Практика

Интервью с Дмитрием Панфиловым

Вопросы задавал Роман Васильев

Изображения публикуются с разрешения Panfilov Yushko Creative Group

Дмитрий Панфилов. Фото Андрея Фоменко

Если говорить по ваше становление как дизайнера, про учебу и выбор профессии, то вы типичный дизайнер?

Я не знаю, что такое «типичный».

Вы учились у Юрия Павловича Бударина?

Какое-то время да. Учился на кафедре дизайна Северо-Кавказского Политехнического университета, где выпускали дизайнеров без специализации. Просто дизайнер непонятно чего <усмехается>. Мы и машины рисовали, и фирменные стили, и книжки оформляли.

Юрий Павлович несколько курсов вёл. Пару раз я его пытался привлечь, приглашал к нам в офис провести мастер-класс по бумажной пластике, по разным прикладным вещам. Сейчас дизайнерам не хватает понимания материала, они считают, что всё делается на экране. Но Бударин всё время отнекивался, что ему некогда, а теперь уже мне это не так интересно.

Пекарня «Джем и крем»

По поводу «стандартного» дизайнера была одна история. Верстали каталог для некой клиентки из мира искусства, и она дизайнеру что-то сказала насчёт композиции. А он спокойно так отвечает, что не знает, что это такое. Она ко мне поворачивается с круглыми глазами и шёпотом: «Дима, он не знает композиции!». А человек просто пошутил. Вот так. У нас не работают дизайнеры с образованием. По-моему, если у человека есть образование, скорее всего, он тут работать не будет.

Какой вы запомнили свою учёбу?

Я, если честно, профукал вообще всю учёбу. Я же случайно попал на дизайн. Год ходил на курсы «Финансы и кредит», так как обучался в школе с экономическим уклоном. В 10 классе прочёл Котлера и другие книжки по маркетингу и у меня на этой теме «поехала крыша». Решил, что экономическое образование – это моё. На следующий год я занялся написанием какого-то маркетингового исследования. Но тут на этих курсах произошел следующий случай. Преподаватель вызывает меня к доске решать пример. Видит, что я не справляюсь. Берется за это сам и понимает, что сам не может, заливается краской. В общем, он нас разогнал, остался решать один. Тут я понял, что совершенно ничего не понимаю в математике. Если я продолжу этим заниматься, то буду каждый день переступать через себя и мне это дело быстро разонравится. Тут впереди замаячила армия, разные вещи пугающие… А почему бы мне не пойти на дизайн? Это же легкотня – картинки рисовать.

Серия этикеток для настоек «Старый доктор». Входит в ТОП-10 рейтинга брендов успешных новинок 2017 по версии журнала «Forbes», №01 (166) 2018

Преподаёте ли вы? Проводите мастер-классы, делитесь опытом?

Про опыт… Нашей компании в этом году исполняется 10 лет. До этого лет 5 я работал в разных конторах, по факту занимаясь тем же самым.

Мы периодически проводим мероприятия. Не программные, скорее пробные, познавательные. Привозим известных российских дизайнеров. Опытом делились Денис Башев, Вова Лифанов. Покрас Лампас, который по сути тоже дизайнер. Возможно, это были образовательные проекты. По пятницам мы встречаемся в студии с разными людьми, которые помогают дизайнерам в работе. Это владельцы предприятий, заказчики. Были даже мысли сделать дизайн-школу у нас в городе. Всё может быть.

Мастер-класс Покраса Лампаса в Ставрополе

Как вы оце­ни­ва­ете со­вре­мен­ную си­сте­му под­го­тов­ки гра­фи­че­ских ди­зай­не­ров в России? К вам приходят на работу подготовленные ребята? И только ли с дизайна?

Ужасно. Тут всё очень плохо. В институтах людям вбивают в голову много разных вещей, не имеющих отношения к реальной жизни. Что бы там преподаватели ни говорили, в итоге они создают свои копии. Очень мало выходит по-настоящему самостоятельных личностей, готовых создавать что-то своё. Из отличников не получаются хорошие дизайнеры. Бывают, конечно, исключения.

В идеале где-то на втором-третьем курсе студент начинает погружаться в эту тему, брать заказы.

Конечно. Но у нас в студии только один дизайнер имеет художественное образование. Не могу сказать, что это очень помогло ему в жизни…

Знаю, у вас трудилась Алла Костина, с которой мы вместе учились.

Да, Алла. Выходит, за всё время работало лишь два человека с образованием.

Я считаю, что если ты хочешь чего-то добиться, надо постоянно вкладывать деньги в себя. Нужно ездить на мероприятия, мастер-классы при каждой удобной возможности. Самый полезный опыт я для себя вынес, когда в Барселоне у Дениса Башева украли рюкзак с документами. Он совершенно спокойно себя повёл. Пошёл, написал заявление, и уже на следующий день мы гуляли по городу, что-то обсуждали, смеялись. Вот так и надо себя вести. В жизни всегда происходят форс-мажоры, не стоит полагаться на планы. Уже лет пять, наверное, мы знакомы с Денисом, и видно, что он ведёт работу над собой, пытается стать лучше. В каждом плохом, с моей точки зрения, дизайнере, он пытается найти что-то хорошее. Я пока ещё не на таком уровне.

Ореховая паста TUT NUT

Читал, что вы стали амбассадором фестиваля дизайна «Среда» в Ставрополе.

Я не знаю, что это значит. Мы общались с Бунковым, и он попросил меня, на взаимовыгодных условиях, помочь в развитии дизайнерского сообщества в Ставрополе. Они будут помогать, например, с подбором и привозом спикеров сюда.

Вы помните свой первый коммерческий заказ? Я видел ваше портфолио на Free-lance.ru…

Прям первый? В девятом классе рисовал для газеты «Аргументы и факты» карикатуры, иллюстрации. Для местного вкладыша. На втором курсе мы придумали оформление хлебного отдела для магазина «Пушкинский». Из дерева полностью собрали витрину, мельницу, колосья какие-то… Выходит, это был мой первый заказ, связанный с дизайном.

Помню вы предложили свой вариант туристического бренда Ставрополя. В администрации его не приняли?

Приняли. Мы выиграли этот конкурс, и он даже был использован на каком-то сайте с экскурсиями по городу. Кто-то делал с этим логотипом сувениры. У администрации было множество планов, идей…

Выходит, с государственными учреждениями нелегко работать? Стоит ли дизайнеру в эту сторону копать?

Да копать надо во все стороны. Да, это сложно. На мой взгляд, уровень образования даже в культурной среде невысокий. Людям сложно оценить то, что ты делаешь. Кроме того, тяжело в плане оплаты. Ты не можешь заработать, не можешь положить проект себе в портфолио. Происходит несколько этапов утверждения. Это может быть бесконечная работа, которая никогда не закончится, потому что множество людей участвует в принятии решений. Людей, которые даже не являются собственниками организации. Много людей = много мнений = много правок.

Что скажете о превалировании латиницы в дизайне у нас в стране?

Это обусловлено 90-ми годами. В это время у людей был голод по импортным товарам. Всё что привозилось из-за границы, подписывалось латиницей. Этот эффект остаётся до сих пор. Сегодня, если ты пишешь латиницей, ты можешь быть смешон. Уровень образованности заказчика растёт с каждым днем. Зачастую, клиент может больше рассказать о дизайне, чем твои коллеги. Латиница уже вызывает определённые сомнения, так как существует очень много успешных качественных русских брендов. Кроме того, появился тренд на всё отечественное.

Латиница выглядит более гармонично, у неё жизненный путь длиннее. Она же не менялась со своего возникновения. Кириллица существует недолго, особенно в том виде, в каком мы её знаем. Мы можем прочесть буквы на римских колонах. То, что написано в славянских церковных книгах прочесть сложно.

А если, допустим, заказа в городе нет? Ну, такого, который вам интересен. Нужно ли его искусственно создавать и делать дизайн для себя?

Всегда нужно делать дизайн для себя. Нет ничего хуже нереализованных идей. Мы всё время делаем концептуальные проекты. Они возникают каждый день, но не всегда доходят до реализации, пусть даже графической.

Йога-клуб для любителей вина

Может, стоит подождать и воплотить замысел позже?

Нет, что отложено, то потеряно. Делая концептуальные решения, ты точно так же ставишь перед собой цель. С одной стороны, получаешь опыт, с другой – влияешь на общий культурный уровень.

Для этого существует Фейкстиваль. Хороший пример – дизайнер Татьяна Фарба, которая закончила Британку в этом году. Буквально на днях она со своим учебным проектом для косметологической компании собрала все мыслимые и немыслимые награды. Её проект выкупили и реализовали. По-моему, это круто.

Знаю, что вы работаете с мастерской высокой печати «Степная сорока» в Краснодаре. Это типа «Демонов печати» в Москве? С ручным прессом и металлическими литерами?

Да, типа того. Ребята очень классные, настроенные на общение. Настоящие фанаты своего дела. Дизайнерам по образованию, им хотелось заниматься чем-то настоящим. Они купили старый пресс гейдельберговский, которому больше ста лет. Ручная настройка, каждый отпечаток получается уникальным. Покупали в разборе, собирали несколько месяцев, и год настраивали, учились печатать в гараже. Позже они заказали ещё один пресс, более удобный, в закрывающейся типографии в Германии, уже в сборке. Он позволяет не делать ручные приладки и точнее попадать в цвет.

Наш проект «The Blue Dog» они печатали. Высокая печать позволяет делать очень эффектные решения. Обязательно используется хлопковая бумага, мягкая и пористая, она хорошо продавливается. Изготавливается пресс-форма, но не металлическая, как раньше, а пластиковая. На прозрачную пленку наносится, лазерным принтером, по факту, черно-белая печать, которая засвечивается в таком коробе. Нарастает пластик, и в итоге получается форма с объёмными выступающими элементами. Она помещается в машину, прижимается к бумаге и на выходе получается такой вот оттиск. Это недёшево, но результат того стоит. Так как мы делали небольшой тираж, то это проще, дешевле и качественней, чем офсетная печать.

Упаковка для кальвадоса «The Blue Dog»

Таких мастерских очень мало, и это настоящее искусство. Вообще, весь дизайн всё больше приближается к искусству. Люди, считающие его просто функционалом, на мой взгляд, сильно ошибаются.

Что представляет собой ваше арт-директорство?

Мне приходится этим заниматься. У нас, на самом деле, не совсем правильно это организовано. В классической дизайн-студии есть креативный директор, копирайтер и т.д. Они образуют творческие группы по проектам. Работают слаженно, каждый выполняет свои функции. Я стараюсь не вмешиваться в процесс, делаю это, только если вижу у сотрудника ступор. Опять же, все сотрудники носят отпечаток определённой личности, к сожалению. Я пытаюсь с этим справиться, найти человека, который бы воспринял на себя часть моих обязанностей. Пока я такого не нашёл.

А как же ваш партнёр Роман Юшко? В компании он менеджер, а вы художник?

Грубо говоря, так и есть. Изначально он тоже занимался дизайном, пару лет точно. Но так как это бизнес, ему, к сожалению, пришлось взять на себя другие функции. Я лично всегда прислушиваюсь к его мнению, в том числе, когда дело касается дизайна.

5.11.2019

--

--