Модные идеи внедряются в общество. На примере осознанного потребления и продуктивности.

Anastasia Vishnevetskaya
the Big Fashion Theory
5 min readDec 3, 2020

Уточнение — когда я говорю о моде, подразумеваю не индустрию или нечто творческое, а социальный процесс, который затрагивает все, в чем участвует человек. Как понимаю моду содержится в статье “Что такое мода”.

Тренды развиваются по одному и тому же сценарию: будь то мода на новый образ мысли или мода на новый вид пальто. Мода помогает людям заметить и принять новую идею, а новым идеям проникнуть и вживиться в информационное поле. Таких примеров на протяжении развития общества было много, но рассмотрю два случая: осознанное потребление и продуктивность. В обоих модный объект — идея, которая постепенно эволюционирует. В самом начале наступает этап “лекарство от всех болезней”, потом следует этап “что и как много привносит негативного, как и в каком месте разрушает жизнь человека”, и в итоге, на последнем этапе собирается сбалансированный образ, который учитывает альтернативные мнения. Осознанное потребление, и продуктивность взаимодействуют с людьми похожим способом, но на момент публикации находятся на разных этапах вживления в общественное сознание.

Про осознанное потребление

Общество определилось, что мода влияет исключительно на внешность, а не на умы, и относится к несерьезным и поверхностным занятиям, и моду на осознанное потребление не ассоциируют с модой. Не осознают как моду.

Несмотря на это противоречие, концепция осознанного потребления — мода, и действует по законам развития моды. Концепция пройдет те же этапы, что уже прошёл женский брючный костюм, чтоб проникнуть в общественное пространство, чтоб было понятно в какой ситуации и как жить с новым осознанным потреблением.

Мода постоянно требует замен привычных вещей: новых покупок, образов, новых мыслей. Она агрессивна и эгоистична. А осознанное потребление хочет светлого будущего. Какая ж тут мода. Тут полезные и глобальные вещи.

Вначале новая идея, которая до этого обсуждалась только в замкнутых профессиональных сообществах, проникает в массовое информационное поле.

В обществе пока ещё нет понимания, как же правильно осознанно потреблять. Люди ищут ответ на этот вопрос, а тот, кто нашёл, с энтузиазмом его демонстрирует. В этот момент общество погружается в обстановку сотен советов, как достичь минимализма, как раздать ненужное, что к этому моменту накопили непосильным трудом. Чем и в каком количестве пользоваться: к примеру, нельзя владеть 20 рубашками или 10 пледами. Как менять привычный образ жизни: не стоит коллекционировать посуду или косметику. Иначе общество повесит ярлык “нехорошего человека, который не думает о будущем планеты” и откажется вас слушать.

В этом случае человек коллекционирует или много покупает не из-за того, что лень думать и заботиться о будущем. Не планирует уничтожение экосистемы. Чаще всего, он хочет таким способом удовлетворить желания и повысить уровень счастья. Избыточное количество вещей — готовый инструмент, а на поиски нового потребуется много сил.

Возникает диссонанс, так как человек стремится достичь противоречивых точек интереса. Хочет быть современным и хорошим для окружающих. Хочет для этого соответствовать образу осознанного потребителя. Хочет сохранить природу и заботиться о будущем. Также ещё хочет счастья. Желания ставят в ситуацию, где невозможно достичь всего и сразу — либо будешь ощущать себя современным и хорошим, либо будешь счастлив. Чем-то придётся жертвовать. При этом потеря от невыбранного варианта ощущается серьезно, так как речь идет о ценностных установках. Выбор одной провоцирует стремление к другой. Человек попадает в замкнутый круг. В результате повышается тревожность в начале личная, а затем социальная.

Получается, что мода на осознанное потребление помогает обществу распространить полезную информацию, которая улучшает наше будущее, но одновременно с этим увеличивает уровень тревоги. Тут важно отметить, что так развивается новая мода. Общество уже не раз через такое проходило и ещё пройдёт. Главное, накопить как можно больше знаний и лучше подготовится.

Про продуктивность

Похожая история происходила на протяжении последнего десятилетия — мода на высоко эффективный и продуктивный образ жизни. Тут развитие достигло кульминации. Идея вживилась в общественное сознание: сформировался законченный образ, и известны плюсы и минусы.

Начиналось развитие также, как и с осознанным потреблением. В настолько социально привлекательной и одобряемой идее на первый взгляд виднелись одни плюсы. Посыл выглядел сплошь положительным — люди будут стараться как можно лучше работать, не лениться, не сидеть без дела, не валяться на диване. В такой ситуации мир обязан стать лучше. Также сложился привлекательный образ человека — деятельный, занятой, человек, который не позволяет себе раз в неделю посмотреть сериал или встретиться с друзьями.

Когда впервые узнала о подходе, при котором так много успевается и делается, решила, что раскрыла тайну бытия. Люди также восторгались: положительные отзывы на новый образ жизни, новые книги и инструменты тайм-менеджмента, которые вдохновляют работать больше, интервью с людьми — популяризаторами ценности продуктивности. Такая сильная слепая влюбленность схожа с эмоциями вначале новых отношений. Человек видит новое и прекрасное, глаза застилает розовый туман, и появляется уверенность, теперь все будет хорошо. Только надо с этим новым и прекрасным быть поближе.

Прошла первая стадия: одобрение социума и личные эмоции сформировали ощущение правильности происходящего. Яркие приверженцы концепции продуктивной жизни рассказывали о новых привычках, мыслях и ценностях, делились опытом, советовали, как лучше и быстрее достичь высокой производительности. Большинство людей согласилось с эффективностью и фокусом на работу, и в информационном пространстве в отношении к жизни начал доминировать один подход. Явный перекос в одну сторону давил на людей, которые не хотели и не могли жить по заповедям «главное — успеть, как можно больше». Давление переполнило чашу терпения, и люди, которые жили «по-другому», заговорили о том, как видят мир, чтоб защитить и отстоять свой подход. Одновременно с этим, спала пелена с глаз поклонников работать без отдыха. Они заметили негативные последствия такого подхода: жесткие рамки регулировали что, как и сколько делать, новые установки негативно влияли на психику — повышенное чувство вины, тревога, депрессивное расстройство.

Люди заметили в продуктивности недостатки — таким образом закончился второй этап. Сформировалась новая повестка, которая учитывает интересы большего количества людей и разнообразие занятий человека. В образе продуктивного настроя появилась мысль, что чрезмерный перекос в сторону продуктивности и работы увеличивает тревогу и чувство вины, с которыми тяжело справиться. Также вместо продуктивного образа жизни модным стал сбалансированный скандинавский. Сюда относится любой из принципов типа Хюгге, Лагом, Люкке, Сису.

Зная, как развиваются новые модные мысли, общество будет лучше готово к встрече с ними. На раннем этапе учтёт, что идея будет агрессивна, и нужно отнестись с аккуратностью. На втором — можно дополнительно отследить ощущения, чтоб раньше заметить негативные эмоции. Можно лишний раз напомнить собеседнику то, что пережил или ощутил один человек не должно нравится или подходить каждому. Для возникновения баланса новой, только вошедшей в моду идеи, с плюсами и минусами, с разными подходами для разных людей, нужно время.

Illustrator: Anastasia Vishnevetskaya

От автора. Пока писала статью, вдохновилась на создание иллюстрации.

--

--