Nastya Novikova
The Other Road
Published in
9 min readMay 8, 2015

--

Каждый уважающий себя пользователь метро хоть раз в жизни говорил, что все бессердечные, места никто не уступает, на рельсы упадешь — только на телефон сфотографируют, а помощи от них не жди. Принцип «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» в живом действии. Однако, может быть, утопающие преувеличивают? Так ли часто мы сами помогаем другим, когда нас о том не просят?

Берем двух юных леди различной наружности и запускаем их в столичный метрополитен с целью выяснить, насколько на самом деле отзывчивы обитатели подземки. Для чистоты эксперимента обе взяли по десять мужчин и десять женщин в каждом отдельном случае.

Настя: Родная пересадочная Таганская внушает оптимизм. Много народа, который так и жаждет помочь хрупкой и не очень девушкам поднять тяжеленную сумку по лестнице. В качестве неподъемного груза — огромный крафт-пакет из «Икеи», набитый газетами и нашими сумками. Для пущей убедительности газеты мы затолкали в непрозрачные пакеты, а сверху положили по бутылке воды и питьевого йогурта. Через несколько тренировочных минут таскания «очень тяжелой ноши» и оценки натуральности наших страданий преступаем к эксперименту.

Тамилла: Я старалась быть максимально беспомощной и совершено не способной поднять «тяжелый» крафт-пакет по лестнице на станции Таганская. Увидела свою, как мне показалось, спасительницу, лет 26, на несколько ступенек выше себя. Никогда не думала, что помочь донести сумку может составить какие-то трудности, но, видимо, кризис настолько сказался на молодежи, что услышанный мною ответ, слегка ошарашил. Я даже не успела толком произнести просьбу, только развела руками, мол, тяжела моя судьба, как резко услышала в ответ: «10 рублей» и девушка, в спешке, прыгая по ступенькам вниз, скрылась в толпе. Может это она ко мне так с просьбой обратилась? А может заранее назвала цену вопроса?

Настя: Сказать, что я была шокирована реакциями мужчин — ничего не сказать. Мне отказало сразу несколько человек подряд. Тучный мужчина за сорок презрительно поднимает бровь и буркает что-то вроде «Мужика себе заведи», несмотря на мой измученный вид. Жующий жвачку качок притворяется, что моего вопроса не было, вставляет наушник обратно, смотрит вдаль и верит, но метро не едет пока. Переглядываемся с Тамиллой. Она фотографирует мое лицо и смеется.

Веру в мужской пол реанимирует слишком легко одетый студент. Без лишних вопросов подхватывает мою ношу. На немой вопрос радостно отвечаю, что не перевелись богатыри на земле русской, и один из них как раз участвует в эксперименте. Решаю использовать эту фразу и дальше, если повезет. Столько довольных богатырей не видела давно.

Настя: Пожалуй, просить деньги было самым сложным испытанием. Страшно, неудобно, даже стыдно. Сама терпеть не могу попрошаек, но на наркоманку или алкоголичку, надеюсь, не похожа. Перед тем, как приступить к поиску меценатов, обговариваем с Тамиллой тактику: никаких «Есть два рубля?!», сначала рассказываем трогательную историю о том, что забыли деньги дома, демонстрируем билетики, социальные карты, в общем, все, чтобы подтвердить свой статус бедного студента и, конечно, ладонь с горстью мелочи. На успех даже не рассчитываю. Заранее отдаю Тамилле кошелек, отсчитываю мелочь и направляюсь в сторону ожидающих на Площади Революции.

Решаю, что лучше сразу нырнуть в омут с головой и начинаю с мужчин, коими Площадь просто кишит. Иду по накатанной к самым молодым. Первым становится парень в огромных наушниках, качающий головой в такт музыке. На мое робкое прикосновение пальцами к рукаву реагирует отодвиганием одного наушника.

- Извините, я забыла кошелек и обнаружила, что не продлила проездной. Мне не хватает всего два рубля, может быть, у Вас найдется?

Хмурится, недоверчиво оглядывая меня. Выворачиваю карманы, раскрываю сумку, рассказывая о своей тяжелой судьбе. Все еще хмурясь, парень достает из кармана мелочь и высыпает мне в ладонь вместе с какими-то фантиками. Я так рада первому успеху, что совершенно искренне обнимаю его, поблагодарив миллион раз, словно он мне жизнь спас, а не мусор из кармана отдал.

Счастливая, пытаюсь сделать себя грустной для следующего испытуемого. С горем пополам, миллионом деталей и придыханием, но получаю заветные рубли еще от трех молодых людей. Затем натыкаюсь на мужчину лет тридцати в очках. В ответ на мою просьбу прижимает к груди айфон как самое дорогое, что у него есть, и с каменным лицом отрезает, что нет у него никакой мелочи и ничем он мне помочь не может. Обиженная, иду дальше. Новый молодой человек не просто отказывает, но даже сбегает к другой колонне. Примечаю компанию мальчиков, наверное, семиклашек. Те без задней мысли дают мне необходимую сумму и даже больше.

Демонстрирую пустую сумку и карманы, трясу социальной картой, почти плачу. Кажется, вошла в образ. Одна из девушек говорит, что мелочи нет, предлагает подняться наверх и снять деньги с карточки. Отказываюсь, но засчитываю. Ментальную пощечину получила от барышни с ярким макияжем, выжженными волосами и тысячей блестящих колец. Клянусь, могла бы она плюнуть мне в лицо, плюнула бы. Потом не получаю ни одного отказа, кроме последнего: женщина лет сорока, кроет меня так, что я действительно начинаю верить, будто кормлюсь на ее налоги и всю жизнь ей испортила.

Тамилла: Мы с Настей решили выбрать очень шумные, всегда с большой проходимостью, станции метро. Для меня это Библиотека им. Ленина, очень уж люблю её, а Насте по душе её пересадочная — Таганская. Ситуация из разряда «с каждым бывает». Телефон разрядился. Вот в самый ответственный момент он взял и отключился, и вы ни с кем не можете связаться, если что-то срочное. Продумав как следует свои шаги, мы отправились на поиски отзывчивых «мобильников».

Тамилла: О, эти нервные и нетерпеливые парни, ждущие свои половинки на станции. Их можно распознать по беспокойному лицу, машинальному взгляду на часы и голове, вертящейся по сторонам. К одному из таких парней, стоящих на Таганской, я подошла с якобы разряженным телефоном и взглядом котенка. После вопроса «Могу ли я воспользоваться вашим телефоном?» парень очень недоверчиво, посмотрев по сторонам, не следит ли кто за нами или не видит нас (я предполагаю, что ждал он свою даму, весьма ревнивую), протянул мне телефон и очень неуверенно произнес: «Минута». После такого, я сама уже стала озираться, не налетит ли на меня кто-нибудь с ором и кулаками за невинную просьбу. Так или иначе, парень, может, рисковал отношениями, чтобы помочь мне сделать один звонок! Спасибо тебе, пацан! И девушке помог и в грязь лицом не ударил!

Настя: Градус эксперимента повышается, когда мой телефон действительно садится. С ужасом понимаю, что с Тамиллой никак не связаться и нужно выложится на полную. Первая же девушка с радостью дает мне не только позвонить, но и зайти в ВК, когда Тамилла не берет трубку. Следующая телефон не дает, но ведет меня на улицу, к ожидающим ее подругам, которые наперебой предлагают свои гаджеты, а потом и вовсе ведут в сторону салона связи, чтобы я могла подзарядиться. На единственную неудачу даже внимания не обращаю.

Настя: Просьба уступить место — рваная рана в душе каждой бабушки и барышни на каблуках или в новых натирающих туфлях. Мы были совершенно не уверены в результатах опроса, но заранее договорились: никаких конфликтов ни со своим, ни с противоположным полом, выбираем только тех, кто вызывает доверие и не держит ничего тяжелого в руках. Уступаю первое, кхм, место Тамилле.

Тамилла: Попросить уступить место в метро оказалось легче легкого. И все мужчины прекрасно справились с заданием. Хотя некоторые потом смотрели с каким-то легким презрением, мол, не беременна, да и вроде как на 60-летнюю старушку не похожа, а просит уступить место. Ну, знаете, мало ли какой у меня сложный день был. Всем же не пожалуешься, к сожалению. Несмотря на то, что мои испытуемые справились с заданием, в вагонах частенько встречаются юноши, которые не уступают место ни старушкам, ни в принципе женщинам. И такие кадры сидели рядом со мной, пялясь в телефон, будто не замечая, что рядом стоит девушка на каблуках или что в вагон зашла пожилая женщина. Мальчики, дорогие, уступайте места почаще!

Тамилла: На самом деле, трудно было представить, как я подхожу к девушке и прошу уступить место. Мне казалось, что это как-то не нормально, что ли. К юноше подойти - да, но к девушке, мы же все такие хрупкие создания. И мои опасения в 3 из 10 ситуаций оправдались. Захожу в вагон на Третьяковской, он не то чтобы забит под завязку, но сесть некуда. Подхожу к девушке, отчаянно играющей во Fruit Ninja на айпаде, и прошу уступить место, при это страдальчески держусь за голову. На меня устремились глаза, полные возмущения. Одна бровь поднялась наверх и раздался дикий смех: «Я? Тебе? Да с какой стати!». Сказать, что я залилась краской с ног до головы, это ничего не сказать. Я ждала, когда мы наконец-то доедем до станции, чтобы выбежать из вагона и вообще не вспоминать об этом случае.

Настя: Ненавижу забывать дома наушники и просто обожаю быть тем самым бестактным человеком, который читает книжку через плечо попутчика. Спрашивать людей о том, чем таким интересным они занимают себя в пути, далось мне с особой легкостью. Еще на Пролетарской решаем с Тамиллой исключить из эксперимента газеты и журналы, только книжки, планшеты и прочие гаджеты. Я сажусь в поезд до Планерной, а Тамилла переходит на Крестьянскую заставу.

Тамилла: Люблю Крестьянскую заставу за то, что там один переход на фиолетовую ветку. А тех, кто назначил какую-то встречу на станции, прибивает, обычно, к противоположной от эскалатора стене. Честно сказать, не так много читающих девушек мне встретилось пока я маневрировала по станции. Но, если уж попадались такие, то предметом их восхищения были действительно выдающиеся книги: «Жутко громко и запредельно близко», «Убить пересмешника», «Грозовой перевал» и даже «Крёстный отец»! У меня улыбка с лица не сползала во время всего эксперимента, потому что приятно было видеть с какой жадностью книголюбы-девушки впивались глазами в свои любимые книги. Одна даже поделилась, почему читает именно «Одиночество в сети». Ей предстояло встретиться с парнем с сайта знакомств, с которым они общаются уже несколько лет.

Настя: Разговорчивых было немного. Один мужчина крайне возмутился, что я отвлекла его от чтения детектива в потрепанной жизнью обложке, и отказался отвечать на мой невинный вопрос. Большинство решило отделаться от меня названиями и фамилиями авторов. Так я узнала про «Темную башню» Кинга, «Карточный домик», «Мальчишник в Вегасе», «Преступление и наказание» Достоевского и «Подпольную империю». Пришлось делать вид, что ничего из этого не знаю и отчаянно гуглить, благодаря за ответ. Были и весьма разговорчивые молодые люди, например, мне с упоением рассказывали про новый сезон «Игры престолов», сюжет «Настоящего детектива» и подробности из жизни Марка Твена. Последний молодой человек предлагает вместе посмотреть «Ходячих мертвецов», когда я оказываюсь не в силах соврать, что ничего не смыслю в своем любимом сериале. Вопреки протестам Тамиллы, которая к тому моменту уже закончила эксперимент и не хотела меня ждать, доезжаю до конца ветки, досматривая с молодым человеком серию.

Эксперимент показал, что внешнее равнодушие не всегда означает внутреннее. Бессердечных людей можно найти везде, но московское метро — не их штаб-квартира. Люди готовы помогать, хотя иногда пугаются, стесняются и даже кидаются мелочью. Хотите больше отзывчивости в столичной подземке? Начните с себя.

--

--