Цифровой социализм. Надежды и тревоги в новую эпоху

Идея цифрового контроля не нова. Само по себе возникновение Интернета в значительной степени было сопряжено с работой военных, лишь впоследствии раскрыв колоссальный потенциал в гражданской сфере. Потому тревоги и надежды по поводу будущего IT-технологий вполне логичны и обоснованы.

В представленном докладе (с прошедшей конференции “Капитализм и Свобода”) Вячеслав Костров обозначил 3 наиболее опасных для капитализма пути развития:

- Новый патернализм
- Ликвидация наличных денег
- Уход от материального права

Поговорим о них подробнее, с объективистских позиций.

1) Новый патернализм представляется докладчику вероятным, как реакция на растущую “компетентность” корпораций и частных агентств. Я беру слово “компетентность” в кавычки, поскольку категории успеха на рынке, привычные нам из прошлого века (умение найти и удержать клиента, создать качественный продукт с наименьшими издержками) сегодня существенно меняются. В. Костров приводит метафору “тотальной охоты”, когда предприниматели при помощи непрерывного и повсеместного сбора информации и анализа Big Data в коммерческих целях получают во владение по сути неограниченную никакими рамками информацию о личной жизни.
Границы применимости такой информации трудно определить и проанализировать — история не знает прецедентов подобного суррогата всезнания. Потому наиболее настороженные мыслители (в их числе и автор доклада) беспокоятся о возможной утрате автономности мышления потребителем. Дескать, марксово пугало — тотальный контроль алчных корпораций над сознанием, наконец, станет реальным.

Объективисту трудно согласиться с подобным предположением. Сознание неотчуждаемо от человека и строго субъективно. Как бы тщательно не осуществлялся сбор информации, он всегда будет вовне мышления и потому реакционен. Гораздо вероятнее, что наша будущая экономическая модель отойдет от массового производства ХХ-го века и станет ближе к ХIХ-му: когда вся производственная цепочка, подобно заказному костюму, будет выстраиваться вокруг каждого конкретного человека в отдельности. Мы уже являемся свидетелями подобной перестройки: сегодня трудно найти 2 одинаково настроенных планшета, истории поиска или рабочих стола компьютера. Виртуальный мир, не теряя свойств общедоступности, всецело формируется вокруг каждого отдельного пользователя, создавая индивидуальный сервис из уникальных информационных цепочек.

Однако, главная тревога автора доклада состоит в том, что иррациональные страхи избирателей позволят чиновникам получить больший контроль над частным сектором. В самом деле, сегодня в США повсеместно распространяется убеждение, что такие компании как Google, Facebook, Uber стоит подвергнуть проверкам в той же мере, как и государственные компании. Глубок также и интерес чиновников к открываемым ими возможностям: исследования эмоциональной и политической активности пользователей Facebook широко освещались в СМИ. Главная тревога избирателей — нарушение границ частной жизни — никуда не денется, но новый патернализм породит (а в России или Китае уже порождает) новые, современные формы государственного капитализма, гораздо более “компетентного” и потому более опасного, чем все предыдущие.

2) Ликвидация наличных денег так же уже почти сбывшееся пророчество. Большая часть денег мира сегодня представлена исключительно в виртуальном виде. Их необеспеченность реальными благами (и, как следствие, сращение с аппаратом насилия) — проблема с точки зрения представителей Австрийской экономической школы, грозит стать катастрофой. Необеспеченные деньги, вопреки конспирологическому мифу вовсе не расширяют власть банкиров, а напротив — ставят последних в зависимость от правительства и военных сил. Прежде всего потому, что если деньги не привязаны, например, к золоту (или иному реальному благу), то их ценность начинает регулироваться, главным образом, приказом государства. Ликвидация наличности усугубит этот эффект монополией и возможностью по приказу лишать любого человека всех ценностей и даже самой способности вести какой-либо обмен. Что в свою очередь неизбежно породит черный рынок, параллельные незаконные валюты и, соответственно, больший государственный контроль над интернетом.

3) Вопрос ухода от материального права редко ставится как проблема. На прошедшей конференции один из докладов был посвящен перспективе замены части правительственных функций системами на основе блокчейна. Здесь хочется всплеснуть руками от негодования: удивительно с каким упорством и либералы, и марксисты с разными целями приходят к одним и тем же методам. Марксисты желали заменить предпринимателя компьютером, либералы желают того же чиновникам. Объективизм, при всей его любви к рациональности и технике никогда не забывает, что единственный ее источник — человек, как носитель разума. Очевидно, что мы ждем разумности как от предпринимателя, так и от чиновника, потому замена кого-либо из них техническим средством — крайне сомнительное предприятие.

В. Костров отмечает и некоторые технические недостатки подобной замены. Во-первых, блокчейн формирует систему, серьезно отличающуюся от привычной нам римской модели права. Сделки в нем бесповоротны и безальтернативны. Он определенно упростит систему, но хорошо ли это для права? Не лишит ли его гибкости и способности адаптироваться к естественному порядку?
Во-вторых разрыв между реальным и виртуальным, переданный в руки государства, может породить следствия, сходные с нынешней денежной политикой: право может стать виртуальным и конъюнктурным явлением, выхолостив само свое содержание и связь с объективным миром.

Подводя итоги, хочу отметить еще несколько базовых вещей относительно перспектив нового социализма. Каким бы ни был дальнейший путь развития — он будет выстроен вокруг индивидуальных привычек, мышления и поведения отдельных людей. В техническом смысле коллективизм проиграл, вероятно, на десятилетия вперед. Однако, патерналистская этика, как и прежде, представляет серьезную угрозу капитализму и свободе обмена.

Социализм утрачивает себя и как гуманистическое направление. Даже в тематической литературе, восхваляющей новый государственный капитализм, уже не заметны марксистские размышления о человеческом развитии. Социализм и в экономике, и в политике стал инструментальным: вэлфер как средство подкупа избирателя, отрицательный процент как способ скрыть нерациональность денежной политики. На смену человекоцентричности социализма приходит Big Data и социология. Что, конечно, качественно снизит идеологический и моральный уровень его сторонников.

В 50-х социализм в Америке победил, навязав либералам свои лозунги. Сегодня социализм заимствует лозунги у либералов.

А есть А

Для тех, кто хочет понять объективную реальность. Who is John Galt?

)

    Для тех, кто хочет понять объективную реальность. Who is John Galt?

    Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
    Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
    Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade