Возвращены или отобраны?

Kira Argounova
А есть А
Published in
4 min readFeb 6, 2017

С начала года российскую общественность будоражит вопрос о передачи церкви памятников культуры в Петербурге и Севастополе. Особенно остро идет дискуссия по вопросу об Исаакиевском соборе, всемирно известном символе Северной столицы.

В 2015 году губернатор Санкт-Петербурга Г. C. Полтавченко отказал епархии в передаче собора. В заявлении было отмечено значение храма как источника городского бюджета. Однако 10 января 2017 года было решено передать Исаакиевский собор РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование с сохранением музейно-просветительских функций. Предполагается, что владельцем собора останется город, а представители Церкви обещают расширить его музейные функции и сделать вход бесплатным. Вместе с Исаакиевским в “руки” РПЦ планируют передать Смольный и Сампсониевский соборы. Все они, а также храм Спаса-на-Крови, входят в ГМП «Исаакиевский собор». Несмотря на обещания церкви и категорично-уверенный тон губернатора, подобные решения не нашли поддержки в Петербурге и других регионах. Были созданы петиции против передачи соборов и за отставку губернатора Г. Полтавченко. 28 января на Марсовом поле состоялась акция протеста в формате встречи избирателей с депутатами. Она не осталась незамеченной и стала поводом к внесению законопроекта от «Единой России» о приравнивании встреч парламентариев всех уровней с избирателями к митингам. В вопросе о передаче соборов акции протеста и петиции никакой роли не сыграли.

Однако далеко не все выступают против указа губернатора. Депутат Государственной Думы В. Милонов планирует провести ответную акцию в поддержку передачи соборов Церкви. Его первая инициатива проведения крестного хода не была одобрена петербургской епархией.

Единого мнения, не говоря уже о плане дальнейшего развития и работы соборов, нет даже внутри Церкви.

Передача петербургских соборов РПЦ уже началась, а на Крымском полуострове идет активное обсуждение схожего вопроса. Симферопольская и Крымская епархии обратились с просьбой передать Церкви 24 здания на территории музея–заповедника “Херсонес Таврический”, где ранее был мужской монастырь, а сейчас находятся фонды и экспозиции херсонского музея. Руководство заповедника отрицательно отнеслось к такой инициативе, считая, что она повредит развитию музея. Раньше музей уже шел на уступки Церкви: администрации музея была вынуждена сделать свободный вход в заповедник, чтобы верующие могли беспрепятственно посещать действующий храм на его территории.

Для передачи соборов в Петербурге и Херсонесе нет ни исторических, ни правовых оснований. Соборы Петербурга имеют особое историко-культурное значение. Это не просто памятники архитектуры XVIII и XIX столетия, но и символы определенных событий русской истории. Они с момента своего создания обладали особым статусом — знаменитый Исаакиевский собор, воздвигнутый Огюстом Монферраном в середине XIX века, никогда не принадлежал собственно церкви и до революции 1917г. управлялся специальной комиссией. В то же время храмы были доступны для богослужений. В Исаакиевском соборе они были возобновлены в 1990-х гг., а в Сампсониевском в 2000г.

Что касается Херсонеса, то там и до революции существовал музей-заповедник, посвященный истории греческого полиса, являвшегося на протяжении 2000 лет политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Помещения, о которых идет речь в просьбе епархий, на сегодня являются запасниками музея и реставрационными мастерскими, позволяющими сохранять бесценный древний город, связывающий древнерусскую и европейскую историю.

Что качается правовых оснований для передачи соборов, то пункт 2 ФЗ №327 от 30 ноября 2010 года гласит: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации». Таким образом, он исключает ГМП «Исаакиевский собор» и музей-заповедник «Херсонес-Таврический» из ряда соборов, подлежащих передаче РПЦ.

Помимо отсутствия реальных оснований для передачи памятников церкви существуют и другие проблемы. Наибольшую озабоченность у работников музеев и специалистов вызывает необходимость периодической реставрации и поддержания памятников культуры в жизнеспособном состоянии. Это возможно при наличии государственной поддержки и при участии квалифицированных специалистов, однако вряд ли это под силу Церкви. Даже глава экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин признал правомерность многих нареканий по поводу некачественных реставрационных работ на памятниках культуры религиозного назначения, проводимых РПЦ.

Передача соборов также приведет к ограничению их музейно-просветительской деятельности. Несмотря на любые заверения представителей Церкви, будут закрыты царские врата, женщинам будут недоступны некоторые помещения собора, неизбежно исчезнет часть экспозиции, будет ограничен экскурсионный поток.

Нельзя не учитывать и экономические последствия. С исчезновением музея Исаакиевского собора безработными станут 158 человек, а казна Санкт-Петербурга будет лишена около 100 млн. рублей налога ежегодно. В случае передачи помещений херсонского музея Церкви, ЮНЕСКО планирует и вовсе исключить заповедник из списка Всемирного наследия.

Но можно ли достигнуть компромисса в решении этих проблем? На мой взгляд, наилучшим вариантом является совместное использование соборов. Такой формат позволяет сохранить музейную деятельность и при этом дать Церкви возможность проведения богослужений в храме. «Исаакиевский собор совместно использовался, никаких препятствий со стороны музея не было. Службы проводили — и каждодневные, и в праздничные дни, и там хоры устраивали. Музей этому совершенно не препятствует, это наоборот обогащает музейную работу, и музей готов в этом содействовать, и вести научную реставрацию. Но церковь музейные функции не исполняет и не будет исполнять, это уже показал опыт”, — комментирует ситуацию исполнительный директор Союза музеев Борис Аракчеев.

Безусловно не стоит принимать подобные решения единолично. Вопросы культурного и исторического наследия должны решаться гражданами, а не чиновниками. Это поможет избежать конфликта, даст возможность выражения максимального количества точек зрения и будет способствовать развитию гражданского общества. Сейчас власти игнорируют протесты петербуржцев и продолжают процесс передачи Исаакиевского, Смольного и Сампсониевского соборов Церкви.

--

--