Капризы и власть моды

Anastasia Vishnevetskaya
the Big Fashion Theory
6 min readDec 16, 2020

Все же лучше всегда быть дураком по моде, чем дураком не по моде. Иммануил Кант.

Решила вставить как эпиграф к статье любимую цитату — хлесткую и “народную” одновременно. Высказывание принадлежит человеку незаурядного ума, при этом отражает распространенный и сегодня взгляд на моду — и хочется, и колется. Не понятно, что делать с модой, куда лучше склонить чашу весов — дилемма понятная и близкая многим.

Впервые задумавшись о написании статьи о воздействие моды на общество, точнее восприятию этого воздействия, просмотрела, что уже написали другие авторы в интернете, в доступном читателю источнике информации. Авторы в статьях размышляли, как же влияет мода на общество, и получили неутешительный вывод: влияет не очень. Мода — капризная и агрессивная структура, есть у нее в арсенале парочка положительных воздействий, но это “ложка меда в бочке дегтя”. Особенно мне полюбилась мысль о “мировом закулисье”, которое специально занимает все время людей модой, чтобы люди не думали о смысле жизни и не догадались,что живут не так. Легко сделать вывод, люди — заблуждающиеся недотепы, которые до сих пор следуют моде не понятно зачем.

Также, пока размышляла о статье, вспомнила два распространенных высказывания — слепо следовать моде и жертва моды, и задумалась, сколько еще сложилось устойчивых выражений, где мода предстает в негативном ключе. Вот, что нашла в ходе краткого исследования — люди рассуждают о капризах моды, ловушках моды, как много мода не терпит. Мода — власть. Она диктует законы, имеет диктаторов моды и диктат моды. Люди отдают моде дань. Популярны в речи людей милитаристические термины — военная агрессивная среда — взрывоопасный, достался кровью, завоевание, позиции.

На мой взгляд, из-за сложившейся узости взгляда на моду, как на одежду, люди говорят о изъянах индустрии одежды, косметики, аксессуаров, но не говорят об остальном. Из-за этого общество лишено полного списка претензий к моде, как социальному процессу.

Рассуждения и разговоры о влиянии моды ведут к тому, что претензий к моде много, они отличаются большим разнообразием и делятся на 4 группы. Недовольства из одной группы результативнее анализировать совместно, так как социальные процессы и тренды из одной группы пересекаются и объединяются в одну систему.

Навязчивая норма.

Людям не нравится, что мода указывает, как поступать — что носить, что читать, на кого быть похожим, не нравится обязательный характер. Ты слушаешься и получаешь пропуск в общество, а если нет, то проход закрыт. Люди не понимают откуда и почему появляются модные правила и нормы.

В самой по себе норме нет ничего плохого. Люди живут в обществе, значит в мире нормы. Нормы — договор между людьми, единственное, что ведет к согласию и миру. Правила и предписания возникают на горизонте человека неоднократно — законодательная система, профессиональные кодексы, традиции, этикет, правила эксплуатации или правила кредитования.

Люди встречаются с разными формами норм: закрепленные на государственном и глобальном уровне — конституция и конвенция о защите прав человека, или на уровне малых и средних социальных групп — устав школы, компании, устные — правила поведения в очереди или в комментариях в сети. Нормы помогают людям во многом — сохранять жизнь и личность, передавать знания, воспитывать детей, гарантируют бесперебойную работу структур общественных мест “магазин” или “кафе”.

Мода — ещё один производитель норм, как система образования или законодательная, которую так же придумало общество, чтобы жить. Люди без опаски соглашаются с нормами системы образования, которые могут не соответствовать личности, формируют разработанную для них повестку, но страшатся попасть под влияние моды. Претензии к навязыванию модой правил следуют не из симпатии к нарушению порядка, а с недоверием и предубеждениям конкретно к моде, незнанием, как мода действует и сложностью осознать и принять, что общество создало моду для помощи себе.

Защита личности.

Мода в сознании людей закрепилась как антипод индивидуальности, как сильная зависимость от мнения окружающих. Человек слепо следует моде, заменяет внешностью внутренние черты, чтобы скрыть недостатки, ощутить уверенность в себе. В обществе популярно мнение, когда человек решает быть модным, он передает бразды правления в руки моды. Для людей это выглядит как прятки от самого себя, как ценность — быть одинаковым с окружающими.

Для меня занимательная загадка психики — желание человека быть исключительным и одновременно быть похожим на собратьев. Интересно наблюдать, как люди ищут точку баланса в этой дилемме, и мода не помогает им в этом. Мода воспринимается людьми, как убийца индивидуальности.

Заметила, что когда люди говорят: мода — не индивидуальность, и противопоставляют стилю, подразумевают не просто “не люблю когда говорят, что мне делать, не хочу быть как все”, а желание защитить личности. Следование моде — не малопривлекательная ценность, а нападение на самобытность и неординарность человека, что побуждает занять оборонительную позицию.

Люди боятся попасть в зависимость от моды, так как боятся жить в выбранном за них мире и быть не собой. Благодаря распространению мод, связанных с внешним видом, внешние атрибуты человека ставятся во главу угла, что приводит к попыткам скрыть нутро. Люди не один век осуждают подмену внешними особенностями душевных личных качеств или состояния ума. Мода воспринимается как обман, как способ завладеть человеком, присвоить его себе, в ходе чего формируется желание защищаться.

Потребление.

Потребление — группа претензий, которую больше других обсуждает общество — и научное сообщество, и бизнес-сообщество, и политики, и творческие деятели, и массовый потребитель. Жажда потребления, которая каждый раз заново провоцируется модой, приводит к сверхпотреблению.

Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю. <…> Модус обладания исключает все другие; он не требует от человека приложения каких-нибудь усилий с целью сохранения своей собственности или продуктивного пользования ею. <…> В нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще, чем модус бытия… Эрих Фромм

Потребление сопутствует помимо увеличения количества вещей и невозможности их быстро сбыть, нанесению вреда экологии, эксплуатации рабочих на фабриках. Чрезмерное производство товаров приводит к падению качества продукции, к агрессивности маркетинга, замусориванию физического и информационного пространства.

Мода — звено в механизме потребления, которое невозможно удалить без серьезных последствий и которое, как и другие достижения человеческой мысли, человек использует на свой вкус. Получит общество в итоге пользу или вред, зависит от того, что и как человек позволяет себе использовать, и что и как позволяет ему использовать общество.

Общество — гибкая система, которая доказала не раз устойчивость и жизнеспособность, и если посчитает, что сверхпотребление — угроза своего существования, то подстроится под новые задачи.

Вред здоровью.

Хочу еще раз с сожалением напомнить: обсуждение моды в общественном пространстве создает рамки для взгляда — индустрии одежды, косметики, что типично связано с женскими занятиями и внешним видом.

Много раз, будучи подростком, слышала от взрослых — учителей, родителей — как же ужасна эта мода, как же сильно вредит здоровью: короткие тонкие куртки, короткие юбки, обувь, не рассчитанная на продолжительную зиму со снегом. Недавно ряд проступков моды пополнился способом носить брюки — короткая длина штанин в сочетании с короткими носками и проявившейся в результате этого, злополучной голой полоской кожи.

Не уверена, что претензии к моде климатического характера обсуждаются с подобным усердием во всем мире. Думаю, эта группа претензий характерна для областей, где климат отличается от климата мест откуда родом мода — западной европы — даже точнее, стран с классическими столицами моды — Франция, Англия, Италия. Там сформировалась индустрия, в которой царит равновесие и гармония, где и создатели, и потребители слышат друг друга, между ними наладилось общение. Люди, которые похожи на участников этой индустрии, гармонично ощущают себя в модной среде, остальные же остаются за бортом. Отсутствие представителей и голоса этих остальных, ведет к тому, что обширное количество мнений не существует для общества.

Общество пережило и переживет не одну модную тенденцию, которая влияет на здоровье — корсет, высокий каблук, синтетическая одежда, которая плотно облегает тело и не дает отводить влагу и дышать коже. Последнее подобное, что заметила — крупный глиттер в макияже глаз. Выглядит ярко, потребители любят такие макияжи, но не единожды поклонники / поклонницы блесток рассказывали, к чему привела их любовь — резь в глазах, повреждение роговицы, потеря зрения.

Мода — разговор о новом, а новое часто идет в разрез с общепринятыми “старыми” ценностями и правилами. Иногда этим “старым” становится ценность здоровья.

Люди не понимают, что и в каких ситуациях мода делает, а в каких бессильна, откуда возникает, на что воздействует, где начинается и заканчивается ее влияние. Большинство претензий к моде — претензии к одежде, природе и выбору людей, производственному процессу или в целом устройству мира. Люди сталкиваются с проблемными местами и не знают, как поступать, как делать выбор, но повсюду маячит мода. Значит причина недовольств найдена. Ответ на вопрос, кто виноват, лежит на поверхности.

Мода — слишком легкий ответ. Для понимания процессов, которые происходят в обществе, людям полезно определить, где поверхностность размышлений оправдана, а где нет. В сложных структурах, таких как социальные процессы, к которым относится мода, редко природа действий очевидна и проста. Социальный процесс — тонкая материя, где с первого взгляда не понять, что происходит, и легко совершить ошибку. При этом процессы, как инструменты или устройства, поддерживают жизнь социума.

К устройствам прилагается руководство пользователя, которое объясняет границы применения: описание, настройки, ограничения гарантии, список типичных неполадок и как их решать. К моде такую инструкцию не приложили. Так как мода повсюду, людям нужна инструкция к моде, которая бы объясняла, как мода работает, как можно ее применить.

Illustrator: Anastasia Vishnevetskaya

--

--