токенизация бизнесов (именно туда направило свой удар китайское правительство, запретив ICO). Для понимания беспредельности темы рекомендую экстраординарную работу Дэвида Сигеля — практикующего гуру токен-экономики.

Ну и социальный аспект блокчейн-децентрализации не следует упускать из виду. На смену традиционным формам власти придут модели пост-демократии или Governance 2.0, где каждый сможет выбрать себе нацию по вкусу, и где личность не приносится в жертву государству. Передовиком такого настоящего, «трушного» самоуправления выступает проект Bitnation с его блокчейн-ориентированной платформой Pangea.

Никто не отменял эволюцию и конкуренцию. Биосфера крипты стремительно набухает новыми формами жизни. Выживут самые приспособленные. Но если уж сравнивать шансы на выживание двух видов — централизованных динозавров и блокчейновых зверьков, то у последних их явно больше. Главным преимуществом блокчейна является личная свобода. Свобода выбора ценностей, смыслов, методов, эквивалентов и сообществ. Свобода это наркотик. Децентрализация — как LSD: для того, кто распробовал блокчейн, мир никогда уже не будет прежним. Технология распределенного реестра это стероид, добавляющий энергии любым крипто проектам в сражении со старой централизованной парадигмой.

Пускай впереди нас ждут серьезные батлы, пускай Империя наносит ответный удар по крипте (и будет он явно не один). Но логика финала также неизбежна как невозможен поворот времени вспять. Поэтому, вместо попкорна я бы рекомендовал Дэниелу Джеффрису и всем нам запастись криптомонетами или токенами прогрессивных проектов децентрализации. С ними будет веселей и спокойней наблюдать как на старый, заранее все проигравший мировой порядок надвигаются очистительные криптовойны.

--

--