Обзор книги “Русская теория заговора”: как теории заговора в России стали повседневностью

Книга Ильи Яблокова вышла в 2020 году — в тот момент, когда, казалось бы, на фоне пандемии настал звездный час теорий заговора.

Однако в течение предыдущих 30 лет теории заговора проделали значительный путь: от маргинальных идей на обочине политической дискуссии, они были восприняты и значительно популяризированы правящей элитой.

Человек - существо когнитивно экономное (мир сложный и нас тянет объяснить его более простым образом), и поэтому человека привлекают простые и казалось бы логичные схемы.

Теория заговора сама по себе помогает уложить разнонаправленные события в единую линию, показать тайную руку, которая все устроила, и заодно поделить мир на “своих” и “чужих”. Это органическая черта политики по Шмитту, да и тайна как таковая — свойство власти.

Автор книги изучает новейшую историю, и в этом контексте обнаруживает, как теория заговора вкупе с антизападничеством стала инструментом идеологического и национального строительства новой России.

Центральным событием русской теории заговора, где складываются многие линии, стали события 1991 года. Мы понимаем, что причин у событий 1991 года много, и они носят комплексный характер. Неизжитая травма распада СССР до сих пор владеет умами и по ее поводу нет национального консенсуса.

В 90-е годы национально-патриотические силы продвигали теорию “заговора Запада против России”, и эта версия была на обочине политической дискуссии.

В 2005 году власть начала процесс перехвата этой идеи внутрь официального политического дискурса. Распад СССР стал позиционироваться величайшей геополитической трагедией 20 века, источником неравенства в обществе. Власть солидаризировалась с теми, кто был недоволен таким положением дел — звучит парадоксально, но антиэлитная теория стала частью официальной идеологии. Без этого собрать “путинское большинство” в расколотом российском обществе кремлевским идеологам (Яблоков пишет о публичных идеологах — Суркове и Павловском) — было невозможно, как и определить “другого” — врагов этого большинства.

В этом отличие России от того самого Запада: заимствовав элементы теории заговора, в России они стали орудием не маргиналов от политики, а именно элит. Хотя и оппозиция приобрела собственные теории — например о том, что все происходящее является делом рук чекистов (автор не упоминает такого публициста, как Александр Греченевский — его книга в этом плане превосходит ожидания, он ищет руку спецслужб буквально везде).

Хотя Яблоков говорит о том, что в западном мире теории заговора также активно распространены, в Европе и США богатая традиция своих теорий, но там это популистский элемент критики власть предержащих, а не наоборот.

Автор приводит социологию, согласно которой лишь 13 % населения верят в теории заговора как таковые. Но они не работают сами по себе, а являются частью более широкой антизападнической и популистской риторики.

Книга вышла из диссертации автора, написанной в Манчестерском университете. Это добросовестное исследование, которое препарирует достаточно тонкие материи (дискурс мало кто исследует), но и из-за этого она оказалось достаточно продуктивным и нетривиальным. Это книга не только про образ мышления, но и про идеологию, политтехнологии и новейшую историю последних 30 лет.

Однозначно рекомендую к прочтению.

пс. Книга обсуждалась в профессиональном политологическом сообществе. Я послушал вот здесь.

--

--